Серебряный век русской культуры

В истории русской культуры конец XIX – начало XX в. получил название ''серебряного века'' русской культуры. Период ''переходных'' культур всегда драматичен, и всегда сложен, противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого, и формирующейся культурой нового типа. В сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Что нового привнес ''серебряный век'' в русскую культуру?

Во-первых, это менталитет человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью. Призывы философа Вл. Соловьева к необходимости активного сотрудничества человека и Бога становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Именно концепция В.С. Соловьева породила сложное, неоднозначное явление – религиозно-философский Ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.

Во-вторых, ''серебряный век'' в русской философии и культуре – это время отказа от ''социального'' человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке, господство мистического начала в культуре. Все это вновь обострило конфронтационность в среде интеллигенции, разделило ее, особенно после революции 1905 г.

Отношение к советской культуре

Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жесткого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры.

Сегодня к культуре советского периода существует два подхода – первый – это люмпенско-маргинальный, объявляющий ее культурой, не представляющей никакого интереса, мрачной ямой тоталитаризма.

Второй – это объемный, конкретно-исторический, с учетом противоречий развития. Наконец, культуру и историю советского периода нельзя рассматривать вне реальных противоречий общественной жизни, социальной психологии масс, вне контекста всей дореволюционной русской культуры и культуры русского зарубежья – иначе ее осмысление превратится в тупики ''черно-белого'' подхода, в суд над ней и народом, у которого трагическая, но творческая самобытная судьба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: