Обработка и анализ результатов

Обработка результатов производится путем сопоставления способов решения испытуемым экспериментальных задач с возможными способами их решения. На основании этого сопоставления устанавливают: характер выработки установки, чувствительность к установке, особенности ее фиксации и гибкость либо ригидность мышления. Дополнительно можно охарактеризовать скорость мышления. Для этого используют показатель быстроты.

Показатель быстроты мышления выводится как среднеарифметическое время, затраченное на решение задач, среднеарифметическое время решения первых пяти задач характеризует скорость выработки установки, а среднеарифметическое время решения последних пяти задач показывает зависимость поиска решения от установки. В последнем случае важно учитывать, решена или нет задача № 10.

Характер выработки установки выясняется по тому, как испытуемый решал первые пять задач и с какой скоростью он это делал. Если испытуемый третью, четвертую и пятую задачи решал быстро установленным способом, с большего объема вычитал меньшее и без подсказок, то выработку установки считают оптимальной. Если испытуемому давались подсказки или он менял способы записи решения задачи, а также в случае большой величины показателя быстроты мышления первых пяти задач, то выработка установки была неоптимальной, шла с затруднениями.

Степень чувствительности испытуемого к установке проверяется по способу решения задач № 6 и № 7. Если эти задачи решены установочным способом, т.е. из большей величины вычиталась меньшая, то степень чувствительности к установке высокая.

Если одна из задач решена установочным способом, другая – неустановочным, то чувствительность к установке средняя. Например, задача № 6 помимо установочного способа может быть решена так: 14 – 2 – 2 = 10, а задача № вообще не требует вычисления, т.к. воду можно сразу не лить объемом 10 литров.

Если обе задачи решены неустановочным способом, можно констатировать слабую чувствительность испытуемого к установке.

Особенности фиксации установки определяются по способу решения испытуемым задач № 8 и № 9.

Если обе задачи под номерами 8 и 9 решены установочным способом, то установка фиксированная, а степень фиксации высокая.

Если одна из задач решалась установочным способом, другая – неустановочным, то степень фиксированности установки характеризуется как средняя. Например, задачу № 8 возможно решить так: 12 – 3 = 9, а задачу № 9 легко решить сложением, которое в логике переливания воды с помощью сосудов означает доливание, т.е. 12 + 3 = 15.

Когда обе задачи решены неустановочным способом, тогда это свидетельство отсутствия фиксации установки! Однако данный вывод будет правомочным, если у испытуемого слабая чувствительность к установке. В противном случае фиксация установки слабая.

Определение ригидности или гибкости мышления производится по результату решения задачи №10. Эта задача имеет одно, правильное неустановочное решение: 7 + 5 = 12. Если испытуемый задачу решил, то его мышление – гибкое, независимо от чувствительности или фиксированности установки, поскольку он смог переориентироваться на поиск неустановочного способа решения.

Если последняя задача испытуемым не решена и он продолжал действовать путем вычитания, то его мышление ригидно.

После обработки результатов исследования важно проанализировать связи между быстротой мышления как показателем его активности, характером выработки установки, степенью чувствительности к установке, особенностями фиксации и ригидностью либо гибкостью мышления.

Анализируя условия, при которых вырабатывается установка испытуемого, следует обратить внимание на их постоянство, с одной стороны, и количество повторяемости одного и того же способа решения – с другой. То же относится и к особенностям фиксации установки.

В случаях обнаружения ригидности мышления необходимо продумать рекомендации испытуемым для развития его гибкости. Многие задачи решаются несколькими способами, поиск разных способов решения – это уже признак творчества. Можно настроить себя на этот поиск. Хорошо помогает в развитии гибкости тренировка смены представлений и решение специальных творческих задач. Для испытуемых с медленным мыслительным процессом составляются формулы настроя на быстроту работы. Показатели быстроты мышления улучшаются с опытом соревновательного взаимодействия с другими людьми. Однако следует иметь в виду, что полученные результаты быстроты мышления могут зависеть от самочувствия испытуемого во время эксперимента и от его заинтересованности исследованием.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные факторы избирательности прошлого опыта для использования его при решении задач?

2. В чем заключается методика экспериментов, иллюстрирующая явления избирательного использования прошлого опыта?

3. Что такое латентные свойства объектов и какова их роль при решении задач?

4. Как влияет направленность разного рода и установка на процесс решения задач?

5. В чем заключается методика экспериментов, показывающих влияние установки на способ решения задач?

Приложение 1

Исследование стилей мышления

Одним из факторов, влияющих на особенность протекания процесса решения задачи (мышления), является выбор мыслящим индивидом (субъектом мышления) того или иного интеллектуального стиля.

Познавательные стили — индивидуально-своеобразные способы изучения реальности.

Исследование познавательных стилей развивалось в разных направлениях, на данный момент можно констатировать наличие четырех типов стилевых свойств интеллектуальной сферы: стили кодирования информации, когнитивные стили, интеллектуальные стили и эпистемологические стили.

Стили кодирования информации — это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир. Разные люди преимущественно принимают и перерабатывают информацию о своем окружении визуально (с помощью перцептивных или мысленных зрительных образов), аудиально (посредством слуха) и кинестетически (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).

Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего (см. Когнитивные стили_хрест)

Эпистемологические стили — это индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности. Выделяются следующие эпистемологические стили: эмпирический, рационалистический и метафорический. Эмпирический характеризуется тем, что субъект строит свой познавательный контакт с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта. Рационалистический стиль предполагает познание мира при помощи понятийных схем, категорий и теорий, отдавая предпочтение логическим выводам. Метафорический стиль проявляется в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдельных областей знаний с опорой на интуицию.

Интеллектуальные стили, или стили мышления - это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. По сравнению с когнитивными стилями это более обобщенные свойства интеллекта (см. Хрест_стили мышления).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: