VI. Подвижные игры в походах

В походах решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.

Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности.

189. «Быстрей в поход»

Цель: ознакомление с туристским снаряжением, воспитание чувства взаимопомощи, развитие быстроты движений.

Количество игроков — более десяти.

Инвентарь: туристское снаряжение (рюкзак, штормовка, кружка, обувь и т.д.).

Инструкция. Играют все участники похода, которые делятся на 2—3 равные команды. На старте находятся капитаны, около них собрано все снаряжение для похода: обувь, носки, штормовка (или куртка), кружка, мыло, полотенце и т.д. Количество предметов должно быть равно числу играющих в команде. Команды строятся на одной линии в 20 метрах от своего капитана. По сигналу направляющие бегут к капитану, кладут в рюкзак одну из вещей снаряжения (капитан помогает надеть рюкзак) и бегом возвращаются назад, снимают рюкзак, передают следующему, тот бежит к капитану, кладет еще одну из вещей и т.д. Последний игрок в команде бежит к капитану, помогает ему надеть штормовку и рюкзак, и они вместе возвращаются к своей команде. Побеждает команда, которая быстрее подготовила капитана к походу.

Методические указания. Игру можно повторять 2—3 раза, меняя капитанов.


190. «К флажку»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: флажок, повязки на глаза.

Инструкция. Посередине поляны ставится флажок (палка). Играющие располагаются полукругом в 40—50 метрах от флажка. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды: «Налево!», «На месте бегом марш!», «Направо!», «Кругом!» и др. Игроки выполняют эти команды. Затем дается команда: «К флажку шагом марш!». Все начинают двигаться к флажку, через 15—20 шагов дается команда «Стой!». Все оста-1 швливаются, снимают повязки. Победитель тот, кто ближе всех подошел к флажку.

Методические указания. Игра повторяется 4—5 раз.

191. «Переправа через болото»

Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки.

Количество игроков — 10—20.

Инвентарь: две доски.

Инструкция. Играют 2—3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая — с другой. Ширина «болота» 15—20 метров. Направляющие на старте — с одной стороны «болота», они имеют по две доски длиной 50—60 сантиметров. По команде направляющие кладут одну доску перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать па нее, достав первую доску и не ступив в «болото». Таким обра-юм играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через «болото» перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.



Глава 3


Подвижные игры, переходные к спортивным...




Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности.

192. «Ориентировка по слуху»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: свисток, повязки на глаза.

Инструкция. Все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2—3 метров друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30—40 метрах и дает сигнал — свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ведущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5—6 раз. Затем дается длинный свисток — сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к ведущему.

Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.

193. «Грибная охота»

Цель: развитие равновесия, точности и быстроты движений.

Количество игроков может быть любым. Инвентарь: доски-мостики, веревочные перила, мешки, шишки.

Инструкция. Через канаву шириной 1,5—2 метра переброшены параллельно два узких мостика. По два человека из каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой стороне канавы находятся две


команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному «грибу», приносят их своей команде и кладут в «корзины» (полиэтиленовые мешки), затем отправляются следующие игроки и так далее. Играют 5—7 ми-пут. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше «грибов».

Методические указания. Игру можно повторить 2—3 раза.

194. «Неразлучные друзья»

Цель: развитие взаимопонимания в совместных действиях, улучшение координации движений.

Количество игроков любое.

Инвентарь: резиновое кольцо.

Инструкция. Все играющие парами выстраиваются на одной стартовой линии. Левая нога одного и правая другого играющего в паре соединены резиновым кольцом. Каждая пара по сигналу преодолевает дистанцию длиной 25—30 метров. Команда, раньше других пришедшая к финишу, получает одно очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Методические указания. При проведении этой игры необходимо внимательно следить за соблюдением техники безопасности. Веревочные перила рекомендуется держать взрослым.


Речитативно-игровые композиции...




195. Речитативно-игровая композиция «Сказка про зайчика» Инструкция. Текст Движения

Глава 4

РЕЧИТАТИВНО-ИГРОВЫЕ

КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ИГР

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Рсчитативно-игровые композиции представляют собой подвижную игру, которая сочетается с одновременным прого-вариванием стихотворений (театр движений). Две стороны деятельности (движение + слово) объединены общей темой. Все предложенные композиции имеют название и разные уровни сложности. Они включают разнообразные упражнения, направленные на развитие жизненно важных физических качеств и способностей детей: мышечной силы, быстроты движений, подвижности суставов, координации и ритма движений, мелкой моторики и способности ориентироваться в пространстве. С другой стороны, скороговорки, звуковая и двигательная имитация, игры со счетом, заучиванием новых слов и понятий, сопровождающие игровую деятельность, развивают целый комплекс психических свойств личности: представление, воображение, образное мышление, речь, память и т.п.

Речитативно-игровые композиции предполагают участие в игре родителей, педагогов, вожатых, волонтеров, а также здоровых детей.


Девочки и мальчики,

Разомнем-ка пальчики. Чтоб скорее их размять,

Надо сказку показать. Пусть покажут пальчики.

Сказку нам про зайчика.

У зайки ушки — на макушке, Он сидит в своей избушке.


И.п. — все сидят в кругу (взрослый — ребенок — взрослый...), руки вперед, пальцы сжаты в кулак. Разогнуть большие пальцы. Разогнуть остальные пальцы. Согнуть все пальцы, кроме больших. Согнуть большие пальцы. Сгибание и разгибание пальцев.

Согнуть правую руку перед грудью, ладонью к себе, большой палец опустить вниз (спрятать за ладонью, это — «ширма»).

Поднятые вверх указательный и средний пальцы левой руки (остальные согнуты) выглядывают из-за ширмы (изображают «ушки» зайчика). Завести руки за голову, изобразить ушки, подняв вверх указательный и средний пальцы (остальные пальцы сжаты в кулак).

Соединить над головой указательный и средний пальцы левой и правой рук («крыша»).



Глава 4


Речитативио-игровые композиции...




       
   
 
 

Методические указания.Упражнение про собачку выполняется два раза (правой и левой рукой).

Смотрит он в окно — — Не идет ли кто.

Под окном собачка лает И ушами шевелит, Глазками она моргает, Домик зайкин сторожит.

В гости к зайкиной игрушке Скачут быстрые зверюшки: Две подружки-говорушки,

Две зеленые лягушки; Скачет козлик бородатый,

Рядом с ним олень рогатый, И несут в подарок зайке


Не разъединяя пальцы, опустить руки так, чтобы пальцы оказались на уровне глаз, отвести указательный и средний пальцы до образования «квадратного окна», развернуть ладонь левой руки кверху, пальцы правой руки шагают по ней.

И.п. — правая рука с отведенным большим пальцем согнута перед грудью, ладонью к себе. Отведение и соединение мизинца, вращение большого пальца, сгибание и разгибание двух крайних фаланг указательного пальца.

Полусогнутые пальцы шагают по полу.

Перемещение рук вперед, с опорой на кулак, чередуя с опорой на ладонь. Согнуть руки к подбородку, опущенные вниз пальцы изображают «бороду». Согнутые руки с разведенными пальцами скрестить над головой (рога оленя). Соединить ладони (пальцы вверх) перед грудью, согнуть пальцы в кулаки с касанием друг друга.


Барабан и балалайку.

Трынди-брынди, балалайка, Получай подарок, зайка!

В этой маленькой избушке Поместились все зверюшки:

Сам хозяин зайка — Быстрый попрыгайка; Две подружки-говорушки,

Две зеленые лягушки; Серый козлик бородатый И большой олень рогатый.

Тесно в зайкиной избушке —

Надо выйти погулять. Разбежались все зверюшки, А ну, попробуй их догнать.

Долго, долго мы бежали, Но зверюшек не догнали,

Хоть и очень все устали, Зато пальчики размяли. Стали наши пальчики Ловкие, как зайчики, Ловкие, послушные, Всем нам очень нужные.


Имитация игры на барабане и балалайке.

Соединить ладони (пальцы вверх) перед грудью, руки в стороны, ладони наружу, пальцы врозь.

Соединить кончики одноименных разведенных пальцев рук перед грудью. Согнуть пальцы в кулаки с касанием друг друга, затем поочередно разгибать (до касания кончиками) одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев. Сцепить пальцы обеих рук и соединить предплечья, отвести предплечья (руки перед грудью).

Встать, руки в стороны, пальцы врозь.

Полусогнутые пальцы «шагают» по ногам.

Продолжать «шагание» пальцами по полу.

Передвигаться к центру круга. Аналогичное передвижение на свои места. Сед на пятках с потряхиванием расслабленными кистями. Сгибание и разгибание пальцев.



Глава 4


Речитативпо-игровые композиции...




Методические указания

• Сначала речитатив произносит ведущий, сопровождая его показом движений.

• Затем текст произносится медленно, а дети повторяют движения ведущего.

• Дети заучивают стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями.

196. Речитативно-игровая композиция «Город-угадайка»

При выполнении композиции передвижения идут по кругу (построение: взрослый—ребенок — взрослый...). Текст игр «Волк на охоте», «Сказка про сороку» и упражнений-загадок произносит ведущий (дети говорят отгадки), остальные упражнения и игры выполняются под общую декламацию; упражнения-загадки «Лиса» и «Черепаха» читаются шепотом, а выделенные крупным шрифтом слова — громче остального текста. Упражнения-скороговорки повторяются 3 раза: медленно — умеренно — быстро.

«Большие ноги»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: