Тема 23. Мировая экономическая система

1. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Теория сравнительных преимуществ. Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни. ТНК и ТНБ.

2. Мировые рынки. Мировая инфраструктура. Мировой рынок рабочей силы. Международные валютные отношения. Мировой рынок капиталов. Платежный баланс.

3. Международная торговля. Протекционизм. Инструменты торговой политики (тарифные и нетарифные). Экономическая безопасность.

4. Международная экономическая интеграция и ее формы. Главные интеграционные группировки мира.

Ключевые слова:

Мировое хозяйство (мирохозяйственная система) – взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных стран, обычно функционирующие по согласованным правилам; последовательное объединение хозяйств разных стран в единую мировую систему.

Мировой рынок – международный рынок, в котором участвуют представители разных стран. В мировом рынке выделяют рынок труда (рабочей силы), сырья, топлива, сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, технологии, услуг, золота и других драгоценных металлов, алмазов, ссудных капиталов.

Международное разделение труда — процесс специализации работников и фирм различных стран на выполнении специфических видов трудовых операций или производстве определенных видов товаров.

Импорт — покупка (ввоз) иностранных товаров и услуг.

Импортная квота – экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национальной экономики, определяемый как отношение объема импорта к объему ВВП; одна из форм нетарифных ограничений импорта (стоимостных или натуральных) отдельных видов товаров или общей массы товаров страны или группы стран.

Экспорт — реализация товаров и услуг на внешнем рынке (вывоз товаров).

Экспортная квота — экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национальной экономики, определяемый как отношение объема экспорта к объему ВВП (в настоящее время мировая экспортная квота составляет примерно 28%); одна из форм нетарифных ограничений экспорта (стоимостных или натуральных) отдельных видов товаров или общей массы товаров.

Экспортный потенциал — доля ВВП, которую страна может реализовать на внешнем рынке без ущерба для собственного хозяйства.

Внешняя торговля – совокупность экспортно-импортных сделок данной страны с другими странами.

Внешнеторговая политика – комплекс государственных мер по регулированию экспортно-импортных операций. В зависимости от подходов, которые используются при ее проведении, различают политику свободной торговли и политику протекционизма. На практике большинство стран проводят внешнеторговую политику, сочетающую элементы протекционизма и свободно торговли: открывая свои рынки для одних товаров, используя различные инструменты торговых ограничений для других, спрос на которые может быть удовлетворен национальными производителями.

Политика свободной торговли (фритредерства) – политика, при которой отсутствуют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговые операции; государственная политика снижения таможенных пошлин и увеличения квот, поощрение импорта иностранной продукции. Сторонниками свободной торговли выступают, как правило, представители тех высокоразвитых стран, производители которых не боятся иностранной конкуренции.

Политика протекционизма – политика, использующая меры по стимулированию экспорта отечественной продукции и сдерживанию импорта зарубежных товаров; направленная на поддержку внутренней экономики при помощи торговых барьеров, высоких таможенных пошлин и низких квот на ввоз определенных видов продукции в страну, стимулирование вывоза товаров. Основными инструментами протекционизма являются тарифные и нетарифные меры.

Тарифные меры – основной инструмент торговой политики и государственного регулировании внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком, включающий таможенные пошлины и таможенные тарифы.

Таможенные пошлины – вид косвенного налога, увеличивающего стоимость и цену товара. Это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющиеся их условием.

Таможенные тарифы – это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок. Строятся на основе товарных классификаторов, группирующих товары в зависимости от отрасли (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые) и степени обработки (готовые изделия, полуфабрикаты, сырьё) многозначным цифровым кодом; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при ввозе или вывозе товара через границу. В этом случае понятие таможенного тарифа совпадает с понятием таможенной пошлины.

Нетарифные меры – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и∕или экспорту отечественных товаров на внешние рынки, включающий лицензирование, установление квот на экспорт и импорт товаров, проведение политики государственной монополии на внешнюю торговлю, технические стандарты, эмбарго, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые пошлины.

Лицензирование – это необходимость получения от государственных внешнеэкономических органов разрешения на осуществление внешнеторговых операций по товарной или географической структуре.

Государственная монополия внешней торговли – исключительное право государства и его организаций на осуществление экспортно-импортных операций. Государство, как правило, устанавливает свое исключительное право на торговлю товарами, имеющими стратегическое значение и являющимися источниками относительно высоких доходов.

Технические стандарты – меры контроля импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.

Эмбарго – полный запрет на торговлю определенным товаром.

Добровольное ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортёру под угрозой применения более жёстких запретительных мер.

Антидемпинговые пошлины – пошлины, направленные против демпинга.

Демпинг — продажа товаров на внешних рынках по ценам ниже нормальных в рыночных странах, в худшем случае – ниже издержек производства. Согласно законодательства некоторых стран, экспортная цена считается демпинговой, если она не менее чем на 20% ниже, чем на внутреннем рынке в стране производства товара, или на 8% ниже цены, существующей на мировом рынке.

Теории (модели) международной торговли – теория, отвечающие на вопрос, почему страны торгуют между собой и на чем они основывают свой выбор в международной специализации и внешней торговле. В течение двухвековой истории теорий международной торговли (начиная с конца XVIII в.) подавляющее большинство их авторов являлось приверженцами свободной, не регламентируемой государством торговли между отдельными странами.

Теория абсолютных преимуществ – теория международной торговли, сформулированная Адамом Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год), согласно которой стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т. е. имеются абсолютные преимущества. Смит отмечал, чтонаряду с естественными преимуществами стран, основанными на природном различии, существуют и приобретенные, основанные на знаниях и опыте.

Абсолютное преимущество – преимущество в международной торговле, которое имеет страна, производящая товар для продажи на внешнем рынке с меньшими затратами ресурсов в сравнении с другими странами, производящими и продающими тот же товар. Благодаря меньшим затратам страна, обладающая абсолютными преимуществами, может продавать товар на мировом рынке по более низким ценам, чем конкуренты.

Теория сравнительных преимуществ – теория международной торговли, родоначальник которой Давид Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения» (1819)). Эта теория включает в качестве частного случая теорию А. Смита. Суть теории сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество перед конкурентами. Если какая-то страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров, то и в этом случае страны, участвующие в международной торговле, получают безусловные выгоды, даже те из них, которые не обладают абсолютными преимуществами. Теория относительных преимуществ распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.

Сравнительное преимущество – преимущество в международной торговле, которое связано со способностью страны производить товары с меньшими альтернативными затратами по сравнению с другими экономическими субъектами.

Теория избыточных факторов производства (теория ХекшераОлина) – теория, сформулированная в 20—30-е годы XX в. шведскими экономистами Эли Хекшером (18791952) и Бертилем Олином (18991979), суть которойв том, что страны в разной степени и в различных соотношениях наделены факторами производства, поэтому каждая страна стремится экспортировать товары, в которых интенсивно используются избыточные для нее факторы производства, а импортировать товары с интенсивным использованием дефицитных факторов производства. Согласно этой теории одни товары являются трудоемкими, а другие — капиталоемкими. В стране, где трудовые ресурсы имеются в большем количестве, чем капитал, труд будет дешевым, а капитал — дорогим, и, наоборот, в стране с преобладанием капитала над трудовыми ресурсами труд будет дорогим, а капитал дешевым. Отсюда следует выгодное производство более дешевых товаров с использованием «сравнительно дешевого фактора производства». Таким образом, если Россия богато наделена минеральными ресурсами, а Германия технологией и управленческими ресурсами по производству машинно-технической продукции, то структура товарного обмена между странами очевидна. На основе этой теории в середине XX в, появляются теорема Рыбчинского, парадокс Леонтьева.

Парадокс Леонтьева – парадокс, обнаруженный в 1954 г. Василием Леонтьевым (19061999), в результате проверки на практике теории Хекшера—Олина. США в то время обладали избытком капитала,и в соответствии с теорией Хекшера—Олина они должны былиэкспортировать капиталоемкие товары. Однако результат исследований В.Леонтьева оказался обратным.Исследователь обнаружил, что, несмотря на избыток капитала и нехватку рабочей силы, США экспортировали болеетрудоемкую и менее капиталоемкую продукцию. По мнению В. Леонтьева, это произошло потому, что американский труд был высококвалифицированным и имел высокую производительность труда. Поэтому В. Леонтьев предложил конкретизировать факторы производства, в частности, он дифференцировал труд на квалифицированный и неквалифицированный. Изобилие квалифицированного труда приводит к экспорту товаров, изготовленныхсего помощью. Изобилие неквалифицированного труда приводит к экспорту товаров, произведенных с его участием.

Теорема Рыбчинского – теорема, сформулированная английским экономист польского происхождения Т. Рыбчинским в 1955 г. при эмпирическом анализе голландской экономики. Суть: при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов рост одного из факторов производства ведет к росту выпуска того товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и сокращению выпуска товаров в другом секторе. Из теории Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта. Так, открытие газового месторождения в Северном море в Голландии привело к сокращению промышленного экспорта Голландии. Деиндустриализация Голландии получила название «голландская болезнь».

Валюта – 1) денежная единица страны; 2) денежные знаки иностранных государств, а также кредитные платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта); 3) тип денежной системы государства (золотая валюта, бумажная валюта).

Валютный курс – цена национальной денежной единицы, выраженная валюте других стран. Объективной основой обмена различных валют является теория паритета покупательной способности валют. На валютный курс влияют спрос и предложение валюты на валютном рынке, состояние платежного баланса, уровень инфляции, межстрановая миграция краткосрочных капиталов, а также политические и военные факторы. Под влиянием этих факторов валютный курс может отклоняться от паритета покупательной способности валют. Если курс национальной валюты занижен по сравнению с ППС, то это приводит к выгодности экспорта, удорожанию импортных товаров, привлекательности инвестиций в данную страну, т.к. иностранцам при заниженном курсе выгодно закупать товары в данной стране на свою валюту; вместе с этим растет бремя внешних долгов, взятых в инвалюте, возникает импортируемая инфляция и др. последствия. Если курс национальной валюты завышен по сравнению с ППС, то наблюдаются обратные предыдущему варианту последствия, а именно, внутренние цены выше мировых, снижается выгодность экспорта, активизируется импорт, усиливается вывоз за рубеж прибылей, полученных от иностранных инвестиций, соответственно, сокращаются реинвестиции, происходит вывоз капиталов за границу («утечка капиталов»), возникают предпосылки для пассивного торгового и платежного балансов.

Девальвация валюты — официальное понижение стоимости денежной единицы, осуществляемое путем законодательного уменьшения золотого содержания денежной единицы или снижения курса бумажных знаков по отношению к золоту или к иностранной валюте. Девальвация используется для стабилизации валюты, поощряет экспорт, но увеличивает внешние долги государства, приводит к росту цен на импортные товары.

Ревальвация валюты — увеличение ранее установленной стоимости валюты по отношению к валютам других государств.

Система гибких (плавающих) валютных курсов — система, при которой цена валюты определяется в результате стихийного действия спроса и предложения на данную денежную единицу.

Система фиксированных валютных курсов — система, предполагающая закрепление государством за своей денежной единицей определенного содержания иностранной валюты.

Валютная котировка – определение курса валют.

Прямая котировка цена одной денежной единицы иностранной валюты выражается в денежных единицах национальной валюты.

Обратная котировка – цена национальной денежной единицы выражается в иностранной валюте.

Теория паритета покупательной способности валют – теория, предложенная в начале XX в. шведским экономистом Густавом Касселем, утверждающая, что обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в них. Теория ППС валют связывает динамику валютного курса с разницей между темпами инфляции внутри страны и за рубежом. Для сравнения используется набор из 300–400 наименований товаров-представителей («товарная корзина»).

Покупательная способность валюты – способность обмениваться на определенное количество товаров и услуг. С изменением цен в стране меняется и покупательная способность валюты, а значит, ее валютный курс.

Конвертируемость валюты – обратимость валюты в любую другую валюту; возможность обмена (конверсии) валюты данной страны на валюты других стран по действующему валютному курсу.

Конвертируемая валюта – валюта, которую можно свободно обменять на любую другую иностранную валюту или международную денежную единицу; обладает полной внутренней и внешней обратимостью, т. е. одинаковым режимом обмена для резидентов (физических и юридических лиц данной страны) и для нерезидентов (иностранных физических и юридических лиц).

Частично конвертируемая валюта — это валюта отдельных стран, в которых применяются ограничения для резидентов, а также по отдельным видам международных расчетов. Подобную валюту свободно можно обменять лишь на отдельные иностранные валюты.

Неконвертируемая валюта – национальная валюта, функционирующая только в пределах одной страны и не обмениваемая на другие иностранные валюты.

Внешний долг сумма обязательств государства по импорту товаров и предоставленным ему кредитам.

Вывоз капитала ­– расходы физических и юридических лиц страны на приобретение материальных и финансовых активов за границей.

Миграция капитала — движение капитала, денежных ресурсов из одной отрасли в другую, либо из одной страны в другую. Синоним — перелив капиталов.

Миграция рабочей силы — перемещение населения с целью заключения трудовых соглашений, связанное преимущественно с изменением места жительства и места работы. Виды миграции: безвозвратная (окончательная смена постоянного места жительства); временная ( переселение на достаточно большой срок); сезонная(перемещение в определенные периоды года); маятниковая (регулярные поездки к месту работы или учебы в другой местности); внутренняя(перемещениевнутри страны); внешняя(перемещение за пределы страны (эмиграция) и иммиграции в страну).

Торговый баланс – разница между товарным экспортом и товарным импортом.

Платежный баланс выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между сумой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу за определенный период (обычно за год). Состояние платежного баланса непосредственно влияет на курс валюты. Если платежный баланс активен (поступление валюты из-за границы больше платежей за границу), то курс иностранной валюты снижается, а национальной растет. Если платежный баланс пассивен, то курс иностранной валюты повышается, а национальной понижается.

Глобализация – усиление взаимозависимости хозяйственных систем разных стран, интернационализация экономики, установление идентичных правил ведения экономической деятельности.

Темы докладов, рефератов:

1. Теории внешней торговли.

2. Международное разделение труда как основа формирования мировой экономики и международных экономических отношений.

3. Протекционизм в мировой экономике.

4. Глобализация экономики: сущность, последствия.

5. Внешнеэкономическая политика современной России. Вступление в ВТО: плюсы и минусы.

6. Экономическая безопасность страны: характеристики, пороговые значения, угрозы.

7. Платежный баланс и его влияние на валютный курс.

8. Россия и ЕС: взаимоотношения и их перспективы.

9. Мировые рынки товаров и услуг.

10. Транснациональные корпорации (ТНК) как важный субъект международных экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: