Особенности римской культуры

Римская культура изначально складывалась как синтетическая. Рим вел постоянные завоевательные войны. Присоединял к своим владениям новые территории и народы, Рим не упускал ничего из того, что казалось ему ценным. Способность вбирать в себя – открытость римской культуры определилась наличием точек соприкосновения с другими культурами, без чего культурный синтез попросту невозможен.

Эта открытость римской культуры обеспечила ей невероятную жизнеспособность. “Стартовав” почти одновременно с Грецией (греки началом своей истории считали 776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры; римляне – 753 г. до н.э. - основание Рима), Рим как политическая реальность пережил её на 7 веков. На каждом этапе Римской истории в его культуре на первый план выходили такие элементы (грани), которые позволяли органично вобрать в себя новое.

Исторические истоки римской культуры

Сведения о начальном (царском) периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций, знакомых каждому римлянину, хотя и не всегда понятных.

Этруски, у которых римляне переняли не только религиозные обряды, некоторые политические установления, но также музыку и даже способ изображения цифр, сами были подвержены греческому влиянию, что нашло отражение в дошедших до нас произведениях искусства. Таким образом, была подготовлена почва для встречи римской и греческой культур, почва, удобренная наличием в них общих черт.

Сходство греческой и римской культур

Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины, весь строй которой предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все граждане полиса. Речь идет о том, без чего не мыслил свою жизнь ни грек, ни римлянин. А он не мыслил её вне неразрывной связи отдельного человека с гражданской общиной, служить которой – долг и благо для каждого гражданина; без верховной власти народа; вне свободы и независимости, как для города, так и для граждан (при всех различиях в толковании свободы она всегда противопоставлялись рабству); вне теснейшей связи гражданской общины с её богами и полубогами, пекущимися о её делах, подающими знаки своей воли, но никогда не воспринимавшиеся как верховные грозные боги других народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: