Заочный факультет
суворов Ю.б., панина а.с.
Судебная
Дорожно-транспортная
Экспертиза
Экспертное исследование технического состояния дорог,
дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия
Учебное пособие
рекомендовано советом гуманитарного
факультета МАДИ (ГТУ)
Москва 2005
удк 656.13.08:340.6
ббк 39.3+67.5
Рецензент: канд. техн. наук, доц. Лосавио С.К., главный эксперт Института профоценки активов транспортного комплекса МАДИ (ГТУ).
Суворов Ю.Б., Панина А.С.
Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Экспертное исследование технического состояния дорог, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). М., 2005 - 123 с.
Пособие продолжает цикл учебных материалов, созданных под руководством профессора Суворова Ю.Б. по судебной дорожно-транспортной экспертизе (СДТЭ): «Технико-юридический анализ причин ДТП и причинно-действующих факторов» (1998), «Экспертное исследование обстоятельств ДТП в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях» (2002), «Автотранспортные правонарушения, преступления, причинение вреда. Правовая квалификация и судебно-экспертная оценка» (2002), «Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП» (2003), «Предмет, объект, состав и возможности: Роль и место в процессе доказывания по делам о ДТП» (2003), «Экспертное исследование столкновений транспортных средств, следовавших в попутном направлении» (2003).
|
|
Данное пособие посвящено ряду вопросов, направленных на развитие и усовершенствование экспертных дорожно-транспортных исследований в части рассмотрения дорожно-технических факторов (ДТФ).
Пособие выполнено на кафедре юриспруденции МГТУ им. Н.Э. Баумана (в лаборатории криминалистики и судебной экспертизы кафедры) и на кафедре транспортной юриспруденции МАДИ (ГТУ).
Пособие является учебным материалом для студентов и преподавателей вузов по специальностям, включающим курсы, направленные на изучение судебной дорожно-транспортной экспертизы и транспортного законодательства.
ISBN5-7990-0136-2 © Суворов Ю.Б., Панина А.С., 2005
© МАДИ (ГТУ), 2005
Введение
По статистике дорожно-транспортных происшествий (ДТП) около 15 - 20% всех ДТП обусловлено неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог[1] и дорожных условий.[2] Как показывают результаты отечественных и зарубежных исследований в области безопасности движения, эти данные учитывают только факторы, непосредственно связанные с происшествиями. С учетом сопутствующих или косвенных дорожных факторов, т.е. таких, которые являются потенциальными носителями угрозы безопасности движения и могут привести в неблагоприятных обстоятельствах в сочетаниях с такими же факторами автомобиля или неадекватными действиями водителя к ДТП,число происшествий увеличивается еще на 10 - 15%.[3]
|
|
Каждая автомобильная дорога (дорожные условия) характеризуется целым рядом строительных и эксплуатационных характеристик: сцепные качества покрытия, показатели его макро- и микропрофиля, радиусы кривой в плане (радиусы поворота дороги) и профиле, продольный и поперечный уклон, ровность, расстояние видимости дороги в плане, профиле, в светлое и темное время суток, наличие, размеры и состояние проезжей части, полос движения, обочин, тротуаров, ширины проезжей части на мостах, в тоннелях, видимость железнодорожного пути и переезда, ширина и состояние переезда, наличие (отсутствие) или неисправность шлагбаума, расположение светильников, зеленых насаждений относительно проезжей части, недостаточное ее освещение, наличие (отсутствие) необходимых пешеходных дорожек и ограждений, сигнализаций в местах дорожных работ, наличие (отсутствие) либо неправильная установка дорожных знаков, наличие (отсутствие) мест для остановки и стоянки транспортных средств (ТС) у объектов сервиса, наличие валов снега, последствий обвалов, оползней и т.д.[4]
Несмотря на приведенные выше статистические данные, в силу ряда причин организационного и методического характера до сих пор при производстве судебных дорожно-транспортных экспертиз (СДТЭ) исследованию характеристик автомобильных дорог и дорожных условий, в которых произошло ДТП, уделялось недостаточно внимания.
Введение судебной дорожно-технической диагностики в состав САТЭ, осуществленное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003г. №114, дает основание полагать, что в дальнейшем эта ситуация изменится в должную сторону, и данное учебное пособие посвящено ряду вопросов, направленных на развитие и усовершенствование экспертных дорожно-транспортных исследований в части рассмотрения дорожно-технических факторов (ДТФ).