Субъекты: Цели: Институты

♦ государство и его институты ♦ экономический рост: ♦ бюджетно-финансовый

♦ профсоюзы, ♦ полная занятость; механизм,

♦ союзы предпринимателей, ♦ стабильность уровня пен устойчивость валюты; ♦ денежно-

♦ картели, фирмы, кооперативы ♦ внешнеэкономическое равновесие кредитный механизм

Решения: "Проблемы":

♦ оптимальный анализ интересов: ♦ невозможность одновременного решения

♦ разработка системы общественных про­тиворечивых целей;

компромиссов; ♦ запаздывание решений из-за бюджетных

♦ гибкое маневрирование методами. ограничений


При рассмотрении вопроса "Экономическая политика государства. Бюджет. Нало­ги" необходимо показать, что главным средством перераспределения ВВП служат госу­дарственные финансы. Финансы - это система экономических отношений по поводу об­разования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ре­сурсов. Бывают следующие виды финансов.

финансы фирмы.

♦ местные финансы.

♦ государственные финансы.

Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финан­совой системой, в политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой. Финансовая политике тесно связана с финансовой, денежной, кредитной системами.

Через государственные финансы перераспределяется примерно. 1/3 ВВП, Центральное место в системе финансов занимает госбюджет. Госбюджет - это си­стема государственных доходов и расходов, централизованный фонд денежных ресур­сов, которым располагает правительство. Проект госбюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательными органами. По завершении финансового года правительство отчитывается о ходе исполнения бюджета, в соответствии с принятым в предыдущем году Законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между:

♦ основными фракциями парламента (т.е. основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране);

♦ собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собствен­ности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели;

♦ общегосударственными и местными интересами;

♦ промышленными и сельскохозяйственными регионами, районами в отношении нало­гов и бюджетных дотаций;

♦ интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов, субсидий, льготных кре­дитов, госзаказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий,

Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыбор­ной, в стенах парламента, фракционной и на страницах печати.

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей б государ­ственном бюджете страны с рыночной экономикой приблизительно следующая, в %.

Расходы:

Затрать: на социальные- услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии местным бюджетам - 40 - 50:

Затраты на хозяйственные нужоы; капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осущест­вление государственных программ - 10 - 20;

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая со­держание дипломатических служб и займы иностранным государствам - 10-20;

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. 5 - 10:

♦ Платежи по государственному долгу - 7-8.

Доходы:

Налогу, (в т.ч. акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и т.д.) - "5-85:

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государствен­ной торговли - 5-8:

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы - 10 - 12.

Б соответствии с Законом РК "О республиканском бюджете не 2000 год" утвержде­ны.

доходы госбюджета - 286,4 млрд.тенге. полученные по официальным трансфертам -52.6 млрд.тенге;

расходы госбюджета - 376,0 млрд.тенге, по кредитованию - 28,0 млрд.тенге;

дефицит госбюджета (республиканского) - 63.8 млрд.тенге (3% ВВП):

лимит госдолга (на 31 /XII - 2000 г.) - 655 млрд.тенге:

минимальный размер месячной заработной платы - 2680 тенге, пенсии - 3500 тенге:

месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий, социальных выплат, для применения штрафных санкций - 725 тенге;

денежная компенсация военнослужащим, работникам МВД на содержание жилья и оплату коммунальных услуг - 3430 тенге;

резерв Правительства РК - 3,6 млрд. тенге;

совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов - 6,9 млрд.тенге;

совокупный лимит долга местных исполнительных органов - 27,1 млрд.тенге.

Идеальное исполнение госбюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка. Эти средства могут использоваться для погашения расходов по непредвиденным обстоятельствам, досрочной выплаты задолженности или быть пере­ведены в доходы бюджета следующего года.

Дефицит госбюджета образуется, когда расходы превышают доходы. Бюджетный дефицит покрывается государством за счет:

♦ займов (внутренних и внешних);

♦ продажи государственных ценных бумаг;

♦ эмиссии денег.

Особенно часто Правительство прибегает к эмиссии денег:

♦ в критических ситуациях,

♦ во время войн,

♦ в период длительного кризиса.

Последствия эмиссии денег:

рост неконтролируемой инфляции;

♦ подрыв стимулов для досрочных инвестиций;

♦ раскручивание спирали цен;

♦ обесценивание заработной платы и сбережений населения;

♦ рост бюджетного дефицита.

Государственный долг подразделяется на;

внутренний и внешний,

♦ краткосрочный (до 1 года, наиболее тяжелый для государства);

♦ среднесрочный (до 5 лет);

♦ долгосрочный (более 5 лет).

Внешний долг погашается путем.:

традиционным - путем выплат долгов за счет золотовалютных резервов страны (на 1,01.2000 г. - 2.05 млрд. долл.);

отсрочки выплат (по соглашению кредиторов);

конверсии (превращение краткосрочных долгов в долгосрочные инвестиции. Б счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, ценные бу­маги и т.д.);

обращения за кредитами к МВФ, МБРР;

списания кредиторами части или всех долгое.

Главной статьей бюджетных дохода являются налоги. Под налогом, сбором, по­шлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответ­ствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определённых законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других плате­жей (налогов), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются:

доходы (прибыль),

♦ стоимость определённых товаров,

♦ отдельные виды деятельности налогоплательщика,

♦ операции с ценными бумагами,

♦ пользование природными ресурсами,

♦ имущество физических и юридических лиц,

♦ передача имущества,

♦ добавленная стоимость произведенных товаров и услуг,

♦ другие объекты, установленные законодательными актами и т.д.

Налоговая система в РК регулируется Законом "О налога идругих обязательных платежах в бюджет". Налоги бывают:

♦ прямые,

♦ косвенные.

♦ общегосударственные (республиканские;.

♦ местные.

К общегосударственным налогам относятся:

♦ подоходный налог юридических и физических лиц.

♦ налог на добавленную стоимость (НДС),

♦ акцизный налог,

♦ сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг,

♦ специальные платежи и налоги недропользователей (бонус, роялти, рента).

К местным налогам относятся:

♦ земельный.

♦ налог на имущество юридических и физических лиц.

♦ налог на транспорт.

♦ сбор за регистрацию занятия предпринимательской деятельностью.

♦ сбор за право занятия отдельными видами деятельности,

♦ сбор с аукционных продаж.

♦ сбор за право использования символики г. Алматы в названии фирм, знаках обслужи­вания.

♦ сбор за проезд автотранспортных средств других государств по территории Ка­захстана.

♦ сбор за право реализации товаров на рынках,

♦ плата за использование радиочастотных ресурсов РК,

♦ сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты и т.д.

Размер налогов зависит от размера полученного совокупного годового доходи В разных странах он колеблется. В РК - 25-65%, в ФРГ - 30-50%, в США - 30-55%. Если гражданин США выиграет лотерею 100 млн. долл., то с этой суммы он уплатит налог более 55 млн. долл.

Принципы налогообложения:

♦ налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщика в хозяйствен­ной деятельности:

♦ уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика:

♦ налогообложение доходов должно носить однократный характер:

♦ обязательность уплаты налогов;

♦ система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной, удобной для налогоплательщика;

♦ налоговая ставка должна быть гибкой, эффективной обеспечивать перераспределе­ние ВВП.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой.

Налоговое законодательство РК предусматривает установление налоговых льгот.

Виды налоговых льгот:

♦ необлагаемый минимум объекта налога;

♦ изъятие из обложения определённых элементов объе5ста налоги (например, затрат на НИиОКР):

♦ освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

♦ понижение налоговых ставок;

♦ вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

♦ налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину) и т.д.

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде то­го или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения),

Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например. ставка подоходного налога для физических лиц в РК установлена:


1) до 15-кратного годового - 5% с суммы облагаемого дохода четного расчетного показателя

2) от 15-кратного до 30-кратного сумма налога с 15-кратного годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 10% с суммы, прев ышаю щей его.

3) от 30-кратного до 65-кратного сумма налога с 30-кратногс годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 15% с суммы, превышающей его.

4) от 65-кратного до 130-кратного сумма налога с 65-кратного годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 20% с суммы, превышающей его.

5) от 130-кратного до 350- сумма налога с 130-кратного годового расчетно-кратного годового расчетного показателя т 25% с суммы, превышающей его. показателя

6) от 350-кратного годового рас- сумма налога с 350-кратного годового расчетно-четного показателя и свыше показателя + 30% с суммы, превышающей его

(это максимальная ставка)

Налогооблагаемый доход юридических лип подлежит обложению налогом по ставке 30%.

Налогооблагаемый доход юридических лиц. зарегистрированных и осуществляю­щих деятельность на территории специальной экономической зоны, подлежит обложе­нию налогом по ставке 20%.

Юридические лица, для которых земля является основным средством производ­ства, уплачивают налог по ставке 10 % от дохода, полученного от непосредственного её использования.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

♦ финансирование государственных расходов {фискальная функция),

поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между дохода­ми отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

♦ государственное регулирование экономики {регулирующая функция). Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

* установление системы налогообложения,

* определение налоговых ставок и их дифференциация,

* предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли при условии их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

Глобальное понижение налогов ведёт к:

♦ увеличению чистых прибылей:

♦ усилению стимула хозяйственной деятельности;

♦ росту капиталовложений, спроса, занятости;

♦ оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Повышение налогов способствует снижению конъюнктуры.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство создает дополнительные сти­мулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействует на фонд потребления и уровень цен.

В рамках действующего закона физические и юридические яйца могут добиться минимизации налоговых платежей. Для этого они могут:!) Использовать разрешенные законом льготы.

2) Выбрать оптимальную организационно-правовую форму. Например, товарищество с полной ответственностью платит меньше налогов (имеет льготы по местным нало­гам, налогу на имущество. НДС и тд.). чем товарищество с ограниченной ответ­ственностью.

3) Выбрать место для размещения или регистрации фирмы. Если фирма зарегистриро­вана в свободной экономической зоне (СЭЗ) в РК, то она платит налог на прибыль не 30, а 20%,

Многие компании (фирмы) регистрируются в оффшорных зонах. Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом, не имеет право осу­ществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. Экономический смысл создания такой компании заключается в том. чтобы включить её в цепь операций между мате­ринской фирмой и иностранными партнерами и установить в расчетах цены, тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум прибыли приходился на ком­пании (фирмы), находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась в оффшорных компаниях.

4) Постоянно следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов (существует сложная система правил ускоренного амортизационного списания, пре­мий за использование новых технологий, создание новых рабочих мест, производ­ственное обучение молодежи и т.д.).

5) Выбрать такую инвестиционную политику, которая обеспечит дополнительные на­логовые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов. В государственной экономической политике широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИиОКР. повышение квалификации, социальных, эколо­гических мероприятий

По законам РК при реинвестировании прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы фирмы (предприятия) освобождаются от налогов. Государство приветствует вложение доходов фирм в свои ценные бумаги, доходы 01 которых освобождаются от налогов.

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их тер­ритории. Некоторые же страны (США. Канада. Япония. Великобритания, Россия, Ка­захстан и др.), кроме того, облагают налогом также доходы своих физических и юриди­ческих лиц, заработанные за рубежом. Они подвергаются налогообложению, как в своей стране, так и за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообло­жение, Чтобы не допустить этого. Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избе­жании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества. В Казахстане налоговые органы засчитывают налоги, уплаченные казахстанскими физическими и юридическими лицами за рубежом.

При рассмотрении вопроса "Социальная политика государства. Регулирование до­ходов'' необходимо показать, что доходы в рыночной экономике распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательская способность, нау­ка), и рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении до­ходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства го­сударство проводив социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определённый проме­жуток времени.

Доходы населения подразделяются на денежные и натуральные. Денежные до ходы населения включают:

♦ все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц;

♦ доходы от предпринимательской деятельности:

♦ пенсии, стипендии, различные пособия;

♦ доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продаж)! ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий:

♦ доходы от оказанных на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы - это прежде всего продукция, произведённая домашними хо­зяйствами для собственного потребления. На величину доходов населения влияют:

размер заработной платы, пенсий, пособий.

♦ динамика розничных цен.

♦ насыщение потребительскою рынка товарами.

Фактическая среднемесячная заработная плата в 1999 г. составила: (см. "Время", 1999, 16 дек.)

Республика Заработная плата в долл. США ($) место
Казахстан 10480 тенге 92,9 I
Узбекистан 8070,3 сума 67,1 II
Беларусь 16154.8 тыс.бел.рублей 65,5 III
Россия 1468рублей 61,0 IV
Азербайджан 177 тыс. манат 43,8 V
Украина 169.98 гривны 43,2 VI
Армения 17,9 тыс. драм 33,1 VII
Грузия 67,0 лари 32,9 VIII
Молдова 2^8.8 лей 27,4 IX
Кыргызстан 921 сом 24,: X
Таджикистан 11,2 тадж.рублей 9.6 XI

Для оценки уровня доходов населения используются показатели:

♦ номинальный,

♦ располагаемый.

♦ реальный доход.

Номинальный, доход - характеризует уровень денежных доходов независимо от на­логообложения и изменения пен.

Располагаемый доход - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обя­зательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбереже­ние.

Реальные доходы - это номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата - доход в денежной или натуральной форме, получаемый наём­ным работником, подразделяется на номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата -

это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработ­ную плату; покупательская способность денежной заработной платы. Главными составляющими денежных доходов населения являются:

♦ оплата труда.

♦ доходы ох предпринимательской деятельности и собственности.

♦ социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получате­лей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами и на социальную поддержку малоимущих.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает про­блемы:

♦ повышения доходов малоимущих слоев населения;

♦ создания условий для нормального воспроизводства рабочей силы;

♦ ослабления социальной напряженности и т.д.

На 2000 г. в РК установлена минимальная заработная плата в размере 2680 тенге, минимальная пенсия - 3500 тенге, предусмотрена индексация пенсий и заработной пла­ты е зависимости от уровня инфляции.

Социальная политика государства направлена на:

смягчение неравенства в распределении доходов;

♦ ослабление дифференциации доходов и имущества;

♦ смягчение противоречий между участниками рыночной экономики;

♦ предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Важные задачи социальной политики:

адресная социальная поддержка, прежде всего, слабо защищенных слоев населения;

♦ рост социальных трансфертов;

♦ установление социальной справедливости:

♦ поддержка оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.

ВЫВОДЫ:

1. ГРЭ - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирую­щего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существую­щей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. ГРЭ является ре­акцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Уровень развития и формы ГРЭ в разных странах различны.

2. Основные объекты ГРЭ - экономический цикл, хозяйственная структура, условия на­копления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИиОКР, усло­вия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.

3. Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.

4. Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование.

5. Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы, ко­торые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

6. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источник их покрытия. Он состоит из республиканского и местного бюджетов.

7. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйствен­ные, военные расходы, содержание управленческих органов, выплату платежей по го­сударственному долгу, В случае превышения расходов над доходами возникает внут­ренняя задолженность.

8. Под налогом, пошлиной, сбором понимаются осуществляемые в порядке, определён­ном законодательными актами, обязательные взносы в бюджет или внебюджетные фонды. Основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая.

9. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получа­телей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государ­ственного регулирования заработной платы является установление гарантированно­го минимума.

РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА ТЕМА 12. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.

Примерный план лекции:

1. Концепция переходной экономики. Варианты перехода к рыночным отношениям.

2. Перестройка отношений собственности. Приватизация в РК.

3. Макроэкономическая стабилизация. Экономический рост. Структурная перестройка в переходной экономике.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Главные задачи перехода к рыночной экономике. Варианты перехода. Государствен­ное регулирование в переходной экономике.

2. Перестройка отношений собственности. Приватизация в РК.

3. Макроэкономическая стабилизация в переходный период и различные подходы к ней. Фирма в переходной экономике.

Тематика докладов и рефератов:

1. Формирование реальных рыночных отношений в РК - содержание переходной эко­номики.

2. Рынок и реформы в Казахстане.

3. Государственное регулирование в переходный период.

При рассмотрении вопроса "Главные задачи перехода к рыночной экономике. Ва­рианты перехода. Государственное регулирование в переходной экономике" необходимо показать, что идейно-теоретической основой командно-административной системы яв­ляется марксизм.

Классики марксизма коммунистическую формацию прогнозировали исключитель­но как общество без рыночных отношений, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, коллективном принятии экономических ре­шений, централизованном экономическом планировании, централизованном распреде­лении факторов производства и тд.

Важнейшей предпосылкой нетоварного производства является ликвидация част­ной собственности. Она осуществлялась путем:

♦ экспроприации земельной собственности и обращения земельной ренты на покрытие государственных расходов;

♦ централизации кредита в руках государства посредством национализации банков:

♦ увеличения числа государственных фабрик, заводов, орудий производства;

♦ обязательности труда для всех.

Командно-административная система - способ управления экономикой, хозяй­ством страны, основанный на высоком уровне централизации функций государства эко­номикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных ме­тодов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государ­ственной собственности.

Командно-административная система имела рад недостатков:

♦ негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяй­ственной инициативы.

В мире нет ни одной страны, которая бы строила экономические модели командно-административной системы и смогла достичь высокого жизненного уровня населения и широкого спектра гражданских и политических свобод.

Необходимость перехода от командно-административной к современной рыноч­ной экономике обусловлена нарастающей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Переход от командно-административной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс предполагает:

♦ глубокие институционные изменения (прежде всего в отношениях собственности);

♦ осуществление стабилизационных мер (в денежно-кредитной, финансовой сферах, в ценообразовании)

Главными задачами перехода к рынку являются:

1. Либерализация, т.е. снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Прежде всего

а) отмена:

♦ директивного планирования;

♦ обязательного госзаказа:

♦ государственной монополии внешней торговли;

б) переход к формированию цен на основе спроса и предложения:

в) разрешение всем хозяйственным субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.

2. Приватизация. т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи ее на различных условиях экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответ­ственность за ее результаты.

3. Формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых механизмов установления хо­зяйственных связей, включая товарные и фондовые биржи, коммерческие банки.

4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.

5. Перестройка структуры экономики в направлении определяющего развития произ­водства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках., оказа­ния разнообразных услуг, в т.ч. и в финансовой области.

6. Переход к адресной системе социальной поддержки, чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.

7. Микроэкономическая, прежде всего финансовая стабилизация посредством жесткой денежной политики, подавления инфляции.

В переходной экономике:

а) преобразуется вся система социально-экономических отношений (отношений соб­ственности, связей между экономическими субъектами и т д.);

б) реформируется экономическая политика:

в) изменяются:

♦ способ распределения ресурсов;

♦ мотивация экономических субъектов:

♦ цели:

♦ средства экономического развития;

♦ правовые отношения и др.

В процессе перехода от командно-административной к рыночной экономике сфор­мировались три группы стран:

1. Страны со значительными темпами продвижения К рыночной системе (Польша, Венгрия, Чехия. Словакия, страны Балтии). В этих странах сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено:

♦ существованием основ рыночной экономики до поворота к командно-административной системе;

♦ тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой;

♦ относительной сбалансированностью структур народного хозяйства;

♦ согласием всех слоев населения с переходом к рыночной системе.

2. Страны, в которых переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалы­ми трудностями (шоковая терапия) и осуществляется гораздо медленнее, чем в стра­нах первой группы (Казахстан и другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания. Монголия). Для этих стран характерно:

♦ отсутствие устойчивых традиций рыночной экономики;

♦ наличие глубоких диспропорций в структуре экономики;

♦ отсутствие в обществе согласия по вопрос;' характера преобразований:

♦ наличие сильных уравнительных тенденций;

♦ относительная изолированность от развитых стран,

3. Страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам) - эволюционный путь развитая. В этих странах командно-административная система существовала кратковременно. Пере­ход к рыночной экономике начался эволюционно. Традиционно существовала патри­архальная система со слабо развитой промышленностью. Отсутствовали серьезные диспропорции. Сохранялась авторитарная политическая власть.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит:

♦ либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью;

♦ приватизация небольших объектов в сфере бытового обслуживания.

Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, фи­нансовая стабилизация (требует немало жертв у населения). Очень сложно проходит:

♦ процедура банкротства;

♦ преодоление унаследованных структурных диспропорций;

♦ приватизация крупных хозяйственных объектов и хронически убыточных круп­ных предприятий промышленности.

Существует два варианта трансформации командно-административной системы в рыночную экономику.

♦ эволюционный (более длительный) - путь постепенного создания рыночных институ­тов (Китай, Венгрия и др.).

♦ шоковая терапия - более короткий путь (Польша, Чехия, Россия, Казахстан, страны СНГ).

Эти пути различаются по:

♦ срокам проведения;

♦ системным преобразованиям:

♦ стабилизационным мерам;

♦ степени охвата рыночным механизмом народного хозяйства;

♦ объему регулирующих функций государства и др.

Выбор того или иного пути перехода к рынку зависит от комплекса политических, экономический, социальных, исторических факторов.

Эволюционный путь перехода к рыночным отношениям возможен при наличии:

♦ развитого сельского хозяйства и кустарного производства;

♦ стабильной финансовой системы;

♦ сравнительно невысокого удельного веса тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса (ВПК);

♦ преобладании слоев, заинтересованных в проведении реформ и др.

Выбор "шокового" варианта является обычно вынужденной мерой, когда необхо­димо преодолеть:

♦ крайне тяжелое финансовое положение;

♦ острый товарный дефицит;

♦ структурные диспропорции.

Общие черты эволюционного перехода кришнаит экономике:

1. Установление динамического равновесия на потребительском рынке с помощью гиб­кой системы цен, быстрого развертывания в частном секторе производства потреби­тельских товаров и оказания услуг, насыщения рынка товарами и услугами.

2. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта по­требительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

3. Сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях с сильно монополи­зированными тенденциями.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформ.

5. Проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринима­тельство.

7. Реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве и в связанных с ним отраслях по производству потребительских товаров и предусматривают насыщение потребитель­ского рынка и создание условий для дальнейшего углубления реформ.

Разновидностью эволюционного пути развития является модель "рыночного социа­лизма". Эта модель стала складываться еще в 60-х годах в Югославии. Венгрии, Китае. Отличительные черты "рыночного социализма:

♦ постепенный переход к рынку;

♦ государственный контроль над экономикой;

♦ слабая роль рыночных регуляторов;

♦ сохранение государственной собственности на крупных предприятиях;

♦ допущение и поддержка мелкой частной собственности.

Общие черты "шоковой терапии":

♦ глубокие и по возможности быстрые институционные реформы;

♦ финансовая стабилизация.

Институционные преобразования предполагают:

♦ одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг;

♦ переход от государственного МТС к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эти меры ведут к устранению товарного дефицита и за­пуску механизма рыночного саморегулирования;

♦ ликвидация централизованного планирования, ужесточение условий предоставления кредита, ограничение наличной эмиссии, ускоренная приватизация госсобственности, переход к частной собственности на землю;

♦ либерализация внешнеэкономической деятельности;

♦ открытие внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капи­тала.

Недостатки "шоковой терапии'':

♦ наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится пере распределительная деятельность (торговля, банковское дело);

♦ отток ресурсов от производительной сферы;

♦ высокая инфляция (особенно на первых порах);

♦ падение жизненного уровня части населения;

♦ усиление социальной дифференциации населения:

♦ рост безработицы;

♦ банкротство.

Стабилизационные меры:

♦ ликвидации инфляционного потенциал»? (в виде излишнего количества денег):

♦ снятие государственного контроля над иенами.

♦ замораживание заработной платы (приводит к быстрой остановке роста цен): сокращение дефицита госбюджета:

♦ увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции;

♦ стимулирование сбережения за счет повышения процента по вкладам.

Все это должно привести к:

♦ преодолению товарного дефицита;

♦ достижению равновесия на потребительском рынке;

♦ возможности свободно купить любой товар.

ноль государства в условия* переходя крыночное системе принципиально меняется:

♦ уменьшается степень государственного вмешательства в экономику:

♦ происходит переход oт преимущественно административных способов государствен­ного регулирования к экономическим.

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций госу-дарства.

I. Первая группа включает функции, связанные с формированием рыночных: отноше­ний:

♦ создание правовой базы хозяйствования;

♦ демонополизации.

♦ стимулирование конкуренции;

♦ приватизация и разгосударствление госсобственности

2. Ко второй группе относятся:

♦ перераспределительная функция:

♦ корректирование несовершенства рыночных механизмов в деле распределения материальных, финансовых ресурсов, доходов населения

♦ обеспечение экономической стабильности'

♦ стимулирование экономического роста.

Регулирующие функции государства осуществляются посредством администра­тивным и экономических средств. Причем происходит сокращение административных средств и расширение сферы действия экономических средств государственного регу­лирования экономики

Рыночные преобразования в экономике обычно начинаются с:

♦ разрушения командно-административных средств управления'

♦ отмены плановых заданий по выпуску и сбыту продукции;

предоставления предприятиям свободы в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей:

♦ разрешения беспрепятственного выхода на внешний рынок:

♦ сохранения государством контроля над ценами и тарифами на социально-значимые товары и услуги:

♦ реформирования кредитной и налоговой системы.

Для естественных монополий государство определяет:

а) цены;

б) объем производства:

в) ассортимент продукции и услуг:

Для регулирования внешнеэкономической деятельности вводится;

а) квотирование;

б) лицензирование и т.д.


При рассмотрении вопроса "Перестройка отношений собственности. Приватизация

в РК" необходимо показать, что экономические реформы прежде всего направлены на фундаментальные изменения всех сторон хозяйственной жизни. Среди этих изменений изменение собственности имеет особое значение.

Собственность - это система экономических и правовых отношений, характери­зующих организационные или социальные формы владения, пользования и распоряже­ния имуществом, имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.

Собственность является основой общественных отношений. От изменений в систе­ме собственности зависят все изменения в области производства, распределения, обмена и потребления. Структура собственности предопределяет эффективность функциониро­вания производства.

Реформы осуществляются успешно лишь тогда, когда происходят коренные изме­нения в системе собственности на средства производства, существует многообразие форм собственности при доминирующей частной собственности.

В Казахстане и в других странах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную, смешанную формы соб­ственности,

Указом Президента РК утверждена национальная программа разгосударствления и приватизации (поэтапно),

Критерии отнесения предприятий к тому или ином) направлению приватизации:

♦ народно-хозяйственное значение объекта;

♦ отраслевая принадлежность:

♦ численность работающих:

♦ стоимость основных фондов.

В соответствии с численностью работающих предприятия v организации условно подразделяются на:

♦ малые предприятия (менее 200 человек);

♦ средние предприятия (от 200 до 5000 человек):

♦ крупные предприятия (более 5000 человек).

Программой предусматривалось развертывание процессов разгосударствления и приватизации по следующим направлениям:

♦ приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивиду­альным проектам:

♦ массовая приватизация средних предприятий;

♦ малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов, ма­лых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания.

Индивидуальные проекты приватизации позволяют:

♦ создать оптимальную организационную структуру базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства:

♦ определить соотношение частного и государственного участия в их управлении:

♦ привлечь отечественных и иностранных инвесторов, начиная со стадии разработки проекта.

Массовая приватизация создает возможности реализации права собственности для широких слоев населения, позволяет приобрести практический опыт работы с ценными бумагами.

Малая приватизация формирует реальную базу для возникновения широкого слоя собственников, непосредственно обеспечивающих потребительский рынок товаров и услуг.


Для участия в малой и массовой приватизации всех слоев населения РК использу­ются приватизационные купоны, гарантирующие каждому жителю РК право на получе­ние оптимальной доли государственной собственности.

На втором этапе разгосударствления и приватизации в РК (1993 - 1995 гг.) исполь­зовались два вида приватизационных купонов:

♦ жилищные:

♦ приватизационные инвестиционные. Они использовались для вложений в инвестици­онные фонды, на них приобретались акции предприятий, преобразованных в акцио­нерные общества

Перечень объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации, ежегодно утверждался правительством.

Все объекты госсобственности подразделялись на:

♦ объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

♦ объекты, приватизация которых запрещена;

Не могут быть приватизированы объекты исключительной собственности РК;

♦ земля, ее недра:

♦ воды;

♦ воздушное пространство;

♦ растительный и животный мир;

♦ памятники истории и культуры;

♦ культурные и исторические ценности;» страховые резервные фонды:

♦ предприятия и имущественные комплексы, обеспечивающие суверенитет РК:

♦ учреждения, финансируемые за счет госбюджета.

Предприятия и организации государственного сектора предусматривалось преоб­разовать в акционерные общества. Это позволит:

♦ изменить организационную структуру управления предприятиями;

♦ повысить их эффективность путем назначения акционерами членов наблюдательных советов;

♦ обеспечить персональную ответственность членов наблюдательного совета и прав­ления акционерного общества за финансовое состояние и законность всей деятель­ности общества;

♦ обеспечить коммерциализацию деятельности преобразованных предприятий;

♦ ускорить процесс приватизации за счет передачи государством права собственности на все или часть акций юридическим и физическим лицам на возмездной и безвоз­мездной основе;

♦ создать условия для предпринимательской деятельности на зарубежных рынках.

Инициатором преобразования государственных предприятий в акционерные об­щества выступает правительства РК. Управление ими осуществляется через систему холдинговых компаний.

Коллектив предприятия, преобразованного в акционерное общество, получает до 10% привилегированных акций, но не более 12 размеров среднемесячной заработной платы по предприятию на одного работника.

В акционерных обществах государственный пакет акций может быть заменен "Золотой акцией" - ценной бумагой, находящейся в собственности государства и обла­дающей правом вето при решении следующих вопросов:

♦ изменение профиля работ:

♦ участие общества в экологически вредных производствах. Индивидуальные проекты разгосударствления и приватизации включают в себя

поэтапную программу мероприятий и осуществляются следующими методами:

♦ продажа определенному инвестору на оговоренных условиях;

♦реализация посредством аукционов или конкурсов;

♦ заключение контракта на управление.

♦ открытая продажа акций.

Продажа акций определенному инвестору на оговоренные условиях - это продажа акций юридическому или физическому лицу при выполнении ими определенных усло­вий:

♦ реализация инвестиционных программ:

♦ обеспечения сохранения количества рабочих мест:

♦ сохранения профиля производства:

♦ повышении качества и конкурентоспособности продукции и т.п.

Аукцион проводится в виде открытых конкурсных торгов, право собственности передается тому покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену (по английско-голландской технологии).

При конкурсной продаже от покупателя требуется выполнение определенных требований по отношению к объекту приватизации:

♦ сохранение профиля предприятий;

♦ сохранение числа рабочих мест;

♦ финансирование объектов социальной сферы и т.п.

Конкурс проводится при открытых торгах. Право приобретения принадлежит по­купателю, предложившему максимальную цену при соблюдении конкурсных условии.

Особенности разгосударствления и приватизации в агропромышленном комплексе (АПК):

1) проводятся по инициативе собственника. 2:. земля приватизации не подлежит, но может предоставляться в долгосрочную аренду (сроком до 99лет);

2) преобразуются совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприя­тия в:

а) фермерские и крестьянские хозяйства;

б) сельскохозяйственные кооперативы.

в) акционерные обществе открытого или закрытого типа 4; продажа госимушества по конкурсу или на аукционе

Приватизация птицефабрик, животноводческих комплексов, тепличных комбина­тов осуществляется путем преобразования их в акционерные общества и товарищества с предоставлением приоритетного права приобретения акций (долей, паев) технологи­чески связанными с ними товаропроизводителям при условии сохранения последними непрерывности процессов производства и существующих горизонтальных связей

Приватизация хронически убыточных сельскохозяйственных предприятий прово­дится либо:

♦ путем безвозмездной передачи их имущества хозяйственным товариществам или ак­ционерным обществам, образуемым трудовыми коллективами данных хозяйств:

♦ путем реализации этого имущества через аукцион или конкурс в случае отказа трудо­вого коллектива от его получения.

Иностранные юридические и физические лица могут участвовать во всех привати-зационных процессах, но после рассмотрения их финансовых возможностей и выдачи соответствующей лицензии национальным агентством по иностранным инвестициям.

Разгосударствление и приватизацию госсобственности на территории РК осу­ществляет Государственный комитет по госимуществу (Госкомимущество) в его терри­ториальные органы с участием министерств, ведомств и местной администрации.

Подготовительную работу по оценке имущества и подготовку документов к при­ватизации проводят:

♦ приватизируемые государственные предприятия:

♦ бюро по приватизации:

♦ негосударственные коммерческие структуры, имеющие лицензию от Госкомимущест­ва на проведение указанных работ.

Контроль за реализацией Программы приватизации осуществляет Президент РК.

При рассмотрении вопроса "Макроэкономическая стабилизация в переходный пе­риод и различные подходы к ней. Фирма в переходной экономике" необходимо показать, что переход от командно-административной к рыночной экономике начинался во всех без исключения странах с:

♦ углубления кризиса всей системы экономических отношений;

♦ роста инфляции;

♦ спада производства;

♦ снижения накоплений и инвестиционной активности.

Проявления кризиса имеют различную остроту. Он преодолевается постепенно в результате последовательного проведения политики макроэкономической стабилиза­ции.

Существуют три этапа переходного периода.

Первый этап - этап кризисного развития, характеризующийся:

♦ спадом производства;

высокой инфляцией;

♦ падением инвестиционной активности.

Второй этап - этап макроэкономической, прежде всего финансовой, стабилизации. На этом этапе:

♦ происходит снижение инфляции, общего спада производства;

♦ осуществляется переход экономического кризиса в структурный;

♦ возникают различия в глубине спада и динамике производства в разных отраслях:

♦ обостряется проблема занятости;

♦ спад переходит в депрессию;

♦ постепенно происходит приспособление предприятий к рыночным условиям:

♦ формируется и быстро развивается рыночный сектор экономики;

♦ ставки банковского процента снижаются;

♦ возобновляются накопления и инвестиции.

Третий этап - этап возобновления экономического роста - характеризуется:

♦ низкой инфляцией:

♦ повышением деловой активности:

♦ быстрым развитием ориентированных на рынок отраслей;

♦ общим ростом материального производства (ВНП, ВВП, НД и т.д.).

При высоком уровне инфляции свободные денежные средства выгодно вкладывать (инвестировать) в торгово-посредническую деятельность.

Если уровень инфляцией сократился, ежегодный прирост индекса потребительских цен снизился до 30% и ниже, становится выгодным инвестировать свободные денежные средства в производственную деятельность.

Дальнейшее снижение ежегодной инфляции до 10 - 20% приводит к прекращению спада материального производства и возобновлению экономического роста.

Непоследовательность в достижении финансовой стабилизации:

♦ обуславливает затягивание кризиса;

♦ препятствует структурной перестройке экономики;

Главным в макроэкономической стабилизации является борьба с инфляцией. Тем­пы инфляции:

♦ прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы и темпам увеличения скорости денежного обращения:

♦ обратно пропорциональны темпам прироста объема реального продукта, т.е. уровень инфляции зависит от темпов роста денежной массы.

Снижение объемов реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции.

Возрастание объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции (снижению уровня цен). На практике дефляция встречается до­вольно редко.

Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему по­вышению темпов инфляции, но не немедленно, а через определенное время - лаг (время, в течение которого изменение объемов денежной массы вызывает соответствующие из­менения в темпах прироста цен). Обычно лаг колеблется от 3 до 8 месяцев.

Можно выделить шесть основных типов макроэкономической политики: 1) жест­кую; 2) ограничительную; 3) умеренную; 4) мягкую: 5) экспансионистскую; 6) сверхэкс­пансионистскую.

Критериями выступают такие показатели, как:

♦ дефицит госбюджета;

♦ кредиты нацбанка на погашение бюджетного дефицита:

♦ кредиты центрального банка коммерческим банкам;

♦ кредиты коммерческих банков предприятиям.

Результаты макроэкономической политики проявляются в:

♦ темпах прироста денежной массы;

♦ темпах изменения валютного курса;

♦ темпах инфляции (табл. 1).

Инструментами стабилизации в переходной экономике являются:

1) сохранение дефицита госбюджета на уровне ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики:

а) прекращение кредитования НБ дефицита госбюджета;

б) использование государственных ценных бумаг;

в) установление % ставок по кредитам НБ коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.

3) установление фиксированного курса обмена валюты, с тем, чтобы устранить такой источник инфляции, как падение курса нацвалюты по отношению к доллару США или марке ФРГ и вызванный этим рост цен на импортные товары;

4) сдерживание роста доходов населения (периодическое повышение денежных доходов населения в меньшем размере, чем выросли за это время цены и тарифы);

5) привлечение иностранных кредитов или использование валютных резервов;

6) либерализация цен с целью сокращения субсидий убыточным предприятиям.

Выбор стабилизационной политики зависит от конкретных условий той или иной страны.

Возобновление прироста производства в переходной экономике тесно связано с;

♦ финансовой стабилизацией;

♦ подавлением инфляции до уровня 30-40% в год и ниже.

С момента увеличения притока капитала в производственную сферу на основе воз­росших инвестиций происходит;

♦ техническое переоснащение и модернизация производства,

♦ постепенная адаптация производства к платежеспособному спрос;' в условиях сжато­го спроса на внутреннем рынке,

♦ рост экспорта,

В переходной экономике происходит:

♦ смена приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Приоритетны­ми оказываются производство потребительских товаров и оказание услуг;

♦ быстрое развитие торговли, банков, финансовых институтов;

♦ сокращение ВПК до пределов, соответствующих принципу оборонной достаточ­ности;

♦ сужение ассортимента до наиболее конкурентоспособных видов продукции;

♦ освоение новых видов продукции;

♦ ликвидация производств, продукция которых не пользуется спросом:

♦ преобразование крупных промышленных предприятий.

Типы макроэкономической политики.

Табл. 1

Критерии Типы политики
  жесткая ограни­читель­ная умерен­ная мягкая экспан­сионист­ская сверхэкс­пансио­нистская
Дефицит бюджета, % от ВВП. 0-1 1-4 4-8 8-10 10-14  
Кредит НБ Минфи­ну, % от ВВП. 0-1 1-3 3-5 5-7 7-10  
Кредит НБ коммер­ческим банкам, % от ВВП. 0-1 1-4 4-7 7-10 10-15  
Кредиты коммерче­ских банков пред­приятиям и торговле, % от ВВП. 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  
Среднемесячные темпы прироста де­нежной массы, в %. 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  
Среднемесячные тем­пы инфляции, в %. 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  
Среднемесячные темпы изменения валютного курса, в % 0-1 1-4 4-8 8-14 14-20  

В РК за время экономического кризиса производство ВВП сократилось на 50%.

В структуре казахстанской экономики в переходный период продолжает расти до­ля добывающих отраслей, снижается доля высокотехнологического производства и легкой промышленности.

Существуют две концепции структурной перестройки экономики.

Первая - упор на экспорт продукции добывающих отраслей и производство мате­риалов и полуфабрикатов (нефть, газ, цветные металлы, химические товары и т д.).

Вторая - первоочередная ориентация на внутренний рынок, стимулирование нау­коемких производств. Поддержка тех отраслей экономики, которые являются конку-1,'ип неспособными на мировом рынке.

ВЫВОДЫ.

1. Переход от командно-административной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы социально-экономических отношений (форм собствен­ности, поведения экономических субъектов, распределения ресурсов).

2. Переход к рынку осуществляется по следующим направлениям:

♦ либерализация экономики;

♦ изменение отношений собственности;

♦ перестройка структуры экономики;

♦ увеличение выпуска товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

♦ финансовая стабилизация.

3. Существуют два варианта перехода к рынку: эволюционный путь постепенного соз­дания рыночных институтов и путь "шоковой терапии". В действительности исполь­зуются те или иные элементы как эволюционного пути, так и "шоковой терапии".

4. Б современных условиях во всех странах с рыночной экономикой существует много­образие форм собственности: частная, государственная и смешанная.

5. Изменения в отношениях собственности стали стрежнем экономической реформы в РК. Приватизация и разгосударствление госсобственности в Казахстане осу­ществляется поэтапно.

6. При переходе к рыночной экономике необходима финансовая стабилизация, подав­ление высокой инфляции.

7. Основными инструментами финансовой стабилизации являются:

♦ сокращение дефицита госбюджета;

♦ использование неэмиссионных источников финансирования этого дефицита (выпуск государственных ценных бумаг, привлечение иностранных кредитов);

♦ прекращение льготного кредитования НБ дефицита госбюджета;

♦ ограничение кредитования путем установления процентной ставки выше уровня инфляции.

8. Возобновление экономического роста в переходной экономике тесно связано с фи­нансовой стабилизацией. Рост начинается только после подавления инфляции до уровня 30% в год и ниже.

9. В переходной экономике приоритетными оказываются отрасли, ориентированные на удовлетворение платежеспособного спроса: производство потребительских и экс­портных товаров, оказание услуг.

РАЗДЕЛ V. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.

ТЕМА 13. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.

Примерный план лекции:

1. Международные аспекты экономического развития. Международное разделение тру­да. Мировой рынок. Мировая торговля.

2. Международное движение капиталов и его формы. Международный рынок ссудных капиталов.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Международная валютная система. Экономическая интеграция.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Понятие и тенденции международного разделения труда. Мировой рынок. Междуна­родная торговля и ее основные черты.

2. Международное движение капиталов и его формы. Международный рынок ссудных капиталов.

3. Миграция рабочей силы в современном мире. Казахстан в мировых миграционных потоках.

4. Международная валютная система (золотой стандарт, золотовалютный стандарт, система плавающих курсов).

5. Международная экономическая интеграция.

Тематика докладов и рефератов:

1. Внешнеэкономическая стратегия Казахстана.

2. Внешнеэкономическое регулирование предпринимательства в РК

3. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере.

4. Внешнеэкономическое регулирование экономики.

5. Внешняя торговля Казахстана: тенденции и перспективы развития.

6. Международный валютный фонд и его роль в развитии национальных экономик.

При рассмотрении вопроса "Понятие и тенденции международного разделения тру­да. Мировой рынок. Международная торговля и ее основные черты'' необходимо пока­зать, что международные экономические отношения - одна из наиболее динамично раз­вивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. Сначала они развивались преимущественно как внешне­торговые. Затем, в ходе эволюции внешнеэкономичеких связей, они превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Мировое сообщество включай в себя более 180 государств, каждое из которых влияет на развитие мирового хозяйства.

Мир наделён на:

♦ различные социально-экономические системы:

♦ международные группировки, отличающиеся друг oт друга целями, механизмами функционирования, эффективностью действия этих механизмов.

До недавнего времени мировое сообщество делилось на:

♦ мир социализма,

♦ мир капитализма, «третий мир.

Между двумя системами (миром капитализма и миром социализма) происходила конфронтация.

В настоящее время произошел отказ от "борьбы двух систем1', однако все еще не снимается проблема разнородности развития стран мирового сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: