♦ государство и его институты ♦ экономический рост: ♦ бюджетно-финансовый
♦ профсоюзы, ♦ полная занятость; механизм,
♦ союзы предпринимателей, ♦ стабильность уровня пен устойчивость валюты; ♦ денежно-
♦ картели, фирмы, кооперативы ♦ внешнеэкономическое равновесие кредитный механизм
Решения: "Проблемы":
♦ оптимальный анализ интересов: ♦ невозможность одновременного решения
♦ разработка системы общественных противоречивых целей;
компромиссов; ♦ запаздывание решений из-за бюджетных
♦ гибкое маневрирование методами. ограничений
При рассмотрении вопроса "Экономическая политика государства. Бюджет. Налоги" необходимо показать, что главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы. Финансы - это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов. Бывают следующие виды финансов.
♦ финансы фирмы.
♦ местные финансы.
|
|
♦ государственные финансы.
Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой, в политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач называется финансовой. Финансовая политике тесно связана с финансовой, денежной, кредитной системами.
Через государственные финансы перераспределяется примерно. 1/3 ВВП, Центральное место в системе финансов занимает госбюджет. Госбюджет - это система государственных доходов и расходов, централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство. Проект госбюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательными органами. По завершении финансового года правительство отчитывается о ходе исполнения бюджета, в соответствии с принятым в предыдущем году Законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между:
♦ основными фракциями парламента (т.е. основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране);
♦ собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели;
♦ общегосударственными и местными интересами;
♦ промышленными и сельскохозяйственными регионами, районами в отношении налогов и бюджетных дотаций;
♦ интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов, субсидий, льготных кредитов, госзаказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий,
Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыборной, в стенах парламента, фракционной и на страницах печати.
|
|
Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей б государственном бюджете страны с рыночной экономикой приблизительно следующая, в %.
Расходы:
♦ Затрать: на социальные- услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии местным бюджетам - 40 - 50:
♦ Затраты на хозяйственные нужоы; капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ - 10 - 20;
♦ Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам - 10-20;
♦ Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. 5 - 10:
♦ Платежи по государственному долгу - 7-8.
Доходы:
♦ Налогу, (в т.ч. акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и т.д.) - "5-85:
♦ Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли - 5-8:
♦ Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы - 10 - 12.
Б соответствии с Законом РК "О республиканском бюджете не 2000 год" утверждены.
♦ доходы госбюджета - 286,4 млрд.тенге. полученные по официальным трансфертам -52.6 млрд.тенге;
♦ расходы госбюджета - 376,0 млрд.тенге, по кредитованию - 28,0 млрд.тенге;
♦ дефицит госбюджета (республиканского) - 63.8 млрд.тенге (3% ВВП):
♦ лимит госдолга (на 31 /XII - 2000 г.) - 655 млрд.тенге:
♦ минимальный размер месячной заработной платы - 2680 тенге, пенсии - 3500 тенге:
♦ месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий, социальных выплат, для применения штрафных санкций - 725 тенге;
♦ денежная компенсация военнослужащим, работникам МВД на содержание жилья и оплату коммунальных услуг - 3430 тенге;
♦ резерв Правительства РК - 3,6 млрд. тенге;
♦ совокупный лимит заимствования местных исполнительных органов - 6,9 млрд.тенге;
♦ совокупный лимит долга местных исполнительных органов - 27,1 млрд.тенге.
Идеальное исполнение госбюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка. Эти средства могут использоваться для погашения расходов по непредвиденным обстоятельствам, досрочной выплаты задолженности или быть переведены в доходы бюджета следующего года.
Дефицит госбюджета образуется, когда расходы превышают доходы. Бюджетный дефицит покрывается государством за счет:
♦ займов (внутренних и внешних);
♦ продажи государственных ценных бумаг;
♦ эмиссии денег.
Особенно часто Правительство прибегает к эмиссии денег:
♦ в критических ситуациях,
♦ во время войн,
♦ в период длительного кризиса.
Последствия эмиссии денег:
♦ рост неконтролируемой инфляции;
♦ подрыв стимулов для досрочных инвестиций;
♦ раскручивание спирали цен;
♦ обесценивание заработной платы и сбережений населения;
♦ рост бюджетного дефицита.
Государственный долг подразделяется на;
♦ внутренний и внешний,
♦ краткосрочный (до 1 года, наиболее тяжелый для государства);
♦ среднесрочный (до 5 лет);
♦ долгосрочный (более 5 лет).
Внешний долг погашается путем.:
♦ традиционным - путем выплат долгов за счет золотовалютных резервов страны (на 1,01.2000 г. - 2.05 млрд. долл.);
♦ отсрочки выплат (по соглашению кредиторов);
♦ конверсии (превращение краткосрочных долгов в долгосрочные инвестиции. Б счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, ценные бумаги и т.д.);
♦ обращения за кредитами к МВФ, МБРР;
♦ списания кредиторами части или всех долгое.
Главной статьей бюджетных дохода являются налоги. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.
|
|
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налогов), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются:
♦ доходы (прибыль),
♦ стоимость определённых товаров,
♦ отдельные виды деятельности налогоплательщика,
♦ операции с ценными бумагами,
♦ пользование природными ресурсами,
♦ имущество физических и юридических лиц,
♦ передача имущества,
♦ добавленная стоимость произведенных товаров и услуг,
♦ другие объекты, установленные законодательными актами и т.д.
Налоговая система в РК регулируется Законом "О налога идругих обязательных платежах в бюджет". Налоги бывают:
♦ прямые,
♦ косвенные.
♦ общегосударственные (республиканские;.
♦ местные.
К общегосударственным налогам относятся:
♦ подоходный налог юридических и физических лиц.
♦ налог на добавленную стоимость (НДС),
♦ акцизный налог,
♦ сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг,
♦ специальные платежи и налоги недропользователей (бонус, роялти, рента).
К местным налогам относятся:
♦ земельный.
♦ налог на имущество юридических и физических лиц.
♦ налог на транспорт.
♦ сбор за регистрацию занятия предпринимательской деятельностью.
♦ сбор за право занятия отдельными видами деятельности,
♦ сбор с аукционных продаж.
♦ сбор за право использования символики г. Алматы в названии фирм, знаках обслуживания.
♦ сбор за проезд автотранспортных средств других государств по территории Казахстана.
♦ сбор за право реализации товаров на рынках,
♦ плата за использование радиочастотных ресурсов РК,
♦ сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты и т.д.
Размер налогов зависит от размера полученного совокупного годового доходи В разных странах он колеблется. В РК - 25-65%, в ФРГ - 30-50%, в США - 30-55%. Если гражданин США выиграет лотерею 100 млн. долл., то с этой суммы он уплатит налог более 55 млн. долл.
|
|
Принципы налогообложения:
♦ налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщика в хозяйственной деятельности:
♦ уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика:
♦ налогообложение доходов должно носить однократный характер:
♦ обязательность уплаты налогов;
♦ система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной, удобной для налогоплательщика;
♦ налоговая ставка должна быть гибкой, эффективной обеспечивать перераспределение ВВП.
Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой.
Налоговое законодательство РК предусматривает установление налоговых льгот.
Виды налоговых льгот:
♦ необлагаемый минимум объекта налога;
♦ изъятие из обложения определённых элементов объе5ста налоги (например, затрат на НИиОКР):
♦ освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);
♦ понижение налоговых ставок;
♦ вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
♦ налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину) и т.д.
Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения),
Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например. ставка подоходного налога для физических лиц в РК установлена:
1) до 15-кратного годового - 5% с суммы облагаемого дохода четного расчетного показателя
2) от 15-кратного до 30-кратного сумма налога с 15-кратного годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 10% с суммы, прев ышаю щей его.
3) от 30-кратного до 65-кратного сумма налога с 30-кратногс годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 15% с суммы, превышающей его.
4) от 65-кратного до 130-кратного сумма налога с 65-кратного годового расчетного годового расчетного показателя показателя - 20% с суммы, превышающей его.
5) от 130-кратного до 350- сумма налога с 130-кратного годового расчетно-кратного годового расчетного показателя т 25% с суммы, превышающей его. показателя
6) от 350-кратного годового рас- сумма налога с 350-кратного годового расчетно-четного показателя и свыше показателя + 30% с суммы, превышающей его
(это максимальная ставка)
Налогооблагаемый доход юридических лип подлежит обложению налогом по ставке 30%.
Налогооблагаемый доход юридических лиц. зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, подлежит обложению налогом по ставке 20%.
Юридические лица, для которых земля является основным средством производства, уплачивают налог по ставке 10 % от дохода, полученного от непосредственного её использования.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
♦ финансирование государственных расходов {фискальная функция),
♦ поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
♦ государственное регулирование экономики {регулирующая функция). Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
* установление системы налогообложения,
* определение налоговых ставок и их дифференциация,
* предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли при условии их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.
Глобальное понижение налогов ведёт к:
♦ увеличению чистых прибылей:
♦ усилению стимула хозяйственной деятельности;
♦ росту капиталовложений, спроса, занятости;
♦ оживлению хозяйственной конъюнктуры.
Повышение налогов способствует снижению конъюнктуры.
Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство создает дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействует на фонд потребления и уровень цен.
В рамках действующего закона физические и юридические яйца могут добиться минимизации налоговых платежей. Для этого они могут:!) Использовать разрешенные законом льготы.
2) Выбрать оптимальную организационно-правовую форму. Например, товарищество с полной ответственностью платит меньше налогов (имеет льготы по местным налогам, налогу на имущество. НДС и тд.). чем товарищество с ограниченной ответственностью.
3) Выбрать место для размещения или регистрации фирмы. Если фирма зарегистрирована в свободной экономической зоне (СЭЗ) в РК, то она платит налог на прибыль не 30, а 20%,
Многие компании (фирмы) регистрируются в оффшорных зонах. Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом, не имеет право осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. Экономический смысл создания такой компании заключается в том. чтобы включить её в цепь операций между материнской фирмой и иностранными партнерами и установить в расчетах цены, тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум прибыли приходился на компании (фирмы), находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась в оффшорных компаниях.
4) Постоянно следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов (существует сложная система правил ускоренного амортизационного списания, премий за использование новых технологий, создание новых рабочих мест, производственное обучение молодежи и т.д.).
5) Выбрать такую инвестиционную политику, которая обеспечит дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов. В государственной экономической политике широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИиОКР. повышение квалификации, социальных, экологических мероприятий
По законам РК при реинвестировании прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы фирмы (предприятия) освобождаются от налогов. Государство приветствует вложение доходов фирм в свои ценные бумаги, доходы 01 которых освобождаются от налогов.
Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их территории. Некоторые же страны (США. Канада. Япония. Великобритания, Россия, Казахстан и др.), кроме того, облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц, заработанные за рубежом. Они подвергаются налогообложению, как в своей стране, так и за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение, Чтобы не допустить этого. Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества. В Казахстане налоговые органы засчитывают налоги, уплаченные казахстанскими физическими и юридическими лицами за рубежом.
При рассмотрении вопроса "Социальная политика государства. Регулирование доходов'' необходимо показать, что доходы в рыночной экономике распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательская способность, наука), и рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводив социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определённый промежуток времени.
Доходы населения подразделяются на денежные и натуральные. Денежные до ходы населения включают:
♦ все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц;
♦ доходы от предпринимательской деятельности:
♦ пенсии, стипендии, различные пособия;
♦ доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продаж)! ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий:
♦ доходы от оказанных на сторону различных услуг и др.
Натуральные доходы - это прежде всего продукция, произведённая домашними хозяйствами для собственного потребления. На величину доходов населения влияют:
♦ размер заработной платы, пенсий, пособий.
♦ динамика розничных цен.
♦ насыщение потребительскою рынка товарами.
Фактическая среднемесячная заработная плата в 1999 г. составила: (см. "Время", 1999, 16 дек.)
Республика | Заработная плата | в долл. США ($) | место |
Казахстан | 10480 тенге | 92,9 | I |
Узбекистан | 8070,3 сума | 67,1 | II |
Беларусь | 16154.8 тыс.бел.рублей | 65,5 | III |
Россия | 1468рублей | 61,0 | IV |
Азербайджан | 177 тыс. манат | 43,8 | V |
Украина | 169.98 гривны | 43,2 | VI |
Армения | 17,9 тыс. драм | 33,1 | VII |
Грузия | 67,0 лари | 32,9 | VIII |
Молдова | 2^8.8 лей | 27,4 | IX |
Кыргызстан | 921 сом | 24,: | X |
Таджикистан | 11,2 тадж.рублей | 9.6 | XI |
Для оценки уровня доходов населения используются показатели:
♦ номинальный,
♦ располагаемый.
♦ реальный доход.
Номинальный, доход - характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения пен.
Располагаемый доход - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.
Реальные доходы - это номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.
Заработная плата - доход в денежной или натуральной форме, получаемый наёмным работником, подразделяется на номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата -
это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; покупательская способность денежной заработной платы. Главными составляющими денежных доходов населения являются:
♦ оплата труда.
♦ доходы ох предпринимательской деятельности и собственности.
♦ социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами и на социальную поддержку малоимущих.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблемы:
♦ повышения доходов малоимущих слоев населения;
♦ создания условий для нормального воспроизводства рабочей силы;
♦ ослабления социальной напряженности и т.д.
На 2000 г. в РК установлена минимальная заработная плата в размере 2680 тенге, минимальная пенсия - 3500 тенге, предусмотрена индексация пенсий и заработной платы е зависимости от уровня инфляции.
Социальная политика государства направлена на:
♦ смягчение неравенства в распределении доходов;
♦ ослабление дифференциации доходов и имущества;
♦ смягчение противоречий между участниками рыночной экономики;
♦ предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Важные задачи социальной политики:
♦ адресная социальная поддержка, прежде всего, слабо защищенных слоев населения;
♦ рост социальных трансфертов;
♦ установление социальной справедливости:
♦ поддержка оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.
ВЫВОДЫ:
1. ГРЭ - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. ГРЭ является реакцией на трудности и противоречия в социально-экономическом развитии. Уровень развития и формы ГРЭ в разных странах различны.
2. Основные объекты ГРЭ - экономический цикл, хозяйственная структура, условия накопления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИиОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
3. Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
4. Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование.
5. Главным средством перераспределения ВВП служат государственные финансы, которые состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.
6. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источник их покрытия. Он состоит из республиканского и местного бюджетов.
7. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные расходы, содержание управленческих органов, выплату платежей по государственному долгу, В случае превышения расходов над доходами возникает внутренняя задолженность.
8. Под налогом, пошлиной, сбором понимаются осуществляемые в порядке, определённом законодательными актами, обязательные взносы в бюджет или внебюджетные фонды. Основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая.
9. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума.
РАЗДЕЛ IV. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА ТЕМА 12. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.
Примерный план лекции:
1. Концепция переходной экономики. Варианты перехода к рыночным отношениям.
2. Перестройка отношений собственности. Приватизация в РК.
3. Макроэкономическая стабилизация. Экономический рост. Структурная перестройка в переходной экономике.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Главные задачи перехода к рыночной экономике. Варианты перехода. Государственное регулирование в переходной экономике.
2. Перестройка отношений собственности. Приватизация в РК.
3. Макроэкономическая стабилизация в переходный период и различные подходы к ней. Фирма в переходной экономике.
Тематика докладов и рефератов:
1. Формирование реальных рыночных отношений в РК - содержание переходной экономики.
2. Рынок и реформы в Казахстане.
3. Государственное регулирование в переходный период.
При рассмотрении вопроса "Главные задачи перехода к рыночной экономике. Варианты перехода. Государственное регулирование в переходной экономике" необходимо показать, что идейно-теоретической основой командно-административной системы является марксизм.
Классики марксизма коммунистическую формацию прогнозировали исключительно как общество без рыночных отношений, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, коллективном принятии экономических решений, централизованном экономическом планировании, централизованном распределении факторов производства и тд.
Важнейшей предпосылкой нетоварного производства является ликвидация частной собственности. Она осуществлялась путем:
♦ экспроприации земельной собственности и обращения земельной ренты на покрытие государственных расходов;
♦ централизации кредита в руках государства посредством национализации банков:
♦ увеличения числа государственных фабрик, заводов, орудий производства;
♦ обязательности труда для всех.
Командно-административная система - способ управления экономикой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций государства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности.
Командно-административная система имела рад недостатков:
♦ негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
В мире нет ни одной страны, которая бы строила экономические модели командно-административной системы и смогла достичь высокого жизненного уровня населения и широкого спектра гражданских и политических свобод.
Необходимость перехода от командно-административной к современной рыночной экономике обусловлена нарастающей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Переход от командно-административной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс предполагает:
♦ глубокие институционные изменения (прежде всего в отношениях собственности);
♦ осуществление стабилизационных мер (в денежно-кредитной, финансовой сферах, в ценообразовании)
Главными задачами перехода к рынку являются:
1. Либерализация, т.е. снятие или резкое сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Прежде всего
а) отмена:
♦ директивного планирования;
♦ обязательного госзаказа:
♦ государственной монополии внешней торговли;
б) переход к формированию цен на основе спроса и предложения:
в) разрешение всем хозяйственным субъектам заниматься внешнеэкономической деятельностью.
2. Приватизация. т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи ее на различных условиях экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
3. Формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых механизмов установления хозяйственных связей, включая товарные и фондовые биржи, коммерческие банки.
4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.
5. Перестройка структуры экономики в направлении определяющего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках., оказания разнообразных услуг, в т.ч. и в финансовой области.
6. Переход к адресной системе социальной поддержки, чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.
7. Микроэкономическая, прежде всего финансовая стабилизация посредством жесткой денежной политики, подавления инфляции.
В переходной экономике:
а) преобразуется вся система социально-экономических отношений (отношений собственности, связей между экономическими субъектами и т д.);
б) реформируется экономическая политика:
в) изменяются:
♦ способ распределения ресурсов;
♦ мотивация экономических субъектов:
♦ цели:
♦ средства экономического развития;
♦ правовые отношения и др.
В процессе перехода от командно-административной к рыночной экономике сформировались три группы стран:
1. Страны со значительными темпами продвижения К рыночной системе (Польша, Венгрия, Чехия. Словакия, страны Балтии). В этих странах сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено:
♦ существованием основ рыночной экономики до поворота к командно-административной системе;
♦ тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой;
♦ относительной сбалансированностью структур народного хозяйства;
♦ согласием всех слоев населения с переходом к рыночной системе.
2. Страны, в которых переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями (шоковая терапия) и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Казахстан и другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания. Монголия). Для этих стран характерно:
♦ отсутствие устойчивых традиций рыночной экономики;
♦ наличие глубоких диспропорций в структуре экономики;
♦ отсутствие в обществе согласия по вопрос;' характера преобразований:
♦ наличие сильных уравнительных тенденций;
♦ относительная изолированность от развитых стран,
3. Страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам) - эволюционный путь развитая. В этих странах командно-административная система существовала кратковременно. Переход к рыночной экономике начался эволюционно. Традиционно существовала патриархальная система со слабо развитой промышленностью. Отсутствовали серьезные диспропорции. Сохранялась авторитарная политическая власть.
Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит:
♦ либерализация в виде отмены или ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью;
♦ приватизация небольших объектов в сфере бытового обслуживания.
Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация экономики, финансовая стабилизация (требует немало жертв у населения). Очень сложно проходит:
♦ процедура банкротства;
♦ преодоление унаследованных структурных диспропорций;
♦ приватизация крупных хозяйственных объектов и хронически убыточных крупных предприятий промышленности.
Существует два варианта трансформации командно-административной системы в рыночную экономику.
♦ эволюционный (более длительный) - путь постепенного создания рыночных институтов (Китай, Венгрия и др.).
♦ шоковая терапия - более короткий путь (Польша, Чехия, Россия, Казахстан, страны СНГ).
Эти пути различаются по:
♦ срокам проведения;
♦ системным преобразованиям:
♦ стабилизационным мерам;
♦ степени охвата рыночным механизмом народного хозяйства;
♦ объему регулирующих функций государства и др.
Выбор того или иного пути перехода к рынку зависит от комплекса политических, экономический, социальных, исторических факторов.
Эволюционный путь перехода к рыночным отношениям возможен при наличии:
♦ развитого сельского хозяйства и кустарного производства;
♦ стабильной финансовой системы;
♦ сравнительно невысокого удельного веса тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса (ВПК);
♦ преобладании слоев, заинтересованных в проведении реформ и др.
Выбор "шокового" варианта является обычно вынужденной мерой, когда необходимо преодолеть:
♦ крайне тяжелое финансовое положение;
♦ острый товарный дефицит;
♦ структурные диспропорции.
Общие черты эволюционного перехода кришнаит экономике:
1. Установление динамического равновесия на потребительском рынке с помощью гибкой системы цен, быстрого развертывания в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг, насыщения рынка товарами и услугами.
2. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
3. Сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях с сильно монополизированными тенденциями.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформ.
5. Проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство.
7. Реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве и в связанных с ним отраслях по производству потребительских товаров и предусматривают насыщение потребительского рынка и создание условий для дальнейшего углубления реформ.
Разновидностью эволюционного пути развития является модель "рыночного социализма". Эта модель стала складываться еще в 60-х годах в Югославии. Венгрии, Китае. Отличительные черты "рыночного социализма:
♦ постепенный переход к рынку;
♦ государственный контроль над экономикой;
♦ слабая роль рыночных регуляторов;
♦ сохранение государственной собственности на крупных предприятиях;
♦ допущение и поддержка мелкой частной собственности.
Общие черты "шоковой терапии":
♦ глубокие и по возможности быстрые институционные реформы;
♦ финансовая стабилизация.
Институционные преобразования предполагают:
♦ одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг;
♦ переход от государственного МТС к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эти меры ведут к устранению товарного дефицита и запуску механизма рыночного саморегулирования;
♦ ликвидация централизованного планирования, ужесточение условий предоставления кредита, ограничение наличной эмиссии, ускоренная приватизация госсобственности, переход к частной собственности на землю;
♦ либерализация внешнеэкономической деятельности;
♦ открытие внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки "шоковой терапии'':
♦ наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится пере распределительная деятельность (торговля, банковское дело);
♦ отток ресурсов от производительной сферы;
♦ высокая инфляция (особенно на первых порах);
♦ падение жизненного уровня части населения;
♦ усиление социальной дифференциации населения:
♦ рост безработицы;
♦ банкротство.
Стабилизационные меры:
♦ ликвидации инфляционного потенциал»? (в виде излишнего количества денег):
♦ снятие государственного контроля над иенами.
♦ замораживание заработной платы (приводит к быстрой остановке роста цен): сокращение дефицита госбюджета:
♦ увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции;
♦ стимулирование сбережения за счет повышения процента по вкладам.
Все это должно привести к:
♦ преодолению товарного дефицита;
♦ достижению равновесия на потребительском рынке;
♦ возможности свободно купить любой товар.
ноль государства в условия* переходя крыночное системе принципиально меняется:
♦ уменьшается степень государственного вмешательства в экономику:
♦ происходит переход oт преимущественно административных способов государственного регулирования к экономическим.
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций госу-дарства.
I. Первая группа включает функции, связанные с формированием рыночных: отношений:
♦ создание правовой базы хозяйствования;
♦ демонополизации.
♦ стимулирование конкуренции;
♦ приватизация и разгосударствление госсобственности
2. Ко второй группе относятся:
♦ перераспределительная функция:
♦ корректирование несовершенства рыночных механизмов в деле распределения материальных, финансовых ресурсов, доходов населения
♦ обеспечение экономической стабильности'
♦ стимулирование экономического роста.
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административным и экономических средств. Причем происходит сокращение административных средств и расширение сферы действия экономических средств государственного регулирования экономики
Рыночные преобразования в экономике обычно начинаются с:
♦ разрушения командно-административных средств управления'
♦ отмены плановых заданий по выпуску и сбыту продукции;
предоставления предприятиям свободы в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей:
♦ разрешения беспрепятственного выхода на внешний рынок:
♦ сохранения государством контроля над ценами и тарифами на социально-значимые товары и услуги:
♦ реформирования кредитной и налоговой системы.
Для естественных монополий государство определяет:
а) цены;
б) объем производства:
в) ассортимент продукции и услуг:
Для регулирования внешнеэкономической деятельности вводится;
а) квотирование;
б) лицензирование и т.д.
При рассмотрении вопроса "Перестройка отношений собственности. Приватизация
в РК" необходимо показать, что экономические реформы прежде всего направлены на фундаментальные изменения всех сторон хозяйственной жизни. Среди этих изменений изменение собственности имеет особое значение.
Собственность - это система экономических и правовых отношений, характеризующих организационные или социальные формы владения, пользования и распоряжения имуществом, имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу.
Собственность является основой общественных отношений. От изменений в системе собственности зависят все изменения в области производства, распределения, обмена и потребления. Структура собственности предопределяет эффективность функционирования производства.
Реформы осуществляются успешно лишь тогда, когда происходят коренные изменения в системе собственности на средства производства, существует многообразие форм собственности при доминирующей частной собственности.
В Казахстане и в других странах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную, смешанную формы собственности,
Указом Президента РК утверждена национальная программа разгосударствления и приватизации (поэтапно),
Критерии отнесения предприятий к тому или ином) направлению приватизации:
♦ народно-хозяйственное значение объекта;
♦ отраслевая принадлежность:
♦ численность работающих:
♦ стоимость основных фондов.
В соответствии с численностью работающих предприятия v организации условно подразделяются на:
♦ малые предприятия (менее 200 человек);
♦ средние предприятия (от 200 до 5000 человек):
♦ крупные предприятия (более 5000 человек).
Программой предусматривалось развертывание процессов разгосударствления и приватизации по следующим направлениям:
♦ приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам:
♦ массовая приватизация средних предприятий;
♦ малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов, малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания.
Индивидуальные проекты приватизации позволяют:
♦ создать оптимальную организационную структуру базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства:
♦ определить соотношение частного и государственного участия в их управлении:
♦ привлечь отечественных и иностранных инвесторов, начиная со стадии разработки проекта.
Массовая приватизация создает возможности реализации права собственности для широких слоев населения, позволяет приобрести практический опыт работы с ценными бумагами.
Малая приватизация формирует реальную базу для возникновения широкого слоя собственников, непосредственно обеспечивающих потребительский рынок товаров и услуг.
Для участия в малой и массовой приватизации всех слоев населения РК используются приватизационные купоны, гарантирующие каждому жителю РК право на получение оптимальной доли государственной собственности.
На втором этапе разгосударствления и приватизации в РК (1993 - 1995 гг.) использовались два вида приватизационных купонов:
♦ жилищные:
♦ приватизационные инвестиционные. Они использовались для вложений в инвестиционные фонды, на них приобретались акции предприятий, преобразованных в акционерные общества
Перечень объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации, ежегодно утверждался правительством.
Все объекты госсобственности подразделялись на:
♦ объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;
♦ объекты, приватизация которых запрещена;
Не могут быть приватизированы объекты исключительной собственности РК;
♦ земля, ее недра:
♦ воды;
♦ воздушное пространство;
♦ растительный и животный мир;
♦ памятники истории и культуры;
♦ культурные и исторические ценности;» страховые резервные фонды:
♦ предприятия и имущественные комплексы, обеспечивающие суверенитет РК:
♦ учреждения, финансируемые за счет госбюджета.
Предприятия и организации государственного сектора предусматривалось преобразовать в акционерные общества. Это позволит:
♦ изменить организационную структуру управления предприятиями;
♦ повысить их эффективность путем назначения акционерами членов наблюдательных советов;
♦ обеспечить персональную ответственность членов наблюдательного совета и правления акционерного общества за финансовое состояние и законность всей деятельности общества;
♦ обеспечить коммерциализацию деятельности преобразованных предприятий;
♦ ускорить процесс приватизации за счет передачи государством права собственности на все или часть акций юридическим и физическим лицам на возмездной и безвозмездной основе;
♦ создать условия для предпринимательской деятельности на зарубежных рынках.
Инициатором преобразования государственных предприятий в акционерные общества выступает правительства РК. Управление ими осуществляется через систему холдинговых компаний.
Коллектив предприятия, преобразованного в акционерное общество, получает до 10% привилегированных акций, но не более 12 размеров среднемесячной заработной платы по предприятию на одного работника.
В акционерных обществах государственный пакет акций может быть заменен "Золотой акцией" - ценной бумагой, находящейся в собственности государства и обладающей правом вето при решении следующих вопросов:
♦ изменение профиля работ:
♦ участие общества в экологически вредных производствах. Индивидуальные проекты разгосударствления и приватизации включают в себя
поэтапную программу мероприятий и осуществляются следующими методами:
♦ продажа определенному инвестору на оговоренных условиях;
♦реализация посредством аукционов или конкурсов;
♦ заключение контракта на управление.
♦ открытая продажа акций.
Продажа акций определенному инвестору на оговоренные условиях - это продажа акций юридическому или физическому лицу при выполнении ими определенных условий:
♦ реализация инвестиционных программ:
♦ обеспечения сохранения количества рабочих мест:
♦ сохранения профиля производства:
♦ повышении качества и конкурентоспособности продукции и т.п.
Аукцион проводится в виде открытых конкурсных торгов, право собственности передается тому покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену (по английско-голландской технологии).
При конкурсной продаже от покупателя требуется выполнение определенных требований по отношению к объекту приватизации:
♦ сохранение профиля предприятий;
♦ сохранение числа рабочих мест;
♦ финансирование объектов социальной сферы и т.п.
Конкурс проводится при открытых торгах. Право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену при соблюдении конкурсных условии.
Особенности разгосударствления и приватизации в агропромышленном комплексе (АПК):
1) проводятся по инициативе собственника. 2:. земля приватизации не подлежит, но может предоставляться в долгосрочную аренду (сроком до 99лет);
2) преобразуются совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия в:
а) фермерские и крестьянские хозяйства;
б) сельскохозяйственные кооперативы.
в) акционерные обществе открытого или закрытого типа 4; продажа госимушества по конкурсу или на аукционе
Приватизация птицефабрик, животноводческих комплексов, тепличных комбинатов осуществляется путем преобразования их в акционерные общества и товарищества с предоставлением приоритетного права приобретения акций (долей, паев) технологически связанными с ними товаропроизводителям при условии сохранения последними непрерывности процессов производства и существующих горизонтальных связей
Приватизация хронически убыточных сельскохозяйственных предприятий проводится либо:
♦ путем безвозмездной передачи их имущества хозяйственным товариществам или акционерным обществам, образуемым трудовыми коллективами данных хозяйств:
♦ путем реализации этого имущества через аукцион или конкурс в случае отказа трудового коллектива от его получения.
Иностранные юридические и физические лица могут участвовать во всех привати-зационных процессах, но после рассмотрения их финансовых возможностей и выдачи соответствующей лицензии национальным агентством по иностранным инвестициям.
Разгосударствление и приватизацию госсобственности на территории РК осуществляет Государственный комитет по госимуществу (Госкомимущество) в его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местной администрации.
Подготовительную работу по оценке имущества и подготовку документов к приватизации проводят:
♦ приватизируемые государственные предприятия:
♦ бюро по приватизации:
♦ негосударственные коммерческие структуры, имеющие лицензию от Госкомимущества на проведение указанных работ.
Контроль за реализацией Программы приватизации осуществляет Президент РК.
При рассмотрении вопроса "Макроэкономическая стабилизация в переходный период и различные подходы к ней. Фирма в переходной экономике" необходимо показать, что переход от командно-административной к рыночной экономике начинался во всех без исключения странах с:
♦ углубления кризиса всей системы экономических отношений;
♦ роста инфляции;
♦ спада производства;
♦ снижения накоплений и инвестиционной активности.
Проявления кризиса имеют различную остроту. Он преодолевается постепенно в результате последовательного проведения политики макроэкономической стабилизации.
Существуют три этапа переходного периода.
Первый этап - этап кризисного развития, характеризующийся:
♦ спадом производства;
♦ высокой инфляцией;
♦ падением инвестиционной активности.
Второй этап - этап макроэкономической, прежде всего финансовой, стабилизации. На этом этапе:
♦ происходит снижение инфляции, общего спада производства;
♦ осуществляется переход экономического кризиса в структурный;
♦ возникают различия в глубине спада и динамике производства в разных отраслях:
♦ обостряется проблема занятости;
♦ спад переходит в депрессию;
♦ постепенно происходит приспособление предприятий к рыночным условиям:
♦ формируется и быстро развивается рыночный сектор экономики;
♦ ставки банковского процента снижаются;
♦ возобновляются накопления и инвестиции.
Третий этап - этап возобновления экономического роста - характеризуется:
♦ низкой инфляцией:
♦ повышением деловой активности:
♦ быстрым развитием ориентированных на рынок отраслей;
♦ общим ростом материального производства (ВНП, ВВП, НД и т.д.).
При высоком уровне инфляции свободные денежные средства выгодно вкладывать (инвестировать) в торгово-посредническую деятельность.
Если уровень инфляцией сократился, ежегодный прирост индекса потребительских цен снизился до 30% и ниже, становится выгодным инвестировать свободные денежные средства в производственную деятельность.
Дальнейшее снижение ежегодной инфляции до 10 - 20% приводит к прекращению спада материального производства и возобновлению экономического роста.
Непоследовательность в достижении финансовой стабилизации:
♦ обуславливает затягивание кризиса;
♦ препятствует структурной перестройке экономики;
Главным в макроэкономической стабилизации является борьба с инфляцией. Темпы инфляции:
♦ прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы и темпам увеличения скорости денежного обращения:
♦ обратно пропорциональны темпам прироста объема реального продукта, т.е. уровень инфляции зависит от темпов роста денежной массы.
Снижение объемов реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции.
Возрастание объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции (снижению уровня цен). На практике дефляция встречается довольно редко.
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышению темпов инфляции, но не немедленно, а через определенное время - лаг (время, в течение которого изменение объемов денежной массы вызывает соответствующие изменения в темпах прироста цен). Обычно лаг колеблется от 3 до 8 месяцев.
Можно выделить шесть основных типов макроэкономической политики: 1) жесткую; 2) ограничительную; 3) умеренную; 4) мягкую: 5) экспансионистскую; 6) сверхэкспансионистскую.
Критериями выступают такие показатели, как:
♦ дефицит госбюджета;
♦ кредиты нацбанка на погашение бюджетного дефицита:
♦ кредиты центрального банка коммерческим банкам;
♦ кредиты коммерческих банков предприятиям.
Результаты макроэкономической политики проявляются в:
♦ темпах прироста денежной массы;
♦ темпах изменения валютного курса;
♦ темпах инфляции (табл. 1).
Инструментами стабилизации в переходной экономике являются:
1) сохранение дефицита госбюджета на уровне ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики:
а) прекращение кредитования НБ дефицита госбюджета;
б) использование государственных ценных бумаг;
в) установление % ставок по кредитам НБ коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.
3) установление фиксированного курса обмена валюты, с тем, чтобы устранить такой источник инфляции, как падение курса нацвалюты по отношению к доллару США или марке ФРГ и вызванный этим рост цен на импортные товары;
4) сдерживание роста доходов населения (периодическое повышение денежных доходов населения в меньшем размере, чем выросли за это время цены и тарифы);
5) привлечение иностранных кредитов или использование валютных резервов;
6) либерализация цен с целью сокращения субсидий убыточным предприятиям.
Выбор стабилизационной политики зависит от конкретных условий той или иной страны.
Возобновление прироста производства в переходной экономике тесно связано с;
♦ финансовой стабилизацией;
♦ подавлением инфляции до уровня 30-40% в год и ниже.
С момента увеличения притока капитала в производственную сферу на основе возросших инвестиций происходит;
♦ техническое переоснащение и модернизация производства,
♦ постепенная адаптация производства к платежеспособному спрос;' в условиях сжатого спроса на внутреннем рынке,
♦ рост экспорта,
В переходной экономике происходит:
♦ смена приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Приоритетными оказываются производство потребительских товаров и оказание услуг;
♦ быстрое развитие торговли, банков, финансовых институтов;
♦ сокращение ВПК до пределов, соответствующих принципу оборонной достаточности;
♦ сужение ассортимента до наиболее конкурентоспособных видов продукции;
♦ освоение новых видов продукции;
♦ ликвидация производств, продукция которых не пользуется спросом:
♦ преобразование крупных промышленных предприятий.
Типы макроэкономической политики.
Табл. 1
Критерии | Типы политики | |||||
жесткая | ограничительная | умеренная | мягкая | экспансионистская | сверхэкспансионистская | |
Дефицит бюджета, % от ВВП. | 0-1 | 1-4 | 4-8 | 8-10 | 10-14 | |
Кредит НБ Минфину, % от ВВП. | 0-1 | 1-3 | 3-5 | 5-7 | 7-10 | |
Кредит НБ коммерческим банкам, % от ВВП. | 0-1 | 1-4 | 4-7 | 7-10 | 10-15 | |
Кредиты коммерческих банков предприятиям и торговле, % от ВВП. | 0-1 | 1-4 | 4-8 | 8-14 | 14-20 | |
Среднемесячные темпы прироста денежной массы, в %. | 0-1 | 1-4 | 4-8 | 8-14 | 14-20 | |
Среднемесячные темпы инфляции, в %. | 0-1 | 1-4 | 4-8 | 8-14 | 14-20 | |
Среднемесячные темпы изменения валютного курса, в % | 0-1 | 1-4 | 4-8 | 8-14 | 14-20 |
В РК за время экономического кризиса производство ВВП сократилось на 50%.
В структуре казахстанской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей, снижается доля высокотехнологического производства и легкой промышленности.
Существуют две концепции структурной перестройки экономики.
Первая - упор на экспорт продукции добывающих отраслей и производство материалов и полуфабрикатов (нефть, газ, цветные металлы, химические товары и т д.).
Вторая - первоочередная ориентация на внутренний рынок, стимулирование наукоемких производств. Поддержка тех отраслей экономики, которые являются конку-1,'ип неспособными на мировом рынке.
ВЫВОДЫ.
1. Переход от командно-административной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы социально-экономических отношений (форм собственности, поведения экономических субъектов, распределения ресурсов).
2. Переход к рынку осуществляется по следующим направлениям:
♦ либерализация экономики;
♦ изменение отношений собственности;
♦ перестройка структуры экономики;
♦ увеличение выпуска товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом;
♦ финансовая стабилизация.
3. Существуют два варианта перехода к рынку: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов и путь "шоковой терапии". В действительности используются те или иные элементы как эволюционного пути, так и "шоковой терапии".
4. Б современных условиях во всех странах с рыночной экономикой существует многообразие форм собственности: частная, государственная и смешанная.
5. Изменения в отношениях собственности стали стрежнем экономической реформы в РК. Приватизация и разгосударствление госсобственности в Казахстане осуществляется поэтапно.
6. При переходе к рыночной экономике необходима финансовая стабилизация, подавление высокой инфляции.
7. Основными инструментами финансовой стабилизации являются:
♦ сокращение дефицита госбюджета;
♦ использование неэмиссионных источников финансирования этого дефицита (выпуск государственных ценных бумаг, привлечение иностранных кредитов);
♦ прекращение льготного кредитования НБ дефицита госбюджета;
♦ ограничение кредитования путем установления процентной ставки выше уровня инфляции.
8. Возобновление экономического роста в переходной экономике тесно связано с финансовой стабилизацией. Рост начинается только после подавления инфляции до уровня 30% в год и ниже.
9. В переходной экономике приоритетными оказываются отрасли, ориентированные на удовлетворение платежеспособного спроса: производство потребительских и экспортных товаров, оказание услуг.
РАЗДЕЛ V. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.
ТЕМА 13. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.
Примерный план лекции:
1. Международные аспекты экономического развития. Международное разделение труда. Мировой рынок. Мировая торговля.
2. Международное движение капиталов и его формы. Международный рынок ссудных капиталов.
3. Международная миграция рабочей силы.
4. Международная валютная система. Экономическая интеграция.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Понятие и тенденции международного разделения труда. Мировой рынок. Международная торговля и ее основные черты.
2. Международное движение капиталов и его формы. Международный рынок ссудных капиталов.
3. Миграция рабочей силы в современном мире. Казахстан в мировых миграционных потоках.
4. Международная валютная система (золотой стандарт, золотовалютный стандарт, система плавающих курсов).
5. Международная экономическая интеграция.
Тематика докладов и рефератов:
1. Внешнеэкономическая стратегия Казахстана.
2. Внешнеэкономическое регулирование предпринимательства в РК
3. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере.
4. Внешнеэкономическое регулирование экономики.
5. Внешняя торговля Казахстана: тенденции и перспективы развития.
6. Международный валютный фонд и его роль в развитии национальных экономик.
При рассмотрении вопроса "Понятие и тенденции международного разделения труда. Мировой рынок. Международная торговля и ее основные черты'' необходимо показать, что международные экономические отношения - одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. Сначала они развивались преимущественно как внешнеторговые. Затем, в ходе эволюции внешнеэкономичеких связей, они превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Мировое сообщество включай в себя более 180 государств, каждое из которых влияет на развитие мирового хозяйства.
Мир наделён на:
♦ различные социально-экономические системы:
♦ международные группировки, отличающиеся друг oт друга целями, механизмами функционирования, эффективностью действия этих механизмов.
До недавнего времени мировое сообщество делилось на:
♦ мир социализма,
♦ мир капитализма, «третий мир.
Между двумя системами (миром капитализма и миром социализма) происходила конфронтация.
В настоящее время произошел отказ от "борьбы двух систем1', однако все еще не снимается проблема разнородности развития стран мирового сообщества.