Посвящается 6 страница

В связи с высказанным важно особо подчеркнуть, что внедряемая ныне в массовое сознание иллюзорная идеологема «устойчивое развитие» является на деле искусно замаскированной попыткой интеллектуальной «элиты», обслуживающей узкоэгоистические интересы меньшинства человечества, навязать всему мировому сообществу такой вариант практического решения действительно актуальных проблем современности, который позволит странам «золотого миллиарда» в перспективе не только сохранить, но и повысить уровень собственного благополучия за счет социально-экономической обездоленности, политической угнетенности и духовной опустошенности большинства населения Земли.

Подлинно же научная концепция диалектического взаимодействия природы и человечества обязательно должна строиться на основе гуманистических ценностей с учетом сложного переплетения интересов всех народов, которым важно не столько теоретически определить, сколько реально обеспечить действительно равные возможности для культурного (в самом широком смысле этого слова) процветания. Пока же мировое сообщество далеко от решения этой проблемы. Кризис управления углубляется, сопровождаясь утратой таких ценностей, как природосообразность, гуманизм, активность и творчество. Выход из него предполагает разработку и широкое применение инновационных методов познания и преобразования природной и социальной реальности.

При этом нельзя не учитывать то влияние, которое оказывают на российскую действительность несколько принципиальных форм проявления глобализации, к которой относят процессы, взаимодействующие сети, структуры и новые типы общения.

Во-первых, научно-технический прогресс привел к изменению коммуникативных возможностей в пространстве и времени: сократились не только физические, но и социальные дистанции, разделяющие многих граждан информационного общества. Во-вторых, возрастают масштабы и интенсивность взаимосвязей и степень взаимообусловленностей в современном обществе (между социальными общностями и движениями, странами и континентами, транснациональными корпорациями и развивающимися рынками и т.д.)

В-третьих, усиливается взаимодействие различных культур. Современные средства связи, дистанционного образования и массовой информации сделали возможным обмен культурными образцами в широчайших масштабах, детально и с огромными скоростями. В-четвертых, происходит ускоренное формирование системы глобальных социальных взаимодействий как основы становящегося планетарного социума, что оказалось возможным в силу «разгосударствления» системы международных отношений, роста надправительственных организаций.[8]

Теоретически глобализация должна способствовать повышению уровня и качества жизни и созданию более благоприятных возможностей для духовного развития всех людей в мире, однако на практике этого не происходит, поскольку параллельно реализуются две модели глобализма. Идеологией первой, пока преобладающей, является высокомерное избранничество, социал-дарвинизм, деление мира на центр и периферию, на принимающих решения и пассивно следующих им. Идеологией глобализма второй модели является гуманистический универсализм, солидарность и кооперация, которые с большим трудом пробивают себе дорогу.[9] В результате реальные проблемы, стоящие перед человечеством, не только не отошли в сторону, но в ряде случаев еще более усугубились: отсталые регионы и страны переживают не только экономическую стагнацию, политическую нестабильность, но и культурное отчуждение.[10]

Вместе с тем в последние годы все чаще идет речь о неизбежности формирования «глобальной культуры», создающей предпосылки для повсеместного утверждения «общечеловеческих ценностей» либерального толка, под прикрытием которых Запад пытается навязать всему миру господство собственных понятий в сфере морали в виде своего рода образца для подражания.

Нельзя, однако, не учитывать, что еще несколько десятилетий назад П.А. Сорокин писал о глубоком кризисе евро-американской культуры, который заключается в разрушении всех её компонентов. Это предвещает одну из величайших революций в нашей социальной жизни, за которой должна последовать интеграция культуры на качественно иной основе.[11]

Но пока контуры этой новой эпохи достаточно неопределенны, массовое распространение «глобальной культуры» в условиях ужесточения западного вызова остальному миру, в конечном итоге, может стать инструментом поточного производства людей с заранее заданными жизненными установками и жестко определенной системой ценностей, неадекватных локальным (национальным, истинно народным) культурным традициям и обычаям.[12]

Разрешить назревшее противоречие между тем огромным интеллектуальным и нравственным потенциалом, который накоплен человечеством на пути познания и освоения мира, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления можно только путем формирования нового типа управленческой культуры, прежде всего, коренных преобразований в её гносеологическом и аксиологическом компонентах.

В этом отношении целесообразно более эффективно использовать возможности социологии управления, которая способна воздействовать на общество в трех направлениях: 1) через представителей власти, принимающих решения и вынужденных считаться с достаточно обоснованными выводами и заключениями ученых; 2) посредством более широкой популяризации результатов исследований, оказывающих воздействие на формирование общественного сознания, прежде всего, политического; 3) с помощью конструирования результативных социальных технологий, разработку и осуществление гуманистически ориентированных проектов и программ для более полной реализации человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил народа России.

В связи с этим возрастает значение более широкого использования в практике социологии управления таких разновидностей системного подхода, как критический, аксиологический и классификационно-типологический анализ. Сущность критического анализа заключается в том, что социальные явления и процессы рассматриваются или как отживающие, или как прогрессивно развивающиеся. Данный вид анализа применяется при: 1) изучении проблемы и проблемной ситуации; 2) выдвижении и обосновании гипотез; 3) интерпретации и экстраполяции результатов исследования; 4) формулировании теоретических выводов и разработке практических рекомендаций.

Суть аксиологического анализа заключается в: 1) определении социальных ценностей в общей структуре социального бытия и социальной культуры; 2) характеристике структуры ценностей и системы ценностного отношения личности ко всем объектам реального мира; 3) разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий личности, социальных групп; 4) разработке механизма формирования и реализации ценностных ориентаций с учетом их направленности на все социальные объекты и процессы; 5) установлении характера связи между социальными ценностями разного порядка, различного уровня и масштаба; 6) оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям; 7) определении эффективности, псевдоэффективности или антиэффективности той или иной деятельности с гуманистических позиций; 8) характеристике (в том числе оценочной) антиценностей (негативных ценностей), разрушение ценностного мира личности, выявление тенденций в этом направлении; 9) определении возможностей регуляции ценностного отношения людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и других социальных объектов (в том числе на микроуровне).[13]

Классификационно-типологический анализ связан с группировкой определенных признаков и качеств изучаемого объекта, при этом различают теоретическую и эмпирическую типологизацию.

Технологические возможности методов социологии управления важно ориентировать на более полное использование человеческих ресурсов, которые являются важнейшим стратегическим фактором, способным определить перспективы развития России в будущем. А в настоящем наибольшую значимость для выхода нашей страны из системного кризиса приобретает не просто возрождение отечественного материального производства, а существенное, резкое повышение эффективности всей российской экономики посредством оптимального сочетания двух противоположностей – государственных и рыночных регуляторов.

Расчеты специалистов показывают, что для нашей страны наиболее оптимальным соотношением государственных и рыночных механизмов регулирования экономики является 75% к 25 %. Серьезные промахи властвующей «элиты» в практическом определении этой пропорции (в России это соотношение, по данным ученых, перевернуто наоборот) свидетельствуют, как теперь стало почти всем «совершенно понятно», что раздуваемые ею слухи о собственном профессионализме были сильно преувеличены.

Поэтому в соответствии с опытом стран с развитой рыночной экономикой необходимо усилить государственное регулирование, особенно в тех сферах экономической деятельности, где рыночный механизм не обеспечивает требуемой социальной эффективности. Это, прежде всего, связано с улучшением обеспечения потребности в доступных всем общественных благах, необходимых для физического и духовного развития человеческой личности, внутренней и внешней безопасности; оптимальным функционированием федеральных, региональных и муниципальных управленческих структур, учреждений юстиции, охраны порядка, образования, науки, культуры, здравоохранения, экологии, транспорта и других.

Во-вторых, нужна более действенная поддержка общеэкономической стабильности, то есть повышение ответственности управленцев за постоянный экономический рост, определение рациональной структуры народного хозяйства, устойчивость национальной валюты, оптимальную занятость и внешнеэкономическое равновесие.

В-третьих, государство (в целях утверждения социальной справедливости, сглаживания неоправданно высокого материального и культурного неравенства, укрепления устойчивости экономического и политического строя) должно интенсивнее проводить политику перераспределения произведенных в обществе продуктов, собственности и доходов, больше заботиться об обеспечении достойного уровня и качества жизни собственных граждан, лучше защищать интересы лиц, работающих по найму, а также детей, инвалидов, больных, сирот, пенсионеров и других категорий людей, не имеющих доходов, не способных ничего предложить на рынке.

В-четвертых, требуется создать более благоприятные общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить четкие правила, обеспечивающие действенное функционирование конкуренции и защиту её от монополий; строже контролировать выполнение этих правил. В-пятых, государство должно полнее обеспечивать хозяйствующих субъектов достоверной, оперативной и общедоступной информацией, необходимой для успешной жизнедеятельности рыночной системы, разрешения возникающих проблемных ситуаций.

Кроме этого, должны более эффективно применяться методы прямого и косвенного воздействия государства на хозяйствующих субъектов: бюджетное, налоговое, кредитно-денежное, ценовое и другие виды регулирования, госзаказ, квоты, лицензии и т.п. Определенное значение для совершенствования рыночной экономики может иметь совершенствование деятельности различных общественных объединений граждан, прежде всего, профсоюзов.

Для России в современных условиях особенно важно, чтобы любые масштабные решения, затрагивающие судьбы самых широких слоев народа, принимались только после социологической экспертизы, что в последние годы почти никогда не реализуется, поскольку интересы большинства граждан, с одной стороны, и интересы властных структур - с другой, в значительной степени не совпадают. Лишь в период избирательных кампаний те, кто пекутся о сохранении собственной власти, прислушиваются к рекомендациям социологов.

Таким образом, целесообразно искать и находить более действенные средства для ориентации социологии управления не только на сотрудничество с властями, но и для трансформации взаимоотношений руководителей и подчиненных с целью их сближения, не позволяя, однако, менеджменту разных уровней применять информацию, которой располагает наука, для манипулирования сознанием и поведением граждан.

глава 9. Социологические особенности

управленческой деятельности в организациях

С научной точки зрения организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Содержание данного понятия может рассматриваться в трех аспектах. Во-первых, организацией нередко называется созданное людьми объединение институционального характера, предназначенное для выполнения определенной функции. Во-вторых, термином «организация» иногда обозначают определенную деятельность (связанную с целенаправленным воздействием на объект и отчасти совпадающую с понятием «управление»), включающую в себя распределение функций, налаживание связей, координацию и т.п. В-третьих, под организацией зачастую подразумевается степень упорядоченности конкретного объекта, то есть его специфическое свойство, связанное с определенной характеристикой структуры, строением, типом соединения частей в целое и т.д.

Анализируя организацию как социальный объект (то есть в первом аспекте), следует определить её основные социальные свойства: 1) она формируется и функционирует как инструмент решения общественных задач, средство достижения определенных целей; 2) организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, то есть совокупность социальных групп, статусов, ценностей, норм, отношений лидерства, сплоченности – конфликтности; 3) данное образование объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная определенными факторами (экономическими, социальными, политическими, культурными, административными и т.д.).

Действенность любой организации проявляется в возникновении определенного эффекта, связанного с приростом дополнительной энергии за счет разделения труда, специализации и кооперации, координации, согласования, комбинирования, целенаправленного одновременного объединения усилий всех участников совместной деятельности. Социальные организации могут различаться различной степенью сложности (масштабности, многомерности и неопределенности строения и функционирования). Для снижения степени сложности в управлении используется формализация связей и норм, то есть целенаправленное формирование определенных (правовых, административных, социокультурных и др.) стандартов (системы образцов, норм) поведения работников.

Поскольку формализация не может полностью охватить весь спектр отношений людей, естественно возникает и другой, неформальный (социально-психологический) тип организованности (полезный или вредный), представленный спонтанно складывающейся системой избирательных отношений в коллективе, которые возникают в процессе взаимодействия людей как личностей с целью удовлетворения их индивидуальных социальных потребностей. Помимо раздвоения структуры коллектива на формальную и неформальную, также естественно существует еще и внеформальная организованность персонала (полезная или вредная), которая возникает вследствие стремления людей как работников лучше решать свои служебные дела способом, не предусмотренным никакими формальными инструкциями и правилами.

Ключевым элементом любой организации является её цель, ради достижения которой и вводится управление (и/или самоуправление). Существуют три разновидности целей: 1) цели – задания (планы, поручения), отражающие назначение организации как социального инструмента; 2) цели – ориентации (общие интересы участников, реализуемые через организацию), которые соответствуют свойству организации как человеческой общности (в них проявляется целеустремленные свойства человеческого фактора организации); 3) цели системы (равновесие, стабильность, целостность и др.), устанавливаемые управлением (и/или самоуправлением) и необходимые для функционирования материализованной структуры.

Социальные организации строятся по принципу иерархичности. Социальная иерархия, во-первых, является универсальной («пирамидальной») формой построения социальных систем на основе соподчинения, когда «верхние» (более узкие по составу) уровни контролируют «нижних». Во-вторых, в иерархии проявляется характер управления (и/или самоуправления), то есть степень централизации, единоначалия и т.п. Она выступает как обобщенная функция совместной деятельности, отражает степень эффективности разделения труда по «вертикали» и «горизонтали», специфику специализации и кооперации, координации, интеграции индивидуальных усилий в целое.

В-третьих, иерархия фиксирует уровень личной зависимости индивидов друг от друга, когда один из работников может определенным образом воздействовать на положение и поведение другого в силу социального неравенства, закрепленного различием в их статусах (здесь проявляются субъективные качества работников по линии их субординации). В-четвертых, иерархия функционирует как власть (то есть принуждение, подчинение членов данной организационной системы определенным правилам и указаниям), которая достигается посредством ограничения свободы поведения людей, приспособлении их индивидуальностей к функциям организации, предписания им безличных требований, контроле исполнения этих требований с применением санкций в виде поощрения и наказания. Формы иерархии в социальных организациях бывают различными (линейными и вертикальными, в виде экспертности и др.).

Интегральной характеристикой менеджмента в организациях является их управляемость, которую целесообразно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах. С одной стороны, как определенную степень контроля, который управляющая подсистема какого-либо организационного целого осуществляет по отношению к управляемой, а с другой – как ту меру автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Наиболее адекватным критерием управляемости является осуществляемость управленческих решений.

В науке по-разному определяется норма управляемости, что связано с расчетом оптимального количества подчиненных у конкретного руководителя. Если в зарубежных фирмах число подчиненных обычно колеблется от 4 до 8 на высших и от 8 до 15 – на более низких уровнях управления, то в России эти цифры несколько больше. Однако специалисты многих стран утверждают, что когда подчиненные выполняют сложные разноименные функции, вполне допустимо число 7, а при упрощении функций оно может быть увеличено на 2-3 человека (для рабочих, то есть лиц, выполняющих простые одноименные функции, это количество может вырасти до 25). На управляемость влияют (кроме уменьшения числа непосредственно подчиненных) и такие факторы, как квалификация персонала и его размещение, наличие опытных заместителей, помощников и секретаря у руководителя, личные характеристики менеджера (уровень развития организационной культуры и т.п.).

Повышение управляемости обеспечивается за счет повышения качества трех основных компонентов менеджмента в организациях: 1) внутреннее или внешнее целенаправленное управленческое воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление; 2) социальная самоорганизация (спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названные компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.

В связи с этим различают три уровня управления в социальных организациях. По отношению к отдельному работнику применяются следующие виды воздействия на его поведение: 1) прямое (приказ, задание); 2) через мотивы и потребности (стимулирование); 3) через систему ценностей (воспитание, обучение и т.д.); 4) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

К группе работников, входящих в коллектив организации, применяются другие методы социального управления: 1) целенаправленное формирование состава группы (по демографическим, психологическим, квалификационным признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); 2) сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иные способы).

На уровне же социальной организации (федерации, региона, муниципального образования, трудовой ассоциации и т.д.) могут практиковаться следующие специфические методы: 1) согласование формальной и неформальной структуры (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами); 2) демократизация управления (посредством повышения роли общественных объединений граждан, широкого привлечения людей к выработке решений, затрагивающих их интересы, выборности руководителей, развития общественной активности членов организации и т.д.; 3) социальное планирование (повышение общей культуры, профессиональной квалификации людей, совершенствование социальной структуры организации, улучшение благосостояния граждан и другие мероприятия). [14]

При выборе методов управленческого воздействия на организацию целесообразно учитывать специфику каждой из существующих её форм и уровень менеджмента (государство, регион, муниципальное образование, трудовая ассоциация и др.). Важно, во-первых, иметь в виду, что в обществе образуются деловые организации, которые возникают сами для достижения определенных коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных экономических задач (различные хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, артели старателей, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Во-вторых, можно обнаружить в обществе и различные некоммерческие организации в двух основных формах: потребительский кооператив и учреждение (ЖСК, ассоциации потребителей, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды, союзы юридических лиц и т.д.). В этих общественных объединениях граждан цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.

В-третьих, возникают ассоциативные (также некоммерческие) организации (семья, научная школа и т.п.), построенные на взаимном удовлетворении интересов, когда цель одного участника служит средством достижения цели другого. В-четвертых, существуют территориально-поселенческие организации (некоммерческие), где через соседские связи реализуются способности отдельных индивидов, подчиненные определенной целесообразности целого.

Различное отношение к собственности, к обязательствам некоммерческой организации определяют степень ответственности, инициативы её членов, а различия идеалов и ценностей членов некоммерческих организаций определяют характер и направленность их социальной активности. Однако независимо от типа организации все они могут рассматриваться с точки зрения повышения эффективности управления ими в двух взаимосвязанных аспектах: как инструмент решения общественных задач и как среда жизнедеятельности индивида.

Успех менеджмента во многом зависит от степени реализации трех условий, необходимых для функционирования любой организации: 1) налаженности системы коммуникаций и упорядочения потоков информации, циркулирующих между различными звеньями организации и отдельными её членами; 2) создания оптимальных возможностей для служебного продвижения членов организации по иерархической лестнице должностей; 3) формирования и целенаправленного осуществления в организации системы социального контроля в виде совокупности поощрений и порицаний.

Следует, вероятно, согласиться с существующим мнением, что оптимальным ориентиров общественного развития России является корпоративизм, понимаемый не только как тип экономической и социальной организации со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни – экономической, политической, духовной. Он основан на принципах совладения и сораспоряжения собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными.

Высшей целью корпоративного пути развития являются: 1) высокие доходы большинства населения; 2) постоянное улучшение сервиса и комфорта жизни, высокая продолжительность жизни без заболеваний; 3) саморазвитие и творческое совершенствование личности как высшая ценность; 4) перспективы для самореализации подрастающего поколения; 5) обеспечение высокого качества жизни, как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам, многодетным семьям. Эта цель детализирована в программе социальной и экономической поддержке населения («СЭПИН»).[15]

На эффективность управления более локальными организациями (подсистемами социума) обычно оказывает влияние вся совокупность как внешних (состояние экономики и уровень культуры всего общества, степень конкуренции, характер взаимодействия с поставщиками ресурсов, соотношение государственных и рыночных регуляторов, ценностные ориентации и жизненные планы различных групп населения и т.д.), так и внутренних (наличие четких целей и задач, хорошая мотивация и стимулирование персонала, высокий уровень сплоченности коллектива и т.п.) факторов.

Важно также определить оптимальный масштаб управления, при котором эффективно пресекаются опасные отклонения от нормы и в то же время контроль не тормозит творческую, созидательную деятельность организации. Большое значение в практике менеджмента имеет устойчивость системы управления, то есть способность организации (или её части) в течение определенного времени поддерживать выбранный органом управления режим функционирования (находиться в необходимом положении вплоть до принятия следующего управленческого решения). Для оптимальной управляемости немалую роль играет также быстрота реакции социальной системы на принятое решение, то есть скорость изменения своего состояния в ответ на корректирующее воздействие.

В заключение следует отметить, что на рубеже веков в отечественных публикациях по проблемам управления все чаще встречаются такие новомодные словосочетания, как стратегическое управление, инновационный менеджмент, антикризисное управление, организационное развитие и другие, которые, по сути, представляют лишь более или менее глубокое осмысление научных основ социологии и психологии управления с учетом параметров конкретной формы организации, особенностей определенного этапа её существования (возникновения, функционирования, совершенствования или разрушения) или специфики неординарных ситуаций, в которых действует менеджмент (конфликтных, рискованных, экстремальных и др.).[16] С нашей точки зрения, эффективность управленческой деятельности в перспективе станет все чаще определяться тем, в какой мере менеджмент будет способен предоставить возможности для полноценной реализации творческого, гуманистически ориентированного потенциала граждан посредством их оптимальной самоорганизации.

Глава 10. Использование инновационных

социальных технологий создания продуктивной трудовой среды в практике управления

человеческими ресурсами

Одним из главных критериев эффективности функционирования любой организации является не только способность менеджмента определить и максимально использовать те ограниченные ресурсы, которые находятся в его распоряжении, но и умение отобрать и внедрить инновационные социальные технологии, которые помогут в создании продуктивной социальной (трудовой, рабочей) среды. Значение социальной технологии состоит, прежде всего, в том, что она делает управленческую деятельность более рациональной, включая в неё только те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Социальные технологии образуют специфический способ освоения социального пространства (то есть общества, государства, региона, общественных объединений граждан, трудовых ассоциаций, семьи, армии, церкви и др. социальных институтов и организаций) и времени (возрастные периоды конкретного человека, интервалы жизнедеятельности отдельного государства или цивилизации и т.д.), когда материально-вещественные компоненты наиболее полно проявляют свою инновационную активность.

В науке определены основные принципы классификации социальных технологий. Первый из них – необходимость учета при их применении специфики составляющих общественного процесса (демографической, экологической, экономической, социальной, политической, культурной и др.). С учетом особенностей различных сфер жизнедеятельности людей разрабатывают соответствующие технологии управления социальными процессами (промышленно-трудовые, аграрные, учебные, семейно-бытовые и др.). Второй – синергетический подход к технологизации социального пространства и времени, связанный с раскрытием механизмов самоорганизации в открытых системах, выявлением особенностей перехода от хаоса к порядку, взаимосвязей материального и духовного.

Третий – принцип целостности и иерархичности социального пространства и времени. Невысокая результативность использования социальных технологий в одном звене (элементе, сфере) объекта управления неизбежно (рано или поздно) отразится на всем его качественном состоянии (эффективности организации и функционирования социальной системы). По критерию целостности и иерархичности социальных систем различаются социальные технологии на уровне человечества (глобальная модель выживания, разработанная Римским клубом), континента, конкретного общества, государства, региона, нации, этнической группы, муниципального образования, трудовой ассоциации, контактной группы или отдельной личности. В современном мире эти технологии должны уделять особое внимание предотвращению техногенных, экологических, военных, продовольственных, демографических и других кризисов, катастроф и конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: