По марксистко-ленинской теории происхождения государства политическая власть является, одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Вместе с тем, марксистское понимание государства, которое воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
«Политическая власть по марксистко-ленинской теории – это организованное насилие одного класса для подавления другого». В. Леннин определял государство как орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом.
Данный подход содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада – в России и других странах СНГ.
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Демократическое, цивилизованное государство основывается на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. В настоящее время это наиболее высокая ступень во всей истории развития государства.
Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», но это не означает, что существующее государство является правовым. В действительности в приведенной норме правовое государство рассматривается как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте определение государства и охарактеризуйте его признаки.
2. Охарактеризуте признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества.
3. Что такое легитимность и легальность государственной власти?
4. Что такое сущность государства?