Недостатки

незаинтересованность предприятия в использовании новых достижений науки и тех­ники;

♦ выпуск традиционной продукции по устаревшей технологии;

♦ отсутствие конкуренции, что лишало предприятия экономических стимулов к повы­шению качества продукции и снижению издержек производства;

♦ невысокая эффективность народного хозяйства:

♦ замедление темпов роста производительности труда:

♦ снижение фондоотдачи:

♦ рост материалоёмкости продукции.

Преобразование государственной собственности в РК осуществлялось путем раз­государствления и приватизации.

Разгосударствление - это преобразование государственных предприятий с переда­чей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосред­ственно хозяйствующим субъектам.

Приватизация - это приобретение у государства физическими и юридическими ли­цами объектов государственной собственности или акций акционерных обществ; про­дажа государственного имущества физическим, негосударственным и иностранным юридическим лицам, производимая по воле государства как собственника с соблюдени­ем специальных процедур.

Основные принципы приватизации:

♦ конкурентность;

♦ гласность;

♦ правопреемственность:

♦ ответственность должностных лиц за законность приватизации.

Формы приватизации:

♦ продажа на торгах (аукцион, тендер);

♦ прямая адресная продажа.

Приватизационные стадии:

♦ акционирование:

♦ секционирование государственных предприятий;

♦ сдача в аренду;

♦ передача в доверительное управление.

Социально-экономические последствия разгосударствления и приватизации собственности в Казахстане.

♦ формирование новых экономических отношений;

♦ преодоление монополизма в экономике;

♦ развитие конкуренции;

♦ повышение материальной заинтересованности людей в результатах труда;

♦ развитие инициативы и предприимчивости;

♦ улучшение финансового состояния экономики;

♦ рост качества продукции и услуг;

♦ улучшение состояния потребительского рынка;

♦ освобождение органов государственной власти и управления от выполнения несвой­ственных им функций.

Рассматривая конкуренцию, необходимо прежде всего дать её определение. Кон­куренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производ­ства и реализации продукции. Можно сказать; нет конкуренции - нет рынка, нет его управляемости.

Конкуренция в РК регулируется законами:

♦ "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (1991 г.):

♦ "О естественных монополиях" (1998 г.).

Существуют следующие виды конкуренции:

♦ внутриотраслевая и межотраслевая;

♦ совершенная и несовершенная;

♦ монополистическая;

♦ ценовая и неценовая;

♦ добросовестная и недобросовестная.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать "место под солн­цем", т.е. склонить покупателя к приобретению продукции именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам или повышать качество продук­ции. Чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки произ­водства и реализации продукции. Важным средством достижения этой цели является внедрение достижений НТР, НТП, новых технологий, организации производства, т.е. совершенствование всех условий производства.

Межотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями, вло­жившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности нормой прибыли, позво­ляющей сопоставлять результаты с затратами. Норма прибыли в разных странах и от­раслях разная. В Казахстане она составляет 15-25%, в США - 8,5 -15%. Межотраслевая конкуренция приводит к переливу капитала, а вместе с ним и рабочей силы из отрасли в отрасль.

Положительный эффект конкуренции зависит от:

♦ условий конкуренции;

♦ количества соперников;

♦ степени открытости экономики;

♦ экономической свободы.

Совершенная конкуренция - это тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуаль­ный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции, до­ступ на рынок свободен.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограниченней свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно:

♦ незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятель­ности;

♦ возможность влияния какой-то группы предпринимателей (или даже одного пред­принимателя) на конъюнктуру рынка;

♦ жесткий барьер для проникновения на рынок новых предпринимателей;

♦ отсутствие близких заменителей продукции.

Монополистическая конкуренция имеет черты совершенной и несовершенной кон­куренции. Это такой тип рынка, который характеризуется большим количеством мелких фирм, производящих дифференцированную продукцию, доступ на рынок относительно свободен; фирмы-монополисты в известной степени могут контролировать цены про­дукции; развита неценовая конкуренция. Могут функционировать монополия, дуопо­лия, олигополия.

Регулирование естественных монополий в РК осуществляется:

♦ через установление предельного уровня цен;

♦ особым порядком формирования затрат;

♦ иными мерами.

Добросовестная конкуренция - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнером.

Недобросовестная конкуренция - это конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. К ней также относятся:

♦ технический шпионаж;

♦ переманивание специалистов;

♦ подкуп работников конкурента;

♦ самовольное использование чужого товарного знака;

♦ копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.д.

Ценовая конкуренция - это маневрирование ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры.

Неценовая конкуренция - это конкуренция, связанная с улучшением качества про­дукции, рекламой, проведением выставок, ярмарок по рекламе своей продукции, т.е. ис­пользование средств, не имеющих непосредственного отношения к ценам.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что необходима защита кон­курентной среды государственными средствами. Основная цель при этом добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конку­ренции.

Особенно важно установить пределы господства монополии.

В РК запрещены следующие виды конкуренции:

недобросовестная конкуренция:

♦ распространение ложных слухов о конкурентах;

♦ введение потребителей в заблуждение по свойствам и качеству товаров;

♦ некорректное сравнение товаров;

♦ использование чужого товарного знака;

♦ разглашение коммерческой тайны.

За недобросовестную конкуренцию в РК предусматривается административная (штрафы) и уголовная ответственности.

При рассмотрении вопроса "Экономические ресурсы, их собственники и их дохо­ды" необходимо, прежде всего показать, что производство различных благ и вся хозяй­ственная деятельность базируются на использовании экономических ресурсов, необходи­мых для производства товаров и услуг, К ним относятся:

♦ земли (природные ресурсы: земля, недра, водные и лесные ресурсы);

♦ труд (трудовые ресурсы: люди с их способностью производить товары и услуги);

♦ капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реаль­ный капитал);

♦ предпринимательство (предпринимательская способность людей к организации про­изводства товаров и услуг);

♦ наука (научно-технический прогресс).

Экономические ресурсы переплетаются и взаимодействуют.

Потребителями экономических ресурсов являются фирмы (предприятия), так как они осуществляют производство различных благ. Собственниками (владельцами) эко­номических ресурсов считаются домашнее хозяйство, фирма (предприятие) или госу­дарство.

Ресурсы имеют свою цену. Она определяется на рынках ресурсов, где собственник их продает и получает от этого денежный доход в виде платы за использование ресур­сов:

♦ природных - ренту (земельная, горная, плата за воду и т.д.);

♦ трудовых - заработную плату;

♦ капитала - процент и прибыль;

♦ предпринимательства - предпринимательский доход;

♦ научно-технического прогресса - доход от интеллектуальной собственности.

Обобщающим показателем всех этих ресурсов является доход или прибыль.

Прибыль в широком смысле слова - это разница между полученной выгодой и по­несенными затратами; в узком смысле - доход от реального капитала. Различают:

экономическую прибыль - разность между валовой выручкой и всеми издержками фирмы;

бухгалтерскую прибыль - разность между валовой выручкой и явными издержками фирмы;

чистую прибыль - разность бухгалтерской прибыли и налога на прибыль;

нормальную прибыль - комплексный показатель использования экономических ресур­сов.

Экономическая структура казахстанского общества - это тысячи крупных, средних и мелких фирм (предприятий), миллионы домашних хозяйств. Между ними - сложная система связей. Одни фирмы конструируют, другие производят, третьи транспортиру­ют, четвертые реализуют, пятые предоставляют деньги, шестые используют их. Кто-то специализируется на поставках ресурсов, кто-то выпускает готовую продукцию и т.д.

Движение потоков товаров (услуг) и денежных средств осуществляется постоянно. Стоимость всех товаров и услуг, произведенных та год, называется национальным про­дуктом. В статистике он принимает форму ВНП или ВВП.

Национальный продукт включает конечную продукцию (завершенную производ­ством и готовую к употреблению), исключая промежуточные товары, предназначенные для переработки и изготовления конечной продукции.

Национальный доход - это вновь созданная за год стоимость в стране, суммарный доход домашних хозяйств, фирм, государства или же заработная плата, выплаченные проценты, рента и т.д.

ВВП -добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах эконо­мики страны, независимо от национальной принадлежности предприятий, располо­женных на территории данной страны.

ВНП - это добавленная стоимость всего объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики, независимо от территориального местоположения нацио­нальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Объем национального производства и темпы экономического роста, как правило, не

остаются неизменными, а постоянно колеблются под влиянием ряда факторов, прежде всего под воздействием изменений в сфере инвестиционной деятельности.

Экономика развивается циклически, подъемы и спады формируют цикл. Экономи­ческий цикл состоит из 4-х фаз:

классический:

♦ кризис;

♦ депрессия:

♦ оживление;

♦ подъем,

современный:

♦ подъем:

♦ бум;

♦ сокращение;

♦ спад.

Экономический цикл принято рассматривать как многоволновой процесс, вклю­чающий циклические колебания различной продолжительности.

В хозяйственной жизни, особенно в экономическом кругообороте (движение рас­ходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в сфере хозяйственной деятельности), различают денежный и реальный секторы,

К денежному сектору относится та часть экономического кругооборота, которая представлена движением доходов, расходов и денег в челом. На практике в денежный сектор включают.

♦ банки;

♦ биржи:

♦ торговлю;

♦ сферу услуг.

Они заняты обслуживанием расходов, доходов и их перераспределением. В реальный сектор включаются промышленность, сельское хозяйство строитель­ство, транспорт, т.е. отрасли, которые обслуживаются денежным сектором.

При рассмотрении вопроса "Рынок: сущность, функции, структура, условия воз­никновения" необходимо отметить, что существует много определений рынка.

Рынок - это совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия продавца и покупателя; сфера обмена внутри страны и между' странами.

Рынок - это совокупность производственных отношений по поводу купли-продажи товаров.

Рынок - это способ взаимодействия производителя и потребителя, основанный на децентрализации, безличностном механизме ценовых сигналов и т.д.

Райзберг ГА., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. в "Современном экономи­ческом словаре" (М.: Инфра - М., 1999, 2-е изд., с.ЗО4) дают следующее определение рынка: "Рынок - 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок: 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате кото­рых формируются спрос, предложение и цена."

Для понимания сущности рынка и его роли необходимо выделить четыре сферы экономической деятельности:

♦ производство;

♦ распределение;

♦ обмен;

♦ потребление.

Цель» экономической жизни является потребление, а важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, потому что именно производство рождает товарную массу. Изменения в производственной сфере ведут к изменениям в других сферах экономики. Это необходимо учитывать при форми­ровании рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинают с реформирования обращения и не добиваются крупных производственных результатов, то никакого рын­ка не возникает.

Рынок - это одно из величайших достижений цивилизации. Возникновение и стано­вление рынка - это очень длительный исторический процесс.

Условия возникновения рынка:

♦ общественное разделение труда:

♦ экономическая обособленность;

♦ свобода предпринимательства;

♦ свободный обмен ресурсов;

♦ величина транзакционных издержек. Субъекты рыночного хозяйства:

♦ домашнее хозяйство;

♦ бизнес;

♦ правительство.

Пути перехода крыночным отношениям:

♦ "шоковая терапия";

♦ эволюционный путь.

"Шоковая терапия" - это экономическая политика периода перехода от командно-административной к рыночной экономике. Включает два основных направления:

♦ антиинфляционную стабилизационную программу;

♦ глубокие институционные реформы, в том числе преобразование отношений собственности.

Эволюционный переход к рыночной экономике - это система мер экономической политики и совокупность хозяйственных процессов, результатом которых является по­степенная замена плановых механизмов управления экономикой рыночными. Этот путь занимает длительный период (15-20 лет).

Структура рынка чрезвычайно многообразна:

а) По виду продаваемого товара выделяют рынки.

♦ сырья;

♦ материалов;

♦ драгоценностей;

♦ средств производства;

♦ недвижимости;

♦ потребительских товаров и услуг;

♦ информационного и интеллектуального (духовного) продукта;

♦ инноваций;

♦ капитала;

♦ валюты;

♦ ценных бумаг (делятся на первичные в вторичные, на которых происходит пе­репродажа ценных бумаг);

♦ труда;

♦ рабочих мест и рабочей силы.

б) По масштабам охвата территории различают рынки:

♦ мировой:

♦ зональные;

♦ региональные;

♦ государственные (страновые).

в) Применительно к каждой стране различают рынки:

♦ внутренние;

♦ внешние.

г) По уровню конкуренции рынки делятся на:

♦ высококонкурентные (свободные);

♦ монополистической конкуренции;

♦ олигополистические;

♦ монополистические (закрытые).

д) Различают также рынки:

♦ легальные (официальные);

♦ нелегальные (теневые, черные).

На каждом товарном рынке складываются центры торговли (так называемые "основные" рынки), цены которых являются базисными при определении уровня цен на соответствующие товары.

Функции рынка:

♦ информационная;

♦ ценообразующая:

♦ санирующая;

♦ регулирующая;

♦ посредническая.

Недостатки рынка:

♦ стихийное действие экономических регуляторов:

♦ кризисы;

♦ глубокие потрясения;

♦ возникновение монополизированных структур;

♦ безработица;

♦ коррупция, рост "теневой" экономики.

Негативные последствия рыночных отношений можно смягчить с помощью:

♦ разумной экономической политики;

♦ государственного регулирования экономики;

♦ разумной социальной политики;

♦ перераспределения средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: