Посвящается 9 страница

В связи с этим представляется целесообразным обратиться к научному наследию отечественных ученых. Где, как не в России, может быть продуктивно усвоено то, что предвосхитил академик В.И. Вернадский: «впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости».[27]

Российский ученый заложил концептуальные основы учения о «ноосфере» – такой стадии «эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнут согласованно развиваться и сам человек как личность, и объединенное человеческое общество, и целесообразно преобразованная людьми окружающая природная среда».[28] На становление ноосферы, в которую включены ценности, отражающие и регулирующие содержание взаимоотношений людей на протяжении всей цивилизации, благотворное влияние могут оказать и формы проведения всеобъемлющей модернизации.

Теоретически только такая модернизация призвана способствовать повышению уровня и качества жизни и созданию более благоприятных возможностей для духовного возвышения всех граждан, поскольку наше Отечество остается богатейшей в мире, самодостаточной страной, имеющей все необходимые предпосылки для выхода на передовые позиции. По общему объему национального богатства с учетом величины человеческого потенциала, природных ресурсов и воспроизводимых активов Россия занимает второе место в мире, отставая от США в 2,2 раза. На одного жителя РФ приходится 400 тыс. долл. национального богатства, что лишь на 13% меньше, чем в США. Если на США приходится 23% богатств мира, то на Россию – 11%, на Японию – 10%, на Китай – 7%.

Вместе с тем в структуре национального богатства нашего Отечества очень высока доля природных ресурсов – 40%, которая в 10 раз больше, чем в США и в 40 раз больше, чем в Японии.[29] Важно лишь дать дополнительный импульс совершенствованию важнейшей производительной силы – человеческого ресурса, значительно расширить расходы на развитие его потенциала: образование, науку, культуру и т.д., что явится главным стратегическим фактором, который определит судьбу России в будущем.

Выход России из нынешнего кризиса и положения сырьевого придатка мировой экономики возможен лишь при существенном обновлении качества обучения и воспитания юношей и девушек. Ныне Россия отстает от развитых стран мира даже в сроках подготовки кадров для последующей работы в различных сферах экономики: у нас этот срок составляет 10,5 лет, в передовых странах Азии – 12-13 лет, а в США - 14 лет. Между тем подсчитано, что в целом каждый рубль, инвестированный в образование, дает 15-20—кратную отдачу. [30] Специалист же производит ценности, в среднем в 11 раз превышающие затраты на его образование. Не случайно, видимо, производительность труда в России в пять раз ниже, чем в США, где в расчете на душу населения расходы на образование в 30, а на здравоохранение в 70 раз больше отечественных.

Человеческие ресурсы являются важнейшимстратегическим фактором, который определит перспективы развития России в будущем. К сожалению, по прогнозам социологов, в ближайшей перспективе, если не переломить существующую тенденцию, каждое новое поколение по сравнению с предыдущим будет все менее охватываться всеми видами обучения, что ухудшит качественную структуру человеческого ресурса. Значение и результативность государственного управления и поддержки качества кадрового потенциала успешно демонстрируют многие европейские государства, а также Япония и Южная Корея, где осуществлены крупные инвестиции в образование с ориентацией на новейшие технологии, что обеспечило высокую сбалансированность рынков образовательных услуг и труда.

Опыт наиболее развитых стран свидетельствует: важной предпосылкой перехода к новой стадии развития (часто именуемой постиндустриальным обществом, в котором наука становится главной производительной силой) является не только высокийуровень образования народа, прежде всего, молодежи, но и характер и направленность изменений ценностных ориентаций вступающего в жизнь поколения как субъекта истории, исключительно важного фактора перемен, носителя новых идей и программ.

Разумеется, решение данной проблемы нецелесообразно связывать только с увеличением расходов на образование. Гораздо более важным представляется поиск интенсивных методов обучения; повышение качества преподаваемых знаний на основе разработки новых теорий, прежде всего, экономических (позволяющих более глубоко проникнуть в сущность мироздания); усиление значимости гуманистической функции образования, которая рассматривает процесс получения знаний как самоцель и благо само по себе, способствует формированию таких ценностных ориентаций личности, которые помогают жить в согласии с природой, обществом и самим собой, способствуют утверждению уважительных, доброжелательных отношений между людьми.

Образование призвано не только обеспечить каждому человеку понимание его места в обществе (статусных позиций, социально-профессиональной роли и т.п.), но и содействовать реализации его творческого потенциала, в определенной мере компенсируя нередко дегуманизирующее влияние рыночных отношений на духовный мир личности.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе необходимо, видимо, выстроить комплексную многоуровневую систему рационального использования кадрового потенциала, обеспечивающую основные элементы высокого качества человеческих ресурсов: профессиональную подготовку, нравственную и социально-психологическую готовность и условия эффективной занятости.

Сбалансированность отмеченных элементов обеспечивается оптимизацией образования и трудоустройства, взаимодействием индивидуального потенциала активности работника на рынке труда и возможностями государственного регулирования в этой сфере, что предполагает знание запросов потребителей и фактических показателей качества подготовки работников, определение способов достижения заданного уровня подготовки кадров и методов контроля и анализа параметров человеческих ресурсов. При этом важно повсеместно ориентировать содержание подготовки на качества личности работника, совершенствуя не только его профессиональные свойства, но и духовные компоненты, социальную компетентность, способности к профессиональной и социальной мобильности.

Реализация этой перспективы предполагает более эффективную стратегию преобразований, оптимальное сочетание государственных и рыночных регуляторов в экономике, свободы предпринимательства и справедливости в распределении национального дохода, обеспечение равноправного функционирования всех форм собственности.

Очевидно, что из всех возможных сценариев будущего развития для нашей страны подходит лишь тот, который связан с определением парадигмы движения к постиндустриальной цивилизации, призванной решить глобальные проблемы двадцать первого века. Учет этой перспективы связан с выработкой такой стратегии технологических, организационных, экономических, социальных, политических, управленческих и иных преобразований, которая предполагает смену идеалов потребительского общества на систему ценностей, утверждающих престиж духовной и интеллектуальной сферы. При реализации данного сценария важно принимать во внимание особенности российского менталитета, селективно использовать базисные ценности отечественной культуры, в том числе и моральной.

Между тем основное и типичное (по отношению ко многим частным вопросам) затруднение, создавшее духовный, в том числе и нравственный, кризис в России на рубеже веков и тысячелетий, можно выразить так: традиционная идеология утратила свою эффективность и привлекательность. Эта констатация есть проявление той истины, что вскрылась недостаточность прежних метафизических представлений об имманентных доктринальных преимуществах «развитого социализма» и возможностях быстрого повышения благосостояния всех граждан в результате реформ, связанных с внедрением рыночных отношений, вне зависимости от средств и способов практической реализации каждой социальной системы.

С перестройкой и реформированием общества было связано немало ожиданий большинства народа нашей страны. Однако творцы этих инноваций в основном ориентировались на копирование западных моделей в экономике, политике, образе жизни и нередко игнорировали реальные отечественные достижения, российскую самобытность и особенности национальных традиций, полагая, что рыночная экономика автоматически решит все социокультурные (духовные) проблемы.

На современном этапе развития нашего общества особенно важно решить вопросы, связанные с проявлением одного из основных противоречий сложившейся системы нравственного воспитания, которое состоит в постоянно возникающем несоответствии действительного уровня развития моральной культуры личности реальным потребностям и потенциальным возможностям общества и каждого человека, становящегося участником обновления всех сфер жизни страны. Это необходимо также и потому, что стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями его населения, а не состоянием экономики.[31]

В заключение отметим, грядущее преображение России не должно повторить пройденного, когда «человек, который провозглашался целью реформ, был использован как разменная монета… Страна не обретет долгожданной стабильности и единства, пока не будет восстановлена справедливость и историческая преемственность... Неуёмная «вестернизация» подорвала ценностно-смысловое ядро российского менталитета, дискредитировала патриотический эпос. Тем не менее, в российском обществе осталось достаточно здоровых сил, чтобы преодолеть наивное стремление неолиберальных реформаторов войти в «цивилизованный мир», в котором российская цивилизация веками по праву занимает достойное место».[32]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: