Речевой этикет важнейшая, но не единственная часть общения. Человек, стремящийся стать профессионалом, должен знать законы психологии общения, в частности, управленческого общения, и овладеть его приемами.
Первый закон делового общения: понять - это еще не значит принять; если подчиненный или коллега вас понял, что не значит, что он с вами согласился и будет действовать в ваших интересах с максимальной отдачей.
Второй закон непосредственно связан с первым и вытекает из самой человеческой природы: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают положительное отношение, и, наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательные чувства. Есть люди, которые умеют располагать к себе окружающих, практически сразу же завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии. В процессе общения они используют психологические приемы расположения, те, которые, как правило, скрыты от собеседника.
|
|
Таким приемам можно научиться методом проб и ошибок, но лучше познакомить с ними тех, кому это необходимо в силу служебных и профессиональных обязанностей, и попробовать осуществить эти приемы на практике. Существует много специальных и популярных книг, помогающих, по выражению Д. Карнеги, "приобретать друзей", то есть овладевать приемами расположения в личной жизни и в делах. Напомним основные из этих приемов.
Прием "имя собственное" основан на произнесении вслух имени (при общении с коллегами - имени-отчества!) лица, с которым вы разговариваете. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им приятное чувство. Как писал тот же Д. Карнеги, звучание собственного имени для слуха человека - самая приятная мелодия, и собеседник бессознательно испытывает расположение к источнику положительных эмоции. Запомнить имена сотрудников - первая задача делового общения, стоящая перед руководителем. Психологический механизм влияние этого приема таков: поскольку имя дается в первые дни жизни, то имя и личность неразделимы; обращение по имени - внимание к данной личности и утверждение ее; поскольку человек получает подтверждение, что он личность, это вызывает у него положительные эмоции в виде чувства удовлетворения; мы всегда стремимся к тому, что (кто) вызывает у нас положительные эмоции, а следовательно, и расположение. Есть люди, которые утверждают, что с трудом запоминают имена. Это может быть правдой лишь отчасти: мы с трудом запоминаем имена одних людей и в то же время помним имена других. Поскольку имя и личность неразделимы, мы всегда запоминаем имя того, кто нам понравился, привлек как личность. Если вы легко забыли имя, смело ставьте диагноз: этот человек вам не очень интересен. Разумеется, такая "демонстрация" отсутствия интереса к коллегам не может положительно сказаться на результатах работы.
|
|
Использование приема, условно называемого "зеркалом отношения", связано с тем, что мы испытываем расположение к 'собеседнику, на лице которого, как в зеркале, отражается хорошее отношение к нам. Это выражение доброе и приятное. Специалисты по имиджу и культуре речи уделяют огромное внимание улыбке и выработке максимально доброжелательного тона. Люди редко контролируют и регулируют "изображение" на своем "зеркале отношения", хотя сами следят и за тоном, и за выражением лица собеседника. Конечно, нельзя думать, что если вы один раз улыбнетесь человеку, то он сразу начнет действовать в ваших интересах и эффективность работы резко возрастет. Однако сопротивлений, конфликтов, которые отнимают много сил и энергии, будет значительно меньше. Конечно, улыбка должна быть к месту и сочетаться с максимально доброжелательным тоном. Психологи советуют: даже наказывая подчиненного, не отталкивайте, а привлекайте к себе, вам работать с этим человеком. Руководитель, даже строгий и требовательный, должен быть осторожен в выборе слов порицания, избегать при этом обобщений.
Следующий прием, непосредственно связанный с культурой речевого общения, - "золотые слова", то есть слова, содержащие небольшое и сознательное преувеличение положительных сторон собеседника. Психологи называют такие слова комплиментами и считают их важнейшим элементом формирования положительного отношения. Этот прием довольно труден в практическом использовании, поскольку в его основе лежит психологический механизм внушения. При этом у собеседника "заочно" удовлетворяется потребность в совершенствовании, образуются положительные эмоции и расположенность к источнику этих эмоций. Применяется этот прием в соответствии с определенными правилами: такой "комплимент" должен иметь один смысл, не содержать преувеличений, назиданий, не быть слишком банальным. Овладение этим приемом приносит общению огромную пользу. Психологами не найдена ситуация, когда комплимент (в нашем понимании) человеку может быть неприятен.
Наконец, важнейшей частью общения является умение терпеливо и внимательно слушать собеседника. Это умение также помогает расположить к себе человека; называется такой прием "терпеливый слушатель". Говорящий удовлетворяет свою потребность в самовыражении, а слушающий, как источник этих положительных эмоций, получает некоторое усиление симпатии к себе. Использование этого приема расположения совпадает с основным требованием речевого этикета: не перебивать собеседника, внимательно выслушивать его. Умение слушать необходимо в любой сфере человеческой деятельности. В одном из психологических экспериментов, в котором участвовали продавцы супермаркета, выяснилось, что те люди, у которых в обычном диалоге молчание преобладало над речью, имели лучшие экономические показатели в работе! Известно, что умение внимательно слушать всегда считалось показателем интеллигентности, острого ума, вежливости и хороших манер. Анна Ахматова вспоминала:
"Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самого себя и отвечал не самому себе, как сейчас делают почти все". Так что высокие образцы для подражания известны, дело за нашей готовностью следовать им и учиться.
"Терпеливый слушатель" - не только прием расположения. Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире. Психологи утверждают, что умение слушать - основной критерий коммуникабельности. Однако немногие владеют этим умением. Условиями эффективного слушания являются зрительный контакт между собеседниками, межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по от ношению друг к другу, умение концентрировать внимание и анализировать содержание, общий культурный уровень слушающего. Соблюдение этих условий в разговоре создают предпосылку того, что мы не только слушаем собеседника, но и можем его услышать.
|
|
Из многих приемов хорошего слушания, выработанных практикой общения людей и описанных специалистами, некоторые являются обязательными для делового общения. В частности, полезно учесть рекомендации английского психолога И. Атватера, которые он дает в книге "Я Вас слушаю...":
не принимайте молчание за внимание, это не всегда означает, что вас слушают;
не притворяйтесь, что слушаете: отсутствие интереса и скука проявятся в выражении лица или жестах;
будьте физически внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт;
не перебивайте без надобности, а если вам пришлось сделать это, помогите восстановить собеседнику прерванный ход мысли;
не делайте поспешных выводов, старайтесь воздержаться от преждевременных оценок;
не будьте излишне чувствительными к эмоционально окрашенной лексике, если ваш собеседник сильно взволнован;
если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога, уточните сказанное - это гарантирует от любых неясностей и непонимания;
не заостряйте внимания на особенностях устной речи собеседника.
Без использования приемов расположения невозможно полноценное общение, невозможно воздействие и влияние на делового партнера. Овладеть техникой убеждающего воздействия необходимо каждому современному человеку.
В любом виде общения может сложиться ситуация, когда собеседник (собеседники) настроен негативно и плохо воспринимает ваши доводы, излагаемую информацию и т.д. Каковы бы ни были причины такого настроя, необходимо научиться выявлять это отрицательное отношение и улучшать его при помощи приемов расположения.
|
|
Диагностика скрытого негативизма заключается в том, что вы внимательно следите за собеседником в процессе общения и отмечаете признаки этого негативизма: стремление увеличить расстояние в пространстве, реплики, начинающиеся со слов "несогласия" (нет, но, а я..., однако и т.п.); человек, настроенный негативно, избегает называть вас по имени (имени-отчеству), встречаться с вами взглядом, охотно переключается на разговор с другими лицами, на разглядывание предметов, перекладывание бумаг и т.д. Так, все педагоги сталкивались с ситуацией, когда ученик, с которым ведется неприятный для него разговор, переминается с ноги на ногу, смотрит вниз или вверх и т.п. Это иллюстрация стремления увеличить расстояние между собой и учителем и не встречаться с ним взглядом. Как правило, конструктивное общение с адресатом, у которого отмечены такие симптомы, невозможно. Попробуйте установить возможную причину скрытого негативизма (у собеседника другие дела, от которых вы его отвлекли, он изначально настроен к вам плохо и др.), и общение станет более результативным.