Социальный контроль над конфликтными ситуациями

Конфликт, как показывают социологи, является фактором проявления одного из важнейших законов – закона единства и борьбы противоположностей.

Отсутствие конфликтов выступает фактором застоя, отсутствия развития. Значит общество без конфликтов существовать не может.

Социальный конфликт – это естественный элемент существования любого коллектива. Он представляет собой требующее разрешения назревшее противоречие в социальной среде.

Главное – использовать конструктивную силу конфликта и минимизировать его разрушающий потенциал.

Контроль над развитием конфликта, управление им, определение его реальных границ, деловой зоны помогут локализовать конфликт, не допустить его расширения.

Лучший способ регулирования СК – его предупреждение, умение действовать превентивно.

Для выработки практических рекомендаций по разрешению СК необходимо определить, как минимум, следующее:

а) участники СК и их роль в конфликте, в том числе: конфликтующие стороны, провокаторы СК, организаторы, активисты, пассивные сторонники, посредники конфликта;

б) мотивировки конфликтующих сторон, т.е. объяснения причин СК, которые дают непосредственные его участники;

в) повод, т.е. событие, которое предшествовало СК и было его предлогом;

г) цели конфликтующих сторон (задачи, которые они хотят решить с помощью СК);

д) степень соответствия целей конфликтующих сторон их интересам;

е) интересы конфликтующих сторон;

ж) система объективных и субъективных причин конфликта, а также его первопричина;

з) функции СК относительно его участников и той социальной системы, элементами и структурами которой они являются;

и) этап конфликта;

к) стратегия и тактика конфликтующих сторон;

л) эмоциональный фон конфликта и возможности его нормализации;

м) круг вопросов, по которым возможно сближение позиций конфликтующих сторон;

н) подходящая модель разрешения данного СК (компромисс, одностороннее подавление, интегративный способ)

Наиболее часто применяемые для разрешения или урегулирования социальных конфликтов методы:

Уход от конфликта: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» развивающегося конфликтного действия физически или психологически. Этот метод применяется в случае ненужности данного СК и отсутствия следствий от самого уклонения. Показания к применению такого метода – очень высокая цена и издержки данного СК.

Метод сглаживания используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычки членов коллектива к идеологическим моделям действия. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчёркиваются общие интересы: «Мы одна общая семья».

Метод «скрытых действий» применяется в том случае, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения руководства, в скрытых средствах его регулирования.

Метод «быстрого разрешения»: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки. Его использование обосновывается лимитом времени, желанием обеих сторон участвовать в поиске наиболее эффективных соглашений, вероятностью минимизации издержек при решении СК.

Метод «компромисса»: обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений. Суть метода – управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственного участия (переговоров) сторон.

Метод «сотрудничества»: соперничающие стороны стараются найти оптимальное решение конфликтной ситуации.

Метод «силы»: стремление одной стороны навязать решение другой. Зачастую наиболее сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой. Этот метод эффективен при условии, если одна сторона имеет значительный перевес.

В целом методы управления развитием конфликта можно классифицировать на:

1) организационно-административные методы – базируются на воздействии на конфликтующие стороны законов, указов и распоряжений, то есть документов, регламентирующих и ограничивающих агрессивные действия субъектов конфликта.

2) экономические методы – к ним относятся разнообразные способы воздействия на участников конфликта посредством материальных и финансовых стимулов, работы с их экономическими интересами и потребностями.

3) социально-психологические методы – понимается деятельность по корректировке поведения участников конфликта.

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:

· превентивный метод ухода от конфликта - уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта;

· метод переговоров, позволяющий снизить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;

· метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;

· арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;

· метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда оттяжка принятия решения приводит к самопроизвольному снижению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.

Отметим наиболее распространённые формы социального контроля над конфликтными ситуациями, практикуемые противостоящими сторонами в повседневной практике.

1. Своевременная диагностика причин конфликта

2. Взаимный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах сторон конфликта, переговоры, рассмотрение альтернативных ситуаций, избежание конфликта

3. Взаимное воздержание от применения силы и угроз, уход с политической арены одной из сторон

4. Подключение арбитров, посредников, примирителей, третейского разбирательства, рекомендации которых ведут к компромиссу

5. Использование правовых норм, процедур, сближающих позиции сторон конфликта

6. Откладывание конфликта, создание делового партнерства, доверия, как гарантий предотвращения конфликтов

7. Поиск консенсусов, создание атмосферы солидарности через образование и воспитание, через регулирование социальных процессов

Социологи отмечают, что при разрешении, устранении конфликтов допускаются ошибки. Наиболее заметные из них:

- превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;

- поиск, кто прав и кто виноват;

- отказ от подхода «давайте говорить по делу»;

- оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;

- смешивание упорства в переговорах с упрямством;

- непонимание манипуляций – как собственных, так и другой стороны;

- рассматривание перерыва в переговорах как признака слабости;

- видение совместного поиска решений как отступления другой стороны.

Таким образом отметим, что ни одному обществу, как показывает практика, не удалось ещё достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться минимизировать негативные последствия конфликтов.

Контрольные вопросы

1. Объясните, в чём состоит сущность конфликтов.

2. Раскройте причины и сферы конфликтов.

3. Покажите основные функции конфликтов.

4. Раскройте содержание конфликтов: политических, национальных, производственных, бытовых.

5. Охарактеризуйте известные вам типы конфликтов.

6. Назовите конфликтные ситуации, наблюдаемые Вами в обществе.

7. Покажите, какими путями можно разрешать конфликтные ситуации.

8. В чём опасность скрытых затяжных социальных конфликтов? Приведите пример.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: