Плюрализм культуры начала ХХ века

В первое послеоктябрьское десятилетие, до начала 30-х годов существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки. Философское россиеведение, поэзия, проза, музыка, образованность и духовность, многообразие художественных школ, направлений, поисков – все это неповторимое своеобразие подлинно духовной жизни было базой двадцатых годов, еще жило и дышало. В полном расцвете находилась и русская художественная культура, в том числе и инакомыслия. По-разному творческая интеллигенция относилась к новой культурной политике советского правительства. Одни поняли, что в новых условиях культурная традиция России будет либо распята, либо подчинена, другие пытались слушать ''музыку революции''. Третьим казалось, что революционные перемены освежат страну, омолодят культуру, и они шли ей навстречу, считая, что продолжают традицию свободомыслия и освобождения XIX века. В действительности, в теоретических разработках двадцатых годов было много тупикового и противоречивого. Например, для многих культурологических концепций того периода характерен узко классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации – Пролеткульт и РАПП.

Пожалуй, самые решительные перемены в двадцатые годы произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру необходимо было иметь творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художественную активность.

Несмотря на столкновение мнений, конфликты, двадцатые годы были весьма плодотворными для развития отечественной художественной культуры. Во многих областях искусства, в кино, литературе, изобразительном искусстве – это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же относится и к науке.

В 30-е годы в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один единственный художественный метод – метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: