Показатели уровня биологического развития школьников

(Кардашенко В.Н., 1983)

Возраст в годах Длина тела, см (М ± s) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
  М₇±s 4-6 7±3  
  М₈±s 4-6 12±2  
  М₉±s 4-6 14±2  
  М₁₀±s 4-6 18±3  
  М₁₁±s 4-6 20±4 Ах₀Р₀
  М₁₂±s 4-6 24±3 Ах₀Р₀‚₁V₁
  М₁₃±s 7-10 27±1 Ax₀P₁V₁L₀,₁
  М₁₄±s 7-10   Ax₁P₂V₁,₂F₀,₁L₀,₁
  М₁₅±s 4-7   Ax₂P₃V₂F₁L₁,₂
  М₁₆±s 3-4   Ax₃P₃,₄V₂F₁,₂L₂
  - 1-2   Ax₃P₄V₂F₂,₃L₂
Девочки
  М₇±s 4-5 9±3  
  М₈±s 4-5 12±3  

Продолжение таблицы 2

Возраст в годах Длина тела, см (М ± s) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов (М ± s) Степень развития вторичных половых признаков
Девочки
  М₉±s 4-5 15±3  
  М₁₀±s 4-5 19±3 Ax₀P₀Ma₀
  М₁₁±s 6-8 21±3 Ax₀,₁P₀,₁Ma₁
  М₁₂±s 6-8 25±2 Ax₁,₂P₁,₂Ma₂
  М₁₃±s 4-6   Ax₂,₃P₂,₃Ma₂,₃ Menarche
  М₁₄±s 2-4   Ax₂,₃P₃Ma₃ Menses
  М₁₅±s 1-2   Ax₃P₃Ma₃ Menses
  - 1-2   Ax₃P₄Ma₃,₄ Menses
  - 0-1   Ax₃P₃Ma₄ Menses

В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов, в старшем возрасте – характер погодовых прибавок длины тела и степень выраженности вторичных половых признаков.

Пользуясь данной таблицей и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него.

При отставании или опережении большинства показателей на 2 года и более следует констатировать отставание или ускорение темпов возрастного развития.

2) Морфофункциональное состояние организма определяют по показателям массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия используют измерение толщины подкожножировой складки.

Для определения морфофункционального состояния организма по шкалам регрессии находят показатель роста обследуемого, а также соответствующую данному росту величину массы тела. Затем сравнивают массу тела обследуемого с должной и вычисляют разницу между ними, путем деления фактического отклонения на величину сигмы регрессии находят сигмальное отклонение. Таким же образом определяют величину сигмального отклонения для окружности груди, для функциональных показателей (жизненной емкости легких, мышечной силе рук).

Гармоничным следует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы М + 1s. Исключение составляют те случаи, когда масса тела превышает должную более чем на одну сигму, за счет развития мускулатуры. Функциональные показатели соответствуют возрастной норме в пределах одной сигмы или превышают ее.

Дисгармоничным следует считать морфофункциональное состояние, при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину –1,1s-2,0s; или на +1,1+2s за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах –1,1s-2,0s.

Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние при котором масса тела и окружность груди не соответствуют росту на величину -2,1s и ниже; или на +2,1s и выше за счет повышенного жироотложения. Функциональные показатели находятся в пределах -2,0s и ниже.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: