Православные секты

В 1653-1660гг. патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой от русского православия отделились религиозные группировки и различные социальные группы населения: бояре, купцы, городская беднота, крестьяне, выступившие против обновления православия и за сохранение в неизменности прежних форм культа. Так возникло старообрядчество, которое с самого начала своего возникновения носило консервативный характер. В старообрядчестве существуют различные толки и направления: поповцы, беглопоповцы, беспоповцы и другие.

В поповщине ведущее место занимает белокриницкая иерархия (название происходит от города Белая Криница на Буковине). Догматика и культ Белокриницкой иерархии близки к православию. Во главе этой иерархии в настоящее время стоит архиепископ Московский и всея Руси, имеется ряд епархий, возглавляемых епископами. Руководители церкви в 60-х годах XIX в. в специальном «Окружном послании» отказались от наиболее осуждаемых официальным православием доктрин. Сторонники этого послания стали называться «окружниками». Общины «окружников» существуют в Московской и ряде других областей России и стран СНГ (Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском районе, на Северном Урале, в Западной Сибири, а также в некоторых областях Украины и в Молдавии).

В результате соглашения умеренной части старообрядцев и руководства русской православной церкви возникло так называемое единоверие, оформившееся в 1800г. Его последователи подчинялись синоду, хотя службу и обряды проводили по-старому. В настоящее время единоверческих общин сохранилось мало.

Еще одним направлением в старообрядчестве являются беглопоповцы. Название связано с тем, что у них богослужение совершали священники, перешедшие из православия. В настоящее время беглопоповское течение носит официальное название – древнеправославная церковь. Ее руководство по- прежнему находится на консервативных позициях в вопросах вероучения и культа. Церковь возглавляет архиепископ, резиденция его находится в городе Новозыбкове. Приверженцев этой церкви очень мало.

Направление в старообрядчестве, отвергшее церковную иерархию, священников, составили беспоповцы, считавшие, что «каждый христианин есть священник». Заменив священников уставщиками и начетчиками, большинство беспоповцев признало только три таинства: крещение, исповедь и причащение. Беспоповцы имеют несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский, спасовский. Поморский толк беспоповцев возник в конце XVIII в. Спор среди его сторонников о допустимости или недопустимости браков привел к дроблению их на ряд согласий. От поморцев откололась радикальная группа федосеевцев, первоначально выступавшая против царизма и православия и требовавшая от своих сторонников аскетического образа жизни и безбрачия. Впоследствии отдельные группы федосеевцев от этих требований отказались

Отколовшаяся от поморцев другая группа - филипповцы – в первые годы существования боролась с царскими властями, нередко проявляя при этом крайний фанатизм. Затем в толке усилились умеренные тенденции и он распался на ряд согласий.

Молокане (духовные крестьяне) возникли в России в конце XVIII в. Существуют три версии относительно возникновения названия этой секты. Первая версия связывается с тем, что члены этой секты проживали на берегу реки Молочай, вторая – с тем, что во время поста эти сектанты пили молоко и третья – с тем, что свое духовное учение молокане называли «духовным молоком». Они отвергают православную церковь, церковные таинства и обряды, Библию толкуют аллегорически. Троичность бога трактуют следующим образом: бог – отец – память, бог-сын-ум, бог-дух святой – воля. Воскресение И. Христа они понимают как воскресение евангельского учения в душах его последователей. Участвуют в молитвенных собраниях с проповедями, пением псалмов, отказались от таинств. Бог рассматривается ими не как личность, а как дух, обнаруживающий себе в своих земных проявлениях. Соблюдают «духовные» посты (т.е. «воздержание от зла» - курения, пьянства, сквернословия, различных увеселений) и «плотские» посты (воздержание от воды и питья). Крещение совершают не водное, а «духовное» (т.е. крещение духом святым). Со временем секта молокан распалась на три группировки: общих, постоянных и прыгунов. В настоящее время небольшие группы молокан проживают в Закавказье, в Молдавии и Украине, в России – в Тамбовской и Оренбургской областях.

Секта хлыстов возникла в XVII как ответвление от беспоповщины в крестьянской среде, хотя в последующем они отошли от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом и воплощения бога в наиболее праведных сектантов.

Люди, на которых нисходит святой дух они называют «Христами». Аллегорически толкуют Библию, посещают православные церкви. Молитвенные собрания называют радениями. Но не признают иконы и придерживаются строго аскетизма. Существует ряд течений: Старый Израиль (ортодоксальная хлыстовская группа), Новый Израиль (открыто порвали с православной церковью), Духовный Израиль, Искупленный Израиль, постники (только постную пищу ели, воздержание от интимных отношений), малеванцы (харизматический характер), русские мормоны. Существуют в Тамбовской, Куйбышевской, Оренбургской областях, на Северном Кавказе и на Украине.

Одним из ответвлений хлыстовства являлся скопчество, возникшее в 18 веке. Практиковали оскопление, считая идеалом бесполое, «ангельское» состояние человека. Также посещают православные церкви, и, поклоняются изображениям своего «Христа» - Селиванова, считающегося основателем этой секты. В настоящее время практически не существует.

К православным сектам относятся также следующие: иеговисты-ильинцы, истинно-православные христиане, истинно-православная церковь, духоборцы, иоаннисты и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: