♦ незаинтересованность предприятия в использовании новых достижений науки и техники;
♦ выпуск традиционной продукции по устаревшей технологии;
♦ отсутствие конкуренции, что лишало предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства;
♦ невысокая эффективность народного хозяйства:
♦ замедление темпов роста производительности труда:
♦ снижение фондоотдачи:
♦ рост материалоёмкости продукции.
Преобразование государственной собственности в РК осуществлялось путем разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление - это преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.
Приватизация - это приобретение у государства физическими и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций акционерных обществ; продажа государственного имущества физическим, негосударственным и иностранным юридическим лицам, производимая по воле государства как собственника с соблюдением специальных процедур.
Основные принципы приватизации:
♦ конкурентность;
♦ гласность;
♦ правопреемственность:
♦ ответственность должностных лиц за законность приватизации.
Формы приватизации:
♦ продажа на торгах (аукцион, тендер);
♦ прямая адресная продажа.
Приватизационные стадии:
♦ акционирование:
♦ секционирование государственных предприятий;
♦ сдача в аренду;
♦ передача в доверительное управление.
Социально-экономические последствия разгосударствления и приватизации собственности в Казахстане.
♦ формирование новых экономических отношений;
♦ преодоление монополизма в экономике;
♦ развитие конкуренции;
♦ повышение материальной заинтересованности людей в результатах труда;
♦ развитие инициативы и предприимчивости;
♦ улучшение финансового состояния экономики;
♦ рост качества продукции и услуг;
♦ улучшение состояния потребительского рынка;
♦ освобождение органов государственной власти и управления от выполнения несвойственных им функций.
Рассматривая конкуренцию, необходимо прежде всего дать её определение. Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать; нет конкуренции - нет рынка, нет его управляемости.
Конкуренция в РК регулируется законами:
♦ "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (1991 г.):
♦ "О естественных монополиях" (1998 г.).
Существуют следующие виды конкуренции:
♦ внутриотраслевая и межотраслевая;
♦ совершенная и несовершенная;
♦ монополистическая;
♦ ценовая и неценовая;
♦ добросовестная и недобросовестная.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать "место под солнцем", т.е. склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам или повышать качество продукции. Чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства и реализации продукции. Важным средством достижения этой цели является внедрение достижений НТР, НТП, новых технологий, организации производства, т.е. совершенствование всех условий производства.
Межотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности нормой прибыли, позволяющей сопоставлять результаты с затратами. Норма прибыли в разных странах и отраслях разная. В Казахстане она составляет 15-25%, в США - 8,5 -15%. Межотраслевая конкуренция приводит к переливу капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль.
Положительный эффект конкуренции зависит от:
♦ условий конкуренции;
♦ количества соперников;
♦ степени открытости экономики;
♦ экономической свободы.
Совершенная конкуренция - это тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции, доступ на рынок свободен.
Несовершенная конкуренция - это конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограниченней свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно:
♦ незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности;
♦ возможность влияния какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) на конъюнктуру рынка;
♦ жесткий барьер для проникновения на рынок новых предпринимателей;
♦ отсутствие близких заменителей продукции.
Монополистическая конкуренция имеет черты совершенной и несовершенной конкуренции. Это такой тип рынка, который характеризуется большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию, доступ на рынок относительно свободен; фирмы-монополисты в известной степени могут контролировать цены продукции; развита неценовая конкуренция. Могут функционировать монополия, дуополия, олигополия.
Регулирование естественных монополий в РК осуществляется:
♦ через установление предельного уровня цен;
♦ особым порядком формирования затрат;
♦ иными мерами.
Добросовестная конкуренция - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнером.
Недобросовестная конкуренция - это конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. К ней также относятся:
♦ технический шпионаж;
♦ переманивание специалистов;
♦ подкуп работников конкурента;
♦ самовольное использование чужого товарного знака;
♦ копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.д.
Ценовая конкуренция - это маневрирование ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры.
Неценовая конкуренция - это конкуренция, связанная с улучшением качества продукции, рекламой, проведением выставок, ярмарок по рекламе своей продукции, т.е. использование средств, не имеющих непосредственного отношения к ценам.
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что необходима защита конкурентной среды государственными средствами. Основная цель при этом добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.
Особенно важно установить пределы господства монополии.
В РК запрещены следующие виды конкуренции:
♦ недобросовестная конкуренция:
♦ распространение ложных слухов о конкурентах;
♦ введение потребителей в заблуждение по свойствам и качеству товаров;
♦ некорректное сравнение товаров;
♦ использование чужого товарного знака;
♦ разглашение коммерческой тайны.
За недобросовестную конкуренцию в РК предусматривается административная (штрафы) и уголовная ответственности.
При рассмотрении вопроса "Экономические ресурсы, их собственники и их доходы" необходимо, прежде всего показать, что производство различных благ и вся хозяйственная деятельность базируются на использовании экономических ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг, К ним относятся:
♦ земли (природные ресурсы: земля, недра, водные и лесные ресурсы);
♦ труд (трудовые ресурсы: люди с их способностью производить товары и услуги);
♦ капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
♦ предпринимательство (предпринимательская способность людей к организации производства товаров и услуг);
♦ наука (научно-технический прогресс).
Экономические ресурсы переплетаются и взаимодействуют.
Потребителями экономических ресурсов являются фирмы (предприятия), так как они осуществляют производство различных благ. Собственниками (владельцами) экономических ресурсов считаются домашнее хозяйство, фирма (предприятие) или государство.
Ресурсы имеют свою цену. Она определяется на рынках ресурсов, где собственник их продает и получает от этого денежный доход в виде платы за использование ресурсов:
♦ природных - ренту (земельная, горная, плата за воду и т.д.);
♦ трудовых - заработную плату;
♦ капитала - процент и прибыль;
♦ предпринимательства - предпринимательский доход;
♦ научно-технического прогресса - доход от интеллектуальной собственности.
Обобщающим показателем всех этих ресурсов является доход или прибыль.
Прибыль в широком смысле слова - это разница между полученной выгодой и понесенными затратами; в узком смысле - доход от реального капитала. Различают:
♦ экономическую прибыль - разность между валовой выручкой и всеми издержками фирмы;
♦ бухгалтерскую прибыль - разность между валовой выручкой и явными издержками фирмы;
♦ чистую прибыль - разность бухгалтерской прибыли и налога на прибыль;
♦ нормальную прибыль - комплексный показатель использования экономических ресурсов.
Экономическая структура казахстанского общества - это тысячи крупных, средних и мелких фирм (предприятий), миллионы домашних хозяйств. Между ними - сложная система связей. Одни фирмы конструируют, другие производят, третьи транспортируют, четвертые реализуют, пятые предоставляют деньги, шестые используют их. Кто-то специализируется на поставках ресурсов, кто-то выпускает готовую продукцию и т.д.
Движение потоков товаров (услуг) и денежных средств осуществляется постоянно. Стоимость всех товаров и услуг, произведенных та год, называется национальным продуктом. В статистике он принимает форму ВНП или ВВП.
Национальный продукт включает конечную продукцию (завершенную производством и готовую к употреблению), исключая промежуточные товары, предназначенные для переработки и изготовления конечной продукции.
Национальный доход - это вновь созданная за год стоимость в стране, суммарный доход домашних хозяйств, фирм, государства или же заработная плата, выплаченные проценты, рента и т.д.
ВВП -добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны.
ВНП - это добавленная стоимость всего объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики, независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
Объем национального производства и темпы экономического роста, как правило, не
остаются неизменными, а постоянно колеблются под влиянием ряда факторов, прежде всего под воздействием изменений в сфере инвестиционной деятельности.
Экономика развивается циклически, подъемы и спады формируют цикл. Экономический цикл состоит из 4-х фаз:
классический:
♦ кризис;
♦ депрессия:
♦ оживление;
♦ подъем,
современный:
♦ подъем:
♦ бум;
♦ сокращение;
♦ спад.
Экономический цикл принято рассматривать как многоволновой процесс, включающий циклические колебания различной продолжительности.
В хозяйственной жизни, особенно в экономическом кругообороте (движение расходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в сфере хозяйственной деятельности), различают денежный и реальный секторы,
К денежному сектору относится та часть экономического кругооборота, которая представлена движением доходов, расходов и денег в челом. На практике в денежный сектор включают.
♦ банки;
♦ биржи:
♦ торговлю;
♦ сферу услуг.
Они заняты обслуживанием расходов, доходов и их перераспределением. В реальный сектор включаются промышленность, сельское хозяйство строительство, транспорт, т.е. отрасли, которые обслуживаются денежным сектором.
При рассмотрении вопроса "Рынок: сущность, функции, структура, условия возникновения" необходимо отметить, что существует много определений рынка.
Рынок - это совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия продавца и покупателя; сфера обмена внутри страны и между' странами.
Рынок - это совокупность производственных отношений по поводу купли-продажи товаров.
Рынок - это способ взаимодействия производителя и потребителя, основанный на децентрализации, безличностном механизме ценовых сигналов и т.д.
Райзберг ГА., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. в "Современном экономическом словаре" (М.: Инфра - М., 1999, 2-е изд., с.ЗО4) дают следующее определение рынка: "Рынок - 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок: 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена."
Для понимания сущности рынка и его роли необходимо выделить четыре сферы экономической деятельности:
♦ производство;
♦ распределение;
♦ обмен;
♦ потребление.
Цель» экономической жизни является потребление, а важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, потому что именно производство рождает товарную массу. Изменения в производственной сфере ведут к изменениям в других сферах экономики. Это необходимо учитывать при формировании рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинают с реформирования обращения и не добиваются крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникает.
Рынок - это одно из величайших достижений цивилизации. Возникновение и становление рынка - это очень длительный исторический процесс.
Условия возникновения рынка:
♦ общественное разделение труда:
♦ экономическая обособленность;
♦ свобода предпринимательства;
♦ свободный обмен ресурсов;
♦ величина транзакционных издержек. Субъекты рыночного хозяйства:
♦ домашнее хозяйство;
♦ бизнес;
♦ правительство.
Пути перехода крыночным отношениям:
♦ "шоковая терапия";
♦ эволюционный путь.
"Шоковая терапия" - это экономическая политика периода перехода от командно-административной к рыночной экономике. Включает два основных направления:
♦ антиинфляционную стабилизационную программу;
♦ глубокие институционные реформы, в том числе преобразование отношений собственности.
Эволюционный переход к рыночной экономике - это система мер экономической политики и совокупность хозяйственных процессов, результатом которых является постепенная замена плановых механизмов управления экономикой рыночными. Этот путь занимает длительный период (15-20 лет).
Структура рынка чрезвычайно многообразна:
а) По виду продаваемого товара выделяют рынки.
♦ сырья;
♦ материалов;
♦ драгоценностей;
♦ средств производства;
♦ недвижимости;
♦ потребительских товаров и услуг;
♦ информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
♦ инноваций;
♦ капитала;
♦ валюты;
♦ ценных бумаг (делятся на первичные в вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг);
♦ труда;
♦ рабочих мест и рабочей силы.
б) По масштабам охвата территории различают рынки:
♦ мировой:
♦ зональные;
♦ региональные;
♦ государственные (страновые).
в) Применительно к каждой стране различают рынки:
♦ внутренние;
♦ внешние.
г) По уровню конкуренции рынки делятся на:
♦ высококонкурентные (свободные);
♦ монополистической конкуренции;
♦ олигополистические;
♦ монополистические (закрытые).
д) Различают также рынки:
♦ легальные (официальные);
♦ нелегальные (теневые, черные).
На каждом товарном рынке складываются центры торговли (так называемые "основные" рынки), цены которых являются базисными при определении уровня цен на соответствующие товары.
Функции рынка:
♦ информационная;
♦ ценообразующая:
♦ санирующая;
♦ регулирующая;
♦ посредническая.
Недостатки рынка:
♦ стихийное действие экономических регуляторов:
♦ кризисы;
♦ глубокие потрясения;
♦ возникновение монополизированных структур;
♦ безработица;
♦ коррупция, рост "теневой" экономики.
Негативные последствия рыночных отношений можно смягчить с помощью:
♦ разумной экономической политики;
♦ государственного регулирования экономики;
♦ разумной социальной политики;
♦ перераспределения средств.