Введение. Задание 12.1. Анализ факторов, влияющих на успешность протекания процесса мышления

Задание 12.1. Анализ факторов, влияющих на успешность протекания процесса мышления

Введение

Значительная часть методик, используемых для изучения мышления , определяемого как процесс решения задач, представляет собой выяснение условий, способствующих и препятствующих быстрому нахождению правильного решения задач.

В качестве условий, определяющих адекватность осуществления процесса решения задач, могут выступать такие психологические факторы, как наличие мотивации определенного уровня, актуализация данных прошлого опыта и уже имеющихся знаний для решения поставленной конкретной задачи, влияние направленности или «установки» и ряд других. В частности, известно, что в качестве одного из важнейших условий нахождения решения задачи выступает создание у решающего желания, стремления решить задачу, что выражается в наличии у него определенного уровня мотивации. Этот феномен отчетливо был показан еще В. Кёлером, а затем подтвержден многочисленными исследованиями (см. Хрестомат. 12.8 ). Дж. Россман указывает по этому поводу, что изобретатели обычно объясняют свои успехи в известной мере настойчивым желанием достигнуть поставленной цели. Однако Г. Берч показал, что мотивация, превышающая по интенсивности средний уровень, может не облегчить, а затруднить решение той или иной проблемы.

Это решение может быть ускорено или, наоборот, заторможено возникновением соответствующей направленности мысли. Многочисленными экспериментами было показано (Н. Майер, М. Вертгаймер  и др.), что даже в том случае, если человек имеет достаточные познания, он может потерпеть неудачу при попытке решить задачу, если у него не будет соответствующей направленности. Исследованию различного рода психологических факторов посвящено значительное число работ по психологии мышления (Экспериментальная психология, 1963. С. 305–307). Целью настоящего задания является анализ некоторых из этих факторов.

1. Избирательное влияние прошлого опыта на решение задач является одним из аспектов вопроса о взаимоотношении мышления и знания. Полученные ранее знания (прошлый опыт) определенным образом реализуются при постановке перед субъектом задач. Однако последние, хотя и ограничивают «систему» выбора нужных сведений из имеющихся знаний, не всегда содержат ориентиры для снятия неопределенности для отбора лишь необходимой информации. В качестве таких ориентиров могут выступать некоторые критерии отбора информации из прошлого опыта субъекта (Ю.Ф. Поляков). Так, при классификации объектов задача допускает использование в качестве оснований любые из свойств, среди которых должны быть отобраны лишь необходимые. Исследования показали, что вероятность актуализации тех или иных свойств соответствует их социальной, практической значимости. Описываемая методика оказалась адекватной и для исследования некоторых вопросов патологии мышления, так как у больных шизофренией, например, в аналогичных экспериментах выявляется тенденция к уравниванию вероятностей актуализации различных свойств объектов и знаний и связанное с этим существенное расширение объема используемой информации.

Селективность информации, заключающаяся в предпочтительной актуализации тех или иных сведений на основании определенных критериев, увеличивается по мере возрастания неполноты наличной информации. При опознании, например, визуальных или звуковых стимулов – в связи со степенью маскированности сигнала; при выполнении мыслительных задач – в связи с неопределенностью отношения исходных данных к требованию задачи.

Избирательность актуализации уже имеющегося знания может играть затрудняющую роль при решении не тривиальных, а собственно творческих задач. Вероятно, с этим связан тот, казалось бы, парадоксальный факт, что больные шизофренией в экспериментах Ю.Ф. Полякова  решали задачу, основная трудность которой заключалась в нахождении малозначимого, латентного свойства, лучше, успешнее, чем здоровые.

Таким образом, описанный вид селекции информации входит в структуру широкого круга познавательных процессов, обеспечивая оптимизацию и экономичность их организации.

2. Влияние установки на способ решения задач является другим аспектом вопроса об использовании прошлого опыта при решении задач. Возникновение у субъекта определенной направленности или установки, которая в случае ее адекватности наличным условиям может приводить к быстрому нахождению решения задачи и, наоборот, в случае неадекватности может затруднять данный процесс. Сковывающее влияние неадекватной направленности было описано в ряде исследований (Н. Майер, К. Дункер , А. Лачинс и др.).

Дункер показал, что если какой-нибудь предмет «функционально включен» в контекст, отличный от контекста данной проблемы, то является менее вероятным, что человек обратится к этому предмету (см. Хрестомат. 12.4 , 12.5 ).

Очень отчетливо иллюстрируют влияние неверной направленности на процесс решения задач эксперименты А. Лачинса. Он предлагал испытуемым несколько задач такого типа: «Имеется три сосуда емкостью 21, 127 и 3 кварты; как при их помощи отмерить 100 кварт воды?». Все эти задачи решались одним и тем же способом – сначала заполнялся самый большой сосуд, затем меньшими сосудами из него отбиралось столько воды, чтобы в нем остался как раз требуемый объем. После решения 5 или 6 таких задач испытуемым предлагались задачи другого типа: «Имеется три сосуда емкостью 23, 40 и 3 кварты. Как отмерить объем в 20 кварт?»?.

Задачи этого типа решались более кратким путем, вычитанием или сложением емкостей двух сосудов без привлечения третьего сосуда, под влиянием опытов с решением задач первого типа, 81% испытуемых избирали более сложный способ решения.

Таким образом, не подлежит сомнению, что предшествующий опыт может затруднять решение задач. Нельзя, однако, преувеличивать отрицательное влияние опыта, так как именно он служит основой для чрезвычайно сложной познавательной деятельности, без него совершенно недоступной человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: