ВОЗ и Совет международных медицинских организаций постоянно обращаются к проблеме соблюдения морально-этических и правовых норм при организации и осуществлении противоэпидемических мероприятий. При этом постоянно подчеркивается наличие принципиально важного для эпидемиологической практики универсального конфликта между интересами и правами индивида, с одной стороны, и интересами общества - с другой, конфликта, заключающегося в том, что интересы общества в этой сфере нередко не только не совпадают с интересами индивида, но подчас прямо противоречат им. Приходится признать, что в России разработка этих вопросов лишь начинается. Между тем, поскольку масштабы постоянно осуществляемых мероприятий по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями настолько велики, что они в той или иной мере затрагивают интересы каждого гражданина в течение его жизни, можно утверждать, что рассмотрение этических и правовых аспектов эпидемиологии актуально с точки зрения всего населения страны. Важно при этом подчеркнуть, что морально-этические и правовые проблемы эпидемиологии имеют отчетливый политический аспект, поскольку трактовка их оказывается принципиально различной в тоталитарном и демократическом обществах.
|
|
В недалеком прошлом в нашей стране общественные ценности имели безусловный приоритет над индивидуальными. В связи с этим любые профилактические и противоэпидемические мероприятия осуществлялись с использованием методов принуждения посредством действовавших механизмов государственного командно-административного воздействия. Инструментом такого принуждения выступали Министерство здравоохранения как часть государственного аппарата и его учреждения на местах. При этом, с одной стороны, не признавалось право индивидуума на осознанный и свободный выбор распределяемых медицинских услуг, а с другой — не была юридически закреплена ответственность органов и учреждений здравоохранения и их сотрудников за ущерб, причиненный отдельным гражданам. Декларировавшееся право на возмещение «ятрогенного» ущерба не было подкреплено юридической или административной практикой.
В настоящее время в России правовые аспекты профилактической и противоэпидемической деятельности в общем виде закреплены в Конституции Российской Федерации. Доктрина соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья нашла отражение и в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятых Верховным Советом РСФСР 22 июля 1993 г. Кроме того, в соответствии с принятым 7 февраля 1992 г. законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», лица, пользующиеся медицинскими услугами, включая и мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями, защищаются от причинения вреда их здоровью и жизни вследствие некачественного оказания таких услуг. Необходимо также сослаться на закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., в котором регламентируется право граждан в судебном порядке жаловаться на неправомерные действия (решения) государственных органов или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан.
|
|
Наконец, нормативно-правовой, т.е. юридической основой деятельности по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями человека служит закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый 19 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается «такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности». Критерии безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности устанавливаются нормативными актами (санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы), обязательными для соблюдения всеми предприятиями, организациями и гражданами России. Законом оговариваются и права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Человек имеет право на:
- благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;
- своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и(или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
- получение полных и достоверных сведений о состоянии среды обитания, здоровья населения, эпидемиологической обстановки, качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды, о действующих санитарных правилах, принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах;
- участие в разработке, обсуждении и принятии государственных решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В современной России после принятия новой Конституции и новых законов в области здравоохранения и санэпиднадзора каждый гражданин получил право самостоятельно принимать решения в вопросах охраны собственного здоровья. Означает ли это, что политика обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России отныне должна полностью исключить практику принуждения при реализации противоэпидемических мероприятий и базироваться только на убеждении?
Рассмотрение этических и правовых аспектов деятельности по борьбе и профилактике инфекционных и паразитарных болезней должно исходить из того специфического и свойственного только болезням этого вида обстоятельства, что в отличие, например, от соматических болезней они представляют опасность не только для индивида, который подвергается риску заражения и заболевания, но и для окружающих его лиц. В связи с этим профилактика и борьба с инфекционными и паразитарными болезнями имеет целью обеспечение безопасности не только того лица, к которому применяются те или иные профилактические или противоэпидемические мероприятия, но одновременно и других лиц, в отношении которых данный индивид может послужить потенциальным источником заражения, т.е. стать социально опасным. Этими соображениями в основном и определяется заинтересованность общества в осуществлении профилактических или противоэпидемических мероприятий, которые, защищая каждого индивида, одновременно обеспечивают эпидемиологическое благополучие общества. Следовательно, обоснованием проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий служит общественный интерес. Именно с этим и связано то обстоятельство, что профилактические и противоэпидемические мероприятия приобретают подчас принудительный характер.
|
|