Тема 24. Особенности переходной экономики России

1. Особенности государственного социализма в СССР. Специфика национального хозяйства в России и ее учет в ходе реформирования экономики.

2. Объективная необходимость хозяйственных реформ и основные направления реформирования экономики (либерализация хозяйственного оборота, макроэкономическая стабилизация, структурная перестройка экономики, разгосударствление экономики, формирование рыночной инфраструктуры, вхождение в «открытую экономику», демонополизация экономики, конверсия военного производства, аграрная реформа, дерегулирование экономики). Издержки реформирования российской экономики.

3. Альтернативная программа хозяйственных реформ. Стратегические цели России. Проблемы экономической безопасности.

Ключевые термины:

Переходный период в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции: 1) «градуализм»; 2) «шоковой терапии». Выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов добиваться осуществления выбранной экономической политики. Слабость государственного управления в России явилась одной из главных причин неудачного хода реформ, первоначально опиравшихся на либеральные принципы. Реформы привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, можно выделить неизбежные, необходимые, которые рассматриваются как закономерности переходного периода.

Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма – реформы в Китае.

«Шоковая терапия» – экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории. Согласно монетарной доктрине, главная задача государства в переходный период – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаризма. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение жестких бюджетных ограничений,означающих, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990―1991 гг. Почти все постсоциалистические страны в той или степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах (в Польше, Чехии, Эстонии) этот опыт был вполне успешен. В России радикальную экономическую реформу начало в 1992 г. либеральное правительство, проповедующее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Однако подлинной доктрины «шоковой терапии» в России не было, т. к. эта доктрина предполагает бездефицитный бюджет, а в России на протяжении 1992―1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5―10%; развернулась инфляционная спираль «цены – зарплата». В результате вместо быстрой финансовой стабилизации процесс растянулся на 4 года.

Институциональная трансформация – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций и замена ими старых правил и организаций, присущих административно-командной системе.

Закономерности переходного периода1) утрата государством функции единоличного распоряжения экономическими ресурсами. Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике: а) государство действует согласно установленным им же законам; б) формируется новый инструментарий для воздействия государства на экономику (преимущественно денежные, налоговые, валютные и иные финансовые регуляторы); в) компенсируя провалы рынка, занимается некоторыми производственными функциями, финансирует фундаментальную науку, охрану окружающей среды; 2) бюджетный кризис, связанный с тем, что сохранились высокие обязательства государства в виде финансирования социальной сферы, военно-промышленного комплекса, а в результате спада производства более чем в 2 раза по сравнению с началом 90-х гг., огромного теневого сектора, утечки капитала за границу и неудачной системы налогообложения доходная часть бюджета резко сократилась, произошло нарушение взаимоотношений между бюджетами разных уровней, что еще больше углубило кризис производства, породило хроническую задолженность по выплате заработной платы. Курс на займы внутри страны и на внешнем рынке ценных бумаг привел к образованию «государственной финансовой пирамиды» и к дефолту 1998 г.; 3) трансформационный спад, связанный с разрушением прежних плановых механизмов координации хозяйственной деятельности при слабых или отсутствующих рыночных механизмах. Опасность трансформационного спада связана не только в его масштабами, но и с тем, что наряду с неэффективными, неконкурентоспособными и устаревшими производствами сворачиваются и современные производства, особенно машиностроение, поскольку сокращается спрос на продукцию обрабатывающей промышленности, возрастает конкуренция импорта.

Общие направления реформирования экономических системмакроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация, демонополизация, интеграция в мировое хозяйство, либерализация экономики и цен, структурная перестройка экономики.

Макроэкономическая (финансовая) стабилизация – политика государства, предполагающая преодоление инфляции. В России антиинфляционная политика осуществлялась как за счет сжатия денежной массы, так и за счет привязки рубля к доллару в рамках валютного коридора. Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 г. закона о Центральном банке России, согласно которому ЦБ стал независим от исполнительной власти, правительству закрыт доступ «печатному станку». ЦБ ограничивал количество денег в обращении. В первой половине 1997 г. рост цен снизился до уровня менее 20 %. Однако дефолт 1998 г. привел к новому всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению денежно-финансовой системы. Инфляция и сегодня остается весьма высокой (более 10 %), что создает неопределенность и непредсказуемость экономического развития и препятствует осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов.

Приватизация – передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т.п. в частную собственность. Приватизация позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника – физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Приватизация осуществляется либо за деньги (денежная), либо посредством ваучеров – приватизационных чеков – ваучерная приватизация.

Ваучерная приватизация – форма приватизации, проводимая на бесплатной основе, через выдачу приватизационных чеков (ваучеров). В России в 1993―1994 гг. ваучерная приватизация проходила по одной из трех моделей: 1) 25% привилегированных акций передается трудовому коллективу, 10% обыкновенных акций продается на льготных условиях работникам, 5 % обыкновенных акций могут приобретать менеджеры; 2) 51% акций могли приобрести работники; 3) 30% акций получала группа менеджеров после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации. На 70―75% предприятий была выбрана вторая модель, которую называют инсайдерной.

Инсайдеры члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее.

Аутсайдеры – внешние собственники, покупатели акций со стороны.

Ваучер – приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия.

Денежная приватизация – форма приватизации на платной основе. В России «денежный» этап приватизации начался в 1995 г. и предусматривал продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Приватизация в 1995―1996 гг. осуществлялась в основном через залоговые аукционы, суть которых в том, что банки давали кредит правительству под залог государственной собственности, получали государственное имущество в «доверительное управление», а в дальнейшем становились собственниками этого имущества. С 1997 г. началась непосредственно продажа предприятий.

Структурный сдвиг — это изменение, перестройка отраслевой или региональной структуры экономики. Целями структурных сдвигов являются: установление эффективной экономической структуры народного хозяйства; недопущение спада производства; достижение макроэкономического равновесия; формирование рыночных отношений; решение социальных проблем. Структурные сдвиги происходят и в развитых, и в развивающихся странах.

Структурные сдвиги в переходной экономике России – изменения в отраслевой структуре национальной экономике. За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше – отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности, ориентированные на экспорт. Произошло «утяжеление» экономической структуры, т.е. снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности. Темп прироста ВВП за счет экспорта нефти и других сырьевых ресурсов еще слишком значителен и ставит экономику страны в сильную зависимость от состояния конъюнктуры мировых цен на нефть. Сохраняется фрагментарный характер российской экономики, различные сектора, отрасли и подотрасли развиваются в автономном режиме. Отсутствует целостность экономической системы, сбалансированность всех составляющих. Так, нефтедобывающий сектор развивается без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру; инвестиции в реальный сектор практически не связаны со сбережениями; значительны уровень и темпы экономического развития различных регионов страны.

Структурная перестройка экономики – изменение структуры экономики применительно к изменяющимся условиям рынка. Различается структурная перестройка в стабильной обстановке сложившихся рыночных отношений и в переходный период, связанный с социальными (институциональными) преобразованиями. Структурная перестройка требует: ликвидации убыточных производств; создания новых высокоэффективных рабочих мест; переориентации производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции; увеличения инвестиций, в том числе иностранных. Структурная перестройка российской экономики осуществляется в процессе замены централизованного планирования управлением, основанным на использовании рыночных инструментов, что обусловливает особенно крупные масштабы, глубину и сложность изменений в производстве, сфере распределения и социальных отношениях в обществе. Отражается системой макроэкономических показателей, показателями отраслевой и территориальной статистики, статистикой институциональных изменений (формирование многоукладной экономики, приватизация, акционирование, развитие малого бизнеса, фондового рынка).

Либерализация – отмена или ослабление государственного контроля над разными видами экономической деятельности и экономическими параметрами (ценой, зарплатой, ставкой процента, обменным курсом); во внешнеторговой сфере – постепенная отмена количественных ограничений, установленных соответствующими государственными органами страны.

Либерализация цен – освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров.

Либерализация экономики – расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.

Демонополизация – проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существование конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

Темы докладов, рефератов:

1. Государственный социализм в СССР и его черты.

2. Экономические реформы в России: необходимость и основные направления.

3. Реформирование экономики и национальные особенности России.

4. «Шоковая терапия» и её последствия для России.

5. Итоги разгосударствления и приватизации в российской экономике.

6. Либерализация цен: необходимость и последствия для России.

7. Теневая экономика. Коррупция. Неформальная экономика.

8. Демонополизация экономики как направление реформирования российской экономики.

9. Экономическая безопасность России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: