Посвящается 7 страница

Четвертый принцип - разнообразия - обусловливает необходимость учета специфических характеристик всех элементов (частей) многоуровневой системы социального пространства и времени при разработке социальных технологий (в зависимости от масштаба общественной проблемы принято выделять универсальные и частные социальные технологии). Приоритет гуманизма, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле составляет пятый принцип, который необходимо принимать во внимание при оценке любой социальной технологии.

Стратификационно-классовый подход как шестой принцип разделения социального пространства и времени также применяется в типологии социальных технологий. Седьмым основанием для классификации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду социальными институтами, социальными общностям и другими структурными образованиями, рассматриваемыми как относительно самостоятельные целостности (подсистемы). Деятельностный подход как восьмой принцип типологизации социальных технологий предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и на оптимизацию самой деятельности по его освоению (придание ей наилучшей формы, определение этапов, выбор средств достижения цели и т.д.).

Предметом социальной технологизации являются следующие процессы: 1) внутриличностные (самовоспитания и др.); 2) межличностные (утверждения лидерства и др.); 3) личностно-групповые (адаптации, дезадаптации и др.); 4) межгрупповые (национального самоопределения, интернационализации и др.); 5) происходящие внутри общества (социальной дифференциации, мобильности, ассимиляции и др.); 6) глобальные, происходящие внутри человечества (межгосударственной интеграции, демилитаризации и др.). Социальные процессы реализуются в трех основных формах: 1) последовательного изменения состояния социального объекта; 2) последовательных действий субъекта; 3) осуществления определенной технологии.

Социальные процессы можно рассматривать с разных точек зрения. Структурный анализ позволяет выделить содержание, форму, элементы и состав участников социального процесса. При рассмотрении в динамическом аспекте главное внимание уделяется временному измерению социального процесса (его стадии, фазе, продолжительности, интенсивности, темпу, ритму, состоянию, обратимости и т.д.). С точки зрения факторной составляющей социального процесса особое значение придается условиям его осуществления и причинной детерминации (определении внутренних и внешних источников, которые воздействуют на процесс). При этом факторы могут разделяться на положительные или отрицательные, прямые или косвенные и т.д.

При разработке и применении социальных технологий целесообразно типологизировать социальные процессы по следующим критериям: 1) роли в социальной системе (содействующие или нет формированию, функционированию, стабилизации, адаптации, эволюции, революции, модернизации, распаду одной социальной системы и переходу её в другую). 2) содействующие или нет социальной мобильности; 3) улучшающие или нет социальную организацию (реорганизации, дезорганизации и т.д.); 4) сферам распространения (экономика, политика, культура, образование, наука и др.); 5) характеру и общей направленности (функционирование или развитие, прогресс или регресс); 6) масштабу, уровню протекания (локальный или глобальный); 7) результатам, социальным последствиям (конструктивные или деструктивные); 8) продолжительности (кратковременные или долговременные); 9) содержанию (объединяющие людей, содействующие их самоорганизации, коммуникации, сближению, приспособлению, уравниванию, или разъединяющие индивидов, ведущие к соперничеству, оппозиции, конфликту); 10) степени управляемости; 11) мере допустимых ограничений (условий), накладываемых на социальный процесс и 12) уровню эффективности, который отражается в оценке социального процесса при сопоставлении фактического и ожидаемого результата.

Внедрение инновационной социальной технологии управленческой деятельности включает в себя три взаимосвязанных этапа. На первом из них субъект управления должен не только определить проблемную ситуацию, главную и промежуточные цели технологизации объекта управления, выявить его взаимосвязи, взаимодействия и основные тенденции (закономерности) функционирования и развития, расчленить данный объект на составляющие компоненты и познать основные элементы структуры объекта управления, но и формализовать реальные процессы, представить их в виде совокупности определенных показателей, процедур или операций (то есть осуществить диагностику объекта), выработать стратегию действий.

На втором этапе предполагается построение модели, отражающей процесс целенаправленного постепенного преобразования социального объекта (как специфического элемента целостной системы) с учетом требования стратегического решения. Здесь уже сам процесс инновационной социальной технологии расчленяется на внутренне взаимосвязанные и скоординированные по времени периоды (направленные на достижение запланированного результата) с учетом характера требований, предъявляемых к объекту воздействия.

При этом важно не только обеспечить нормативную (близкую к оптимальной) меру развития управленческого процесса и прогнозируемость намеченного результата деятельности, но и выработать тактику решения конкретных задач, обосновать варианты действий, осуществить выбор оптимального варианта действия и принять волевое решение. Этот этап связан с выбором основных средств и форм преобразования объекта управления, разработкой способов получения, обработки, анализа и проверки информации о нем и приемов трансформации эмпирических данных в теоретические выводы и практические рекомендации.

Поскольку успех реализации любой социальной технологии определяется однозначностью выполнения включенных в неё процедур и операций, то на третьем этапе необходимо добиваться максимального соответствия результатов действий субъекта управления параметрам, предписанным технологией. Этот этап характеризует практические усилия по разработке социальных технологий и определяет пространственно-временную расположенность управленческих операций и объем необходимых для их проведения всевозможных ресурсов.

Здесь происходит распределение задач между исполнителями, психологическое обеспечение исполнения, координация и регулирование процесса исполнения, контроль исполнения, а также сопоставление затраченных ресурсов (человеческих, материальных, финансовых и др.) с запланированными и достигнутыми результатами, выявление новых проблемных ситуаций и переход к определению новых или уточнению старых целей управленческой деятельности. Без учета всей этой специфики менеджмента трудно создать соответствующие условия для оптимизации управляемых процессов и повышения их эффективности.

При формировании и поддержке инновационной среды, побуждающей работников к деятельности с полной отдачей сил и знаний, необходимо учитывать множество различных элементов. Все факторы, влияющие на создание продуктивной трудовой среды, можно сгруппировать в шесть совокупностей. К первой из них, человеческим элементам, можно отнести личные взаимоотношения, потребности, интересы, ценности, нормы, ожидания, мнения, установки, ориентации, мотивацию работников, их квалификацию и мастерство, уверенность в собственных силах и возможностях, восприятие ими окружающей среды и её оценка и т.д..

Ко второй совокупности, технико-технологической, можно отнести различные факторы производства, влияющие на изменение структуры и форм занятости: применение оборудования, помогающего производительно работать, совершенствование организации труда, включая усиление роли интегрированных трудовых функций и организующих групповых форм трудовой деятельности и т.д.

К третьей – все административно-управленческие факторы, включая иерархическую структуру данной организации и характер её взаимодействий с другими органами (фирмами, предприятиями и т.д.), а также программы повышения качества трудовой жизни (согласующие потребности организации с потребностями её работников), создание системы непрерывного обучения кадров, ориентацию всех способов стимулирования на новаторство, поддержку и развитие экономической активности работников, повышение качества и производительности их труда, привлечение к подготовке и реализации управленческих решений, обеспечение всеми необходимыми для эффективного производства ресурсами и т.д.

К четвертой совокупности следует отнести социально-экономические факторы, в состав которых входят: создание и внедрение эффективных форм сотрудничества работников, профсоюзов и администрации организации, усиление взаимодействия кадровых служб с государственными органами, применение прогрессивного опыта управления человеческими ресурсами и т.д.

Пятую совокупность образуют социально-культурные факторы, среди которых большое значение имеет система выработанных обществом или данной организацией социальных ценностей, норм, установок, стандартов поведения и т.д., регламентирующих действия социальных групп и отдельных личностей и побуждающих их вести себя определенным образом.

К шестой совокупности относятся факторы динамики рабочей силы, товаров и услуг, представляющие собой такие социальные изменения (параметры) системы рыночных отношений, которые основаны на купле-продаже способностей к труду и произведенной продукции, то есть определенные сдвиги в отношениях собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных, социальных и духовных благ.

При создании продуктивной трудовой среды важно также учитывать особенности групповой динамики. В начальный период деятельности социальной организации решающее значение приобретает формирование эффективной команды, в которой в полной мере проявляются сильные стороны работников и компенсируются слабые (это первая задача руководителя). Смысл комплектования такой группы заключается в том, чтобы собрать в единое целое людей, имеющих близкие (или согласованные) взгляды и позиции по поводу определенной проблемы, наладить их личные взаимоотношения и взаимодействия во имя достижения конкретного результата.

Второй задачей, возникающей перед менеджментом в процессе создания продуктивной среды, является обеспечение сплоченности социальных групп (действующих в организации) на основе выработанной (принудительной или добросовестной) общности цели, интересов, оценок, норм, действий и т.д., что связано с формированием коллективного сознания и коллективного мнения, которые могут оказывать конструктивное воздействие на совмещение (соединение) интересов отдельного работника с интересами всей организации.

Эта совместимость становится важной предпосылкой возникновения межличностных симпатий, необходимых для решения третьей задачи - сплочения отдельных людей в коллектив, где формируется высокая согласованность действий всех работников организации, умножение их сил, взаимная помощь, поддержка и может получаться более высокий результат, чем, если бы каждый из них трудился поодиночке.

Совместимость и сплоченность членов коллектива являются условием решения четвертой задачи управления при формировании продуктивной трудовой среды – достижение сработанности членов организации, которая реализует собой такой эффект (синергетический) взаимодействия людей, который позволяет усиливать их индивидуальные потенциалы ради достижения максимально возможного успеха совместной деятельности. Пятой задачей менеджмента при создании продуктивной трудовой среды является формирование гуманистических отношений между руководителями и подчиненными (отношений взаимного уважения, доверия, общей заинтересованности в успешной деятельности организации и т.д.).

Шестая задача управления при создании продуктивной трудовой среды состоит в налаживании конструктивных, эффективных взаимоотношений между различными структурными элементами (звеньями) организации с целью оптимизации их совместной деятельности, а седьмая – в создании доброжелательного, благоприятного социально-психологического климата, что в решающей степени предопределяется: 1) уровнем развития доверия между членами трудовой ассоциации, 2) осознания каждым работником личной ответственности за успех совместной деятельности, 3) мерой справедливости системы стимулирования качества и количества труда и 4) умелым предотвращением или оптимальным (для развития организации) разрешением возникающих конфликтов.

Становление благожелательного социально-психологического климата во многом связано с решением восьмой задачи менеджмента – обеспечение открытости коммуникационных каналов, помогающих свободной циркуляции информации внутри организации (как между группами, так и между отдельными сотрудниками).

И, наконец, девятая задача управления при создании продуктивной трудовой среды – регулярное изучение (диагностика) социально-психологических особенностей людей, с которыми менеджер сталкивается в процессе совместной деятельности. При этом важно учитывать, что кроме четырех альтернативных пар психотипов личности (экстраверт – интроверт; сенсорный – интуитивный; мыслительный – чувствующий; решающий – воспринимающий), существуют и различные соционические типы людей (вундеркинд, сибарит, предприниматель, блюститель и др.), которые различаются не только организацией психики, но и способом решения социальных проблем, манерой поведения, спецификой строения тела (конституцией), моторикой, особенностями интонации и тембра голоса и т.д. [17]

Решение всех этих задач целесообразно расчленить на несколько взаимосвязанных компонентов: 1) планирование человеческих ресурсов, что предполагает обоснованное определение потребности в сотрудниках и разработку системы кадрового обеспечения всех задач и функций конкретной организации; 2) подбор специалистов на вакантные должности и создание кадрового резерва (списка потенциальных претендентов на возможные вакансии); 3) оценка кандидатов на определенные должности и отбор наиболее подходящих из них; 4) управление трудовой мотивацией (установление оптимального соотношения различных стимулов труда, в том числе определенной величины зарплаты и обоснованных льгот для привлечения, найма и сохранения персонала организации); 5) профориентация и адаптация работников для ускорения их включенности в деятельность организации, то есть более быстрого освоения ими как межличностных, внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий сотрудников, так и субординационных (руководства и подчинения) отношений; 6) подготовка совокупности критериев оценки результатов трудовой деятельности работников и контроль за их профессиональным и должностным продвижением (деловой карьерой), что связано с разработкой системы социальных показателей, методик их расчета, способов доведения данной информации до всех сотрудников и определением уровня овладения каждым специалистом знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения конкретной работы (на основе результатов этого анализа могут быть сделаны выводы о необходимости повышения, перемещения, понижения или увольнения тех или иных сотрудников); 7) подготовка руководящих кадров (управление продвижением специалистов по должностным позициям), связанная с разработкой программ усиления действенности их труда, развития способностей, повышения знаний, совершенствования умений и навыков, необходимых как для обеспечения социального развития организации, так и для предупреждения (или своевременного и правильного разрешения) возможных конфликтов.

В заключение очень важно отметить, что эффективное использование приоритетных социальных технологий создания продуктивной трудовой среды в практике управления человеческими ресурсами определяется не только профессиональными знаниями и администраторскими способностями менеджмента применять средства активного воздействия на кадровый потенциал организации для выявления и мобилизации всех его ресурсов и ориентации их на достижение максимально возможных результатов в процессе достижения поставленных целей. Не меньшее, если не большее значение имеют морально-политические качества руководителя, прежде всего, патриотизм, гражданская ответственность, добросовестность, уважительное отношение к людям, забота о многостороннем развитии личности каждого подчиненного.

Глава 11. Теоретико-методологические

и методические особенности социологического исследования проблем управления

Для более успешного освоения знаний, умений и навыков, необходимых для научного анализа проблем управления, целесообразно охарактеризовать основные понятия, методы и принципы организации социологических исследований, способы формулирования проблемы, определения цели и задач исследования, приемы разработки инструментария и использования полученной эмпирической информации в практике применительно к управленческой деятельности.

Социальное управление правомерно рассматривать как особую систему, включающую субъект и объект управления, собственно процесс управления и обратную связь между объектом и субъектом. Одним из важных направлений деятельности менеджмента является раскрытие сущности различных явлений и процессов самоорганизации сложных систем, закономерных тенденций и динамики социального развития. В современном управлении исследовательская деятельность, особенно мониторинг изменений общества и всех его подсистем, как показывает передовая практика, должна составлять не менее 30% времени или усилий руководителя.

Ни один из социологических методов исследования сам по себе не может полностью обеспечить решение какой-либо сложной проблемы управления, поэтому необходимо использовать весь арсенал существующих в социологии способов изучения объективной реальности. Универсальным методом исследования является диалектический, который отождествляется с определенной философией.

Важно, однако, иметь в виду, что всеобщий философский метод следует применять с учетом специфики управленческой деятельности и самих объектов управления. Поэтому он конкретизируется в специальных методах прикладных социологических исследований. Методический инструментарий этих исследований весьма разнообразен и основан на качественных и количественных подходах к анализу управленческой деятельности.

Количественные методы связаны с замером определенных параметров социальных явлений, а качественные методы (их около 40) дают возможность изучить (в содержательном, смысловом аспекте) установки, мотивы, оценки, ценности, ориентации, мнения, интересы, потребности, суждения и причины поведения людей, исследуя достаточно небольшое число респондентов. Рассмотрим по необходимости кратко лишь шесть из них.

Социометрический тест (процедура) [18] используется для измерения свойств малой социальной группы (коллектива) как целостного образования. В принципе для анализа малых групп можно использовать четыре вида показателей: 1) характеристики, связанные с содержанием социальных ценностей и норм, а также определением целей деятельности групп (коллективов) и их соответствием общественным идеалам и целям конкретной социальной организации; 2) параметры, получаемые путем усреднения данных относительно всех членов конкретной группы: социально-демографические (средний возраст, соотношение по представительству различных профессий и т.п.) или производственно-результативные (производительность труда, объем и качество итоговой продукции и др.); 3) структурные критерии (социометрические индексы); 4) индикаторы групповых ценностей и норм.

Чаще других используется социометрический тест для диагностики симпатий и антипатий между членами группы, что позволяет измерять степень сплоченности (разобщенности) членов организации, выявлять их соотносительный авторитет и обнаруживать внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Исследование отдельной общности или случая предполагает изучение объекта как бы «изнутри», в совокупности его взаимосвязей и динамики развития. При этом изменения рассматриваются с точки зрения того, каким образом люди воспринимают происходящее, как его оценивают.

Биографический метод связан с изучением истории жизни и деятельности конкретной личности, социальной группы, общности, института или организации. С его помощью описывается субъективный опыт переживания событий, складывание социальной идентичности респондентов с привлечением данных из различных архивов и других материалов.

Нестандартизированное (неформализованное) интервью, при котором ведущий обладает некоторой свободой при проведении беседы с респондентом (оперативно определяя общую направленность разговора, формулируя вопросы и т.п.), что позволяет получить разнообразную информацию с учетом особенностей отдельных личностей.

Фокусированное интервью предполагает концентрацию внимания респондента на обсуждении конкретной проблемы (темы).

Метод фокус-групп представляет нестандартизированное фокусированное интервью, проводимое с группой в виде дискуссии по заданной теме, когда используется эффект взаимодействия определенного количества людей.

Качественные методы чаще всего применяются в четырех типических ситуациях. Во-первых, как средство генерирования идей, когда получаемая информация служит катализатором при выработке концепции инновационной социальной технологии менеджмента. Во-вторых, в качестве предварительного этапа подготовки количественного исследования: при построении гипотез, объясняющих процесс принятия решений различными целевыми группами; при выявлении типов респондентов, которые будут охвачены массовым опросом; при определении лексики анкеты, понятной будущим респондентам. В-третьих, с целью более глубокой интерпретации результатов количественного исследования: осознания причин определенного поведения участников управленческого процесса; описания факторов, влияющих на качество и эффективность решений руководителей и т.д. В-четвертых, как основной способ сбора данных, когда исследовательские проблемы нельзя решить с помощью количественных методов (например, для оценки восприятия целевой группой особенностей управления).

Остановимся более подробно на технологии организации массового социологического исследования. Проведение такого исследования состоит из нескольких этапов (каждый из которых включает в себя ряд процедур): 1) разработка программы; 2) подготовка плана исследования; 3) сбор, анализ и интерпретация полученных результатов.

Тема учебной программы социологического исследования определенной проблемы управления может быть выбрана из любой сферы жизнедеятельности общества, однако желательно, чтобы она соответствовала профессиональным интересам будущего специалиста.

При формулировании названия программы социологического исследования следует руководствоваться несколькими критериями. Во-первых, тема исследования должна отражать проблемную ситуацию, которая имеет две стороны: познавательную и предметную. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация отражает противоречие между знанием о потребностях общества и его социальных организаций в определенных практических действиях с целью улучшения существующего положения и незнанием средств, необходимых для достижения желаемого результата. Предметную сторону проблемы социологического исследования представляют те реальные процессы и явления, которые требуется проанализировать для более глубокого понимания главных факторов социальных изменений.

Во-вторых, в названии программы исследования требуется указать носителя социальной проблемы, то есть объект исследования, которым может быть социальный процесс, область социальной действительности, социальные взаимоотношения, конкретная социальная группа (молодежь, менеджеры, предприниматели и т.д.) или социальная организация (кредитное учреждение, коммерческая структура и т.д.).

В-третьих, тема социологического исследования должна содержать предмет изучения, то есть те наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному анализу.

В-четвертых, между структурными компонентами (понятиями) названия программы важно установить логическую взаимосвязь, указать четкие пространственные и временные границы изучаемой проблемы.

В-пятых, формулировка темы исследования должна быть как можно более лаконичной.

В качестве примеров можно привести темы программ, разработанных студентами: 1) «Отношение персонала фирмы к инновациям»; 2) «Факторы, влияющие на выбор руководителем методов управления»; 3) «Способы разрешения конфликтов в организации»; 4) «Приоритеты мотивации в разных возрастных группах»; 5) «Эффективность руководства в зависимости от пола менеджера» и др.

Первый раздел программы социологического исследования – методологический. Его разработка начинается с пункта 1.1, то есть обоснования актуальности выбранной темы, определения её значимости, как для социальной практики, так и для научного поиска (объем – около половины машинописного листа).

Вторым шагом в подготовке программы является характеристика проблемной ситуации, лежащей в основе темы социологического исследования (пункт 1.2, объем которого - около половины машинописного листа). Например, в теме «Влияние приватизации на изменение социальных отношений в российском обществе» проблемная ситуация заключается в противоречии между ожиданиями позитивных перемен от результатов одного из важнейших направлений экономической реформы и реальным ухудшением уровня и качества жизни большинства населения, ростом социального неравенства и протестного потенциала народа.

В пункте 1.3 программы социологического исследования обобщаются и анализируются публикации (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, Интернетсайты), содержащие материалы по выбранной теме (объем этой части программы не менее трех машинописных страниц).

В пункте 1.4 методологического раздела производится логический анализ основных понятий, включенных в название темы социологического исследования (объекта исследования, предмета исследования и др.). Прежде всего, требуется выделить ключевые понятия, подлежащие интерпретации (истолкованию). Например, в теме «Адаптация молодежи на рынке труда» ключевыми понятиями являются «молодежь» (объект исследования) и «адаптация» (предмет исследования). Косвенное понятие - «рынок труда». Затем с помощью различных словарей (энциклопедий, учебников и т.п.) находят определение каждого из ключевых понятий и выписывают его со ссылкой на первоисточник. Можно попытаться и самостоятельно интерпретировать какое-либо понятие посредством комбинации нескольких определений, заимствованных из различных источников.

Следующим этапом становится структурная и факторная операционализация содержания основных понятий. Под операционализацией понимается научная процедура, связанная с расчленением конкретного понятия как целого на несколько фрагментов, позволяющих более глубоко раскрыть его содержание. Существует два уровня операционализации: структурная и факторная.

Структурная операционализация производится с целью выделения составных элементов ключевого понятия. Эти элементы находятся при анализе содержания понятия после произведенной интерпретации. Так, например, в «Кратком словаре по социологии» понятие «молодежь» определяется следующим образом: «это специфическая социально-демографическая группа, переживающая период становления, социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Группа отличается особенностями своей психологии, обусловленной возрастными рамками (16-30 лет)». Из данного определения можно вычленить четыре основных структурных элемента: а) специфическая социально-демографическая группа (возрастные рамки 16-30 лет); б) период становления, социальной зрелости; в) период адаптации; г) психологические особенности.

Это первый уровень структурной операционализации, который еще не позволяет получить полный анализ структуры ключевого понятия. На втором уровне структурной операционализации подобным же образом (с помощью различных источников) осуществляется дальнейшее расщепление содержания каждого из четырех основных элементов структуры понятия «молодежь». Так, например, понятие «социально-демографическая группа» расчленяется на несколько составных элементов: пол, возраст, образование, семейное положение, место проживания, род занятий, уровень обеспеченности и др. Каждый из этих элементов является социальным показателем, который может быть замерен посредством определенных индикаторов. Так, например, признак пола имеет два индикатора: мужской и женский. Произведя аналогичные операции с каждым из ключевых слов, составляющих название темы исследования, получим развернутую схему структурной операционализации.

После этого следует приступить к факторной операционализации, суть которой состоит в выявлении системы объективных и субъективных факторов, определяющих изменение изучаемого предмета. Субъективные факторы находятся на основе анализа схем структурной операционализации всех ключевых понятий темы исследования, а объективные факторы определяются исходя из осмысления материала, содержащегося в пункте 1.4.

В качестве субъективных факторов могут выступать: пол, возраст, образование, семейное положение, место проживания, включенность в трудовую деятельность, информированность, духовные ценности и т.д. Объективными факторами являются: размер ВВП на душу населения, уровень инфляции, степень социального расслоения народа, средняя ожидаемая продолжительность жизни, уровень преступности, среднее число лет обучения всех работников и т.д.).

В пункте 1.5 формулируется цель исследования, а в пункте 1.6 – задачи. Цель исследования ориентирует на его конечный результат (теоретико-познавательный и практически-прикладной). В задачах же (их в программе определяют не менее пяти) формулируются вопросы, на которые должен быть получен ответ при реализации целей исследования. Задачи формулируются на основе структурной и факторной операционализации ключевых понятий исследования посредством отбора наиболее важных показателей, влияющих на изменение предмета исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: