Христианские секты

Наряду с основными направлениями в христианстве существуют многочисленные группы верующих, которые принято называть сектами. Секта (от лат. – учение) включает в себя последователей какого-либо конкретного вероисповедания, с присущими им характерными особенностями.

Если в царской России многие секты подвергались гонениям, предавались анафеме, то в настоящее время любая религиозная организация имеет право на существование, если она не наносит вреда психическому и физическому здоровью людей. Несмотря на то, что православные и протестантские секты возникали в различных социальных условиях, в разные исторические эпохи, они имеют ряд общих черт: собственные организации, отличные от церковных; жизнь общины рассматривается как мир праведности, в противовес окружающему их миру греха; большое внимание уделяется внутренней вере и убежденности человека, а не внешним обрядам; вместо церковных богослужений – молитвенные собрания; отрицают спасительную роль церкви; отвергают монашество, почитание икон, священнические облачения, крест, мощи, таинства и т.п; основой вероучения считают Библию; часто практикуют аллегорическое толкование Библии; ведут активную миссионерскую деятельность и т.д.

Баптизм - возник как ответвление кальвинизма и воспринял все его принципы вероучения. Последователи этого учения крестят только взрослых людей. «Никто не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно» - основной постулат баптистов, а также евангельских христиан. Богослужение максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом.

Баптисты торжественно отмечают основные христианские праздники: пасху, троицу, рождество, преображение, вознесение, связанные с именем Христа. Кроме того празднуют День единства (27 октября) и Праздник жатвы. Единственным источником вероучения признается Библия.

Первые общины появились в Англии в 1611-1612гг., основателем которых являлся Дж. Смит (1554-1612). Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В общинах было введено крещение взрослых посредством погружения в воду. В начале XVII века независимо друг от друга появились две разновидности баптизма:

1. Частные (партикулярные) баптисты, придерживавшиеся кальвинистской доктрины предопределения. Название «частные» получили из-за того, что считали, что только часть людей, обретут спасение.

2. Общие (генеральные) баптисты считают, что обретение спасения зависит от самих людей, так как Иисус Христос своей смертью искупил грехи не только предопределенных к спасению, а всех людей. Их преемниками являются евангельские христиане.

Со второй половины XIX в. баптизм распространился в Российской империи. В 70-х годах XIX века в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905г. с выходом указа о веротерпимости был создан Союз баптистов и Союз евангелистов. В 1944г. в СССР был создан Союз евангельских христиан-баптистов, к которому присоединилась часть пятидесятников и часть братских меннонитов. Возглавлял его Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов /ВСЕХБ/, который входит во Всемирный Союз баптистов (США). Общинами евангельских христиан-баптистов руководят пресвитеры.

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма, центры которого существуют более чем в 122 странах, и насчитывает более 72 миллиона человек, в России – около 480 тыс. вместе с евангельскими христианами.[2] Издают религиозную литературу: журнал «Братский вестник» церковные календари, сборники религиозных песен.

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) - возник как ответвление баптизма в 30-х годах XIX в. в США. Адвентисты верят в скорое второе пришествие И. Христа, в «страшный суд» и установление тысячелетнего царства для «праведников», т.е. адвентистов. Отрицают бессмертие души и монашество, не почитают крест, иконы, христианских святых, не поклоняются мощам и реликвиям. Совершают 2 обряда: причащение и крещение.

Адвентизм имеет различные направления. Наиболее распространенными являются Адвентисты седьмого дня (АСД). Они руководствуются Библией и «откровениями» американской «пророчицы» Елены Уайт. Субботу празднуют как день отдыха. Верят в скорое пришествие И. Христа и что вечное райское блаженство начнется после второго его пришествия. Тогда адвентисты воскреснут для райской жизни, а все грешники просто умрут.

Для адвентизма характерны активная миссионерская деятельность, уплата десятины в кассу общины (то есть десятой части дохода). Богослужение состоит из чтения Библии, проповедей, молитв, религиозных песнопений. Совершаются следующие обряды: крещение (взрослых), рукоположение, брак, причащение, а также омовение ног ( мытье ног друг другу символизирует равенство и смирение). Большое значение придают «санитарной реформе» (которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению): запрещено есть свинину, рыбу без чешуи, употребление чая, кофе, алкоголя, табака, некоторые медикаменты. Организация АСД строго централизована. Общины возглавляют пресвитеры и рукоположенные проповедники. Группы общин объединятся в «поля» - в «юнионы», последние в «дивизионы». «Дивизионы» имеют европейские, американские и азиатские отделения. Всех адвентистов седьмого дня возглавляет генеральная конференция, находящаяся в Вашингтоне и созываемая раз в 4 года.

В России адвентизм появился в конце XIX века в южных губерниях. Генеральная конференция АСД была легализована в 1905г. С конца 70-х годов создаются республиканские центры АСД (наиболее крупные – на Украине и в России). Существует и ряд течений: адвентисты-реформисты, адвентисты-христиане, адвентисты грядущего века и др.

Пятидесятники – это протестантское движение возникло в США в конце XIX века, а оттуда распространилось по всему миру. В основе его лежит новозаветное предание («Деяния апостолов» 2:1-18) о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день воскресения И. Христа и получения апостолами дара пророчества. Основателем считают священника Чарльза Фокса. Пятидесятники считают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках и т.п. Они учат, что для «спасения» каждый верующий должен добиться вселения в собственное тело духа святого. Главным признаком вселения духа в тело является «иноговорение», иначе говоря - глоссолалия, то есть бессмысленные словосочетания, воспринимаемые как мистическое общение с богом. Богослужение состоит из молитв, проповедей, религиозных песен. Из обрядов совершают два: хлебопреломление и крещение (взрослых). Пятидесятники ожидают скорого второго пришествия И. Христа, верят в конец света. У них развит культ пророков и пророчиц, они не признают иконы и святые мощи. В России пятидесятники появились в начале XX века и именуют себя «христианами евангельской веры».

Пятидесятничество неоднородно, имеет несколько направлений, которые можно объединить в пять основных групп:

1) Пятидесятники двух благословений (баптистствующие пятидесятники), признающие принятие веры (обращение и крещение Духом Святым).

2) Пятидесятники трех благословений, признающие обращение, освящение или рождение свыше (т.е. полное очищение от всех грехов) и крещение Духом Святым.

3) Радикальные пятидесятники, признающие помимо обращения, освящения и крещения Духом Святым, также Божественное исцеление, пророчество, вознесение.

4) Апостольские пятидесятники, руководимые живыми «апостолами» и «пророками», которые придерживаются учения о существовании единого Бога в трех ипостасях.

5) Пятидесятники – унитарии, считающие, что существует только одно, а не три лица Бога.

Наиболее крупными являются распространенные в США и странах Латинской Америки «Церковь Бога», «Ассамблея Бога» и «Объединенная пятидесятническая церковь». С 1947г. существует Всемирная пятидесятническая конференция. В настоящее время в мире насчитывается 119 миллионов пятидесятников, в России более 340 тыс. (в Дагестане около 1800 чел.).

Читайте также:

Свидетели Иеговы или иеговизм – (от имени бога Иегова) – имеет строго централизованную во всемирном масштабе организацию, руководство которым осуществляет Бруклинский центр (США, Нью-Йорк). Религиозные общины свидетелей Иеговы имеются более чем в 100 странах мира. Секта возникла на основе адвентизма, но она отказалась от учения о субботе, внесла изменения в догмат о скором втором пришествии.

Основателем был кальвинист Чарльз Рассел (в 1870г.). Свидетели Иеговы ввели новые догматы – о природе бога, о природе Христа и об Армагеддоне. Иеговисты отменили святую троицу, у них только один бог – Иегова (от Яхве), а И. Христос – сын Иеговы, божественный посланник, но не бог. По учению иеговистов, второе пришествие И.Христа уже состоялось (с 1914г. Христос невидимо пребывает на земле), а конец света – Армагеддон – священная война Христа против Сатаны, наступит скоро. И. Христос, объединяя 144 тыс. избранных «свидетелей Иеговы» сразится с восставшим против Бога Сатаной. В результате Армагеддона дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом теократическом государстве во главе с И. Христом. В богослужении главное место занимает изучение религиозной литературы, при этом изучают не Библию, а иеговистские журналы, брошюры, книги.

Свидетели Иеговы имеют большое количество проповедников, миссионерские школы, радиостанцию, типографии и издательства. Журнал «Сторожевая башня» выходит на 98 языках мира. Последователей «Свидетелей Иеговы» в мире насчитывается – 14,5 млн. человек, в России – более 56 тыс. человек (руководящий центр находится в городе Санкт-Петербург).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: