Различие греческой и римской культур

У греков было славное прошлое (Троянская война), римляне же должны были утверждать себя в настоящем. Постоянные войны с соседями в значительной мере определяли традицию, строй жизни, да и саму историю Рима.

Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии всегда был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие.

Система ценностей римского гражданина

Война, железная воинская дисциплина требовала воинских же добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства, несовместимого с проявлением шумного веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Политическая карьера была возможной только через военную карьеру.

Роль права в римской культуре

Римский плебс, видимо, с гораздо большим трудом, чем афинский демос, добился своих побед, и победы эти были не столь полными. Борьба патрициев и плебеев стоила огромного напряжения сил с обеих сторон. В ходе её первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала её значение, но с другой - способствовала её формализации, детализации, исключала полет фантазии, поэтическое творчество в этой сфере.

Специфика римской религии

Отсюда невероятная веротерпимость римлян. В период Республики (510-30е гг. до н.э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны были не чувства людей, а конкретная “взятка” в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма от сжигаемых внутренностей и костей жертвенных животных (мясо съедали сами). Латинское слово “religio” означает “связь”. Предполагалось, что если при совершении религиозного акта все положенные формальности будут соблюдены полностью (“я даю тебе”), то налицо полная гарантия, что божество исполнит свои обязательства (“чтобы ты дал мне”).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: