Правило

Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.

Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.

Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного то­вара — это такая выручка от реализации, которая покрывает пере­менные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежу­точная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).

Порог безубыточности, шт. = прямые постоянные затраты / валовая маржа на единицу товара.

Порог безубыточности, шт. = Ипр пос/ВМед

Порог безубыточности, руб. = прямые постоянные затраты / доля валовой маржи в выручке от данного товара.

Порог безубыточности, руб. = Ипр пос/αвм в выр

Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, кото­рая покрывает не только переменные и прямые постоянные затра­ты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных посто­янных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.

Порог рентабельности, шт. = прямые и косвенные постоянные затраты / валовая маржа на единицу товара.

Порог рентабельности, шт. = Ипос/ ВМед

Порог рентабельности, руб. = прямые и косвенные постоянные затраты / доля валовой маржи в выручке от данного товара.

Порог рентабельности, руб. =Ипос/ αвм в выр

Пример

Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности това­ра по следующим данным (все абсолютные показатели — в тыс. руб.):

Цена реализации 500

Объем реализации за год 100 шт.

Выручка за год 500*100=50 000

Переменные затраты на единицу товара 380

Валовая маржа на единицу продукции 500-380 = 120

Валовая маржа 120 *100=12 000

Доля валовой маржи в выручке 12 000/50 000=0,24

Прямые постоянные затраты на товар 7 000

Промежуточная маржа 12 000-7 000=5 000

Доля промежуточной маржи в выручке 5 000/50 000=0,1

Косвенные постоянные затраты 3 000

Прибыль 5 000 - 3 000 =2 000

Решение

Порог безубыточности = 7 000: 120 = 58,3 шт. (т. е., естествен­но, 59), или 7 000: 0,24 = 29166,70 тыс. руб. Таким образом, данный товар участвует в покрытии постоянных затрат предпри­ятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше означает нести прямые убытки:

Выручка от реализации 500*59=29500

Переменные затраты 380*59=22420

Валовая маржа 120*59=7080

Прямые постоянные затраты 7000

Промежуточная маржа 7080-7000=80

(практически ноль)

Порог рентабельности = (7 000+3 000)/120 = 83,3 шт.

Порог рентабельности = (7 000+3 000)/0,24 = 42 000 тыс. руб.

2. Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии косвенных постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:

12 мес./100 шт. * 59 шт.=7,08 мес.,

а получать свою прибыль начнет в самом начале ноября:

12 мес/ 100 шт..*84 шт.= 10,08 мес.

Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жиз­ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по­рога рентабельности:

Выручка

Выход на рынок

В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказы­ваться.

Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовы­ми аспектами политики предприятия, а также — и, возможно, это главное — учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря,как только проме­жуточная маржа становится отрицательной.

Пример

Выявление наиболее выгодных товаров с помощью углубленно­го операционного анализа.

Предприятие по изготовлению сложного оборудования выбира­ет наиболее выгодный из трех типов станков, предлагаемых к про­изводству, по следующим данным (руб.):

Суммарные затраты предприятия в анализируемый период — 4 000 000.

Суммарные переменные затраты на все станки — 3 000 000, в том числе:

I тип станков — 1 200 000;

II тип станков — 1 200 000;

III тип станков — 600 000.

Суммарные прямые постоянные затраты на все три станка — 600 000, в том числе:

I тип станков — 100 000;

II тип станков — 200 000;

III тип станков — 300 000.

Постоянные затраты предприятия (косвенные постоянные за­траты) — 400 000.

Для принятия управленческого решения составляется таблица:

Элементы операционного анализа I тип станков II тип станков III тип станков
1. Выручка от реализации 1 500 000 2 000 000 1 100000
2. Переменные затраты 1 200 000 1 200 000 600 000
3. Валовая маржа (1) - (2) 300 000 800 000 500 000
4. Доля валовой маржи в выруч­ке (3): (1) 0,2 0,4 0,455
5.Прямые постоянные затраты   200 000 300 000
6. Сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат (2)+(5) 1 300 000 1 400 000 900 000
7.Промежуточная маржа (3)-(5) 200 000 600 000 200 000
8. Доля промежуточной маржи в выручке (7): (1) 0,133 0,3 0,183

При анализе таблицы появляется соблазн охарактеризовать III и II типы станков как наиболее выгодную для предприятия про­дукцию, ибо доля валовой маржи в выручке у этих станков наи­большая (0,455 и 0,4). Но в дальнейшем выясняется, что именно станки третьего типа требуют крупных прямых постоянных затрат (инвестиции, инженерное обеспечение и т. п.), и вследствие этого рентабельность данных изделий может оказаться гораздо скром­нее, чем можно было предположить по величине доли валовой маржи в выручке. Напротив, станки первого типа приносят сла­бую валовую маржу (0,2), но требуют незначительных инвестиций и прочих прямых постоянных затрат (100 000 руб.). Поэтому доля промежуточной маржи станков I и III типа в выручке оказывается близкой (0,133 и 0,183). Таким обра­зом, производство станков типа I и типа III почти равнозначно.

Но, конечно же, поскольку подобный показатель для станков вто­рого типа лидирует со значительным отрывом (0,3 против 0,183 и 0,133), станки именно этого типа принимают на себя наибольшую часть постоянных затрат всего предприятия (Доля промежуточной маржи в выручке =0,3) и обладают наиболь­шей рентабельностью и инвестиционной привлекательностью. Итак, наш выбор - станки типа II.

2.5. Распределение прибыли. Дивидендная политика и политика развития производства.

Часть нарабатываемой предприятием чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. Так, к примеру, если прибыль после уплаты налога равна 100 тыс. руб., а сумма дивидендов — 23 тыс. руб., то НР равна 23% или 0,23.

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производ­ства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить соб­ственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от фина­нсирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же предприятие решается и на то, и на другое, то приходится «разъ­единять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой распределения и процентом увеличе­ния собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР).

Если, к примеру, при РСС = 20% предприятие распределяет на дивиденды 1/4 прибыли (НР = 0,25), то

ВТР = РСС * (1 - НР)

ВТР = 20% * (1 - 0,25) = 15%.

Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной полити­ки в сочетанием с финансовым прогнозированием на примере предприятия, имеющего следующую структуру аналитического баланса:

Актив за вычетом кредиторской задолженности — АКТИВ=10 млн. руб. В пассиве — СС =4 млн. руб. собственных и ЗС=6 млн. руб. заемных средств.

Оборот составляет Оборот= 30 млн. руб. НРЭИ достигает НРЭИ= 1,8 млн. руб.

Коммерческая маржа (КМ =НРЭИ/ОБОРОТ * 100 =1,8/30*100 = 6%) равна 6%. Задолженность обходится предприятию в среднем в 14% (СРСП = 14%). Условная ставка налогообложения прибыли составляет Нпр =0,2.

Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33).

Рассчитаем ключевые показатели.

КТ= оборот/актив =30/10 =3

ЭР=КМ*КТ = 6%*3= 18%.

Экономическая рентабельность равна 18%.

Эффект финансового рычага = (1-0,2)(ЭР – СРСП)*ЗС/СС =

=0,8*(18% - 14%)*6 млн. руб./4 млн. руб. = 4,8 %

РСС = (1-0,2)*ЭР + эффект финансового рычага =0,8*18%+4,8% = 14,4%+4,8% = 19,2%.

ВТР = РСС * (1 - НР) = 19,2% * (1 - 0,33) = 12,86%.

Таким образом, предприятие при внутренних темпах роста 12,86% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. руб. до СС1 = 4* 1,1286=4,5152 млн. руб. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами(6/4 =1,5)

ЗС1 =1,5*СС1 =1,5*4,5152 =6,77 млн. руб, можно довести за­долженность до 6,77 млн. руб.

ПАССИВ1 =ЗС1+СС1 = 6,77 +4,5152 =11,29

∆ПАССИВ% =ПАССИВ1/ПАССИВ*100 -100

∆ПАССИВ% = 11,29/10*100 -100 =12,86%

Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объ­ем (не считая долговых обязательств поставщикам) до (6,77 млн. руб. + 4,52 млн. руб.) = 11,29 млн. руб. Это плюс 12,86% по срав­нению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 12,86% и составитАКТИВ1 = 11,29 млн. руб. Вы замечаете? Сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста — на столько процен­тов можем увеличить и актив.

Поэтому первый вывод: при неизменной структуре пассива внут­ренние темпы роста применимы к возрастанию актива.

Далее, если коэффициент трансформации, равный трем, под­держивается на прежнем уровне, то актив объемом 11,29 млн. руб.

КТ = ОБОРОТ/АКТИВ = 30/10 =3

Оборот1 =КТ*АКТИВ1

Оборот1 =3* 11,29 =33,87

∆ОБОРОТ% = ОБОРОТ1/ОБОРОТ*100 -100 =

∆ОБОРОТ% = 33,87/30*100 -100 =12,86%

принесет 33,87 млн. руб. оборота. Опять плюс 12,86%!

Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.

Сделанные выводы открывают прямой и короткий путь к овла­дению одним из главных методов финансового прогнозирова­ния — методом формулы. В прогностических вариантных расче­тах по этому способу начинают, как правило, с постановки цели: добиться такого-то увеличения оборота.

Итак, предприятие ставит цель: добиться 20%-ного прираще­ния оборота. Что для этого необходимо и какой может оказаться норма распределения?

ВТР1 =20%

ВТР = РСС * (1 - НР) = 19,2% * (1 - НР) = 20%.

1 –НР =20%/19,2

НР =1 -20%/19,2 = -0,04

Уже подсчитано, что без структурных изменений, «своим ходом» обеспечивается рост оборота на 10,69%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36,0 млн. руб. Под него при КТ, равном трем, надо 12,0 млн. руб. актива (у нас пока 11,08 млн. руб.) и столько же пассива

Попробуем компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн. руб. и одновременно заимствуем 0,46 млн. руб.

Тогда ЗС: СС = (6 млн. руб. + 1,2 млн. руб.): (4 млн. руб. + 0,8 млн. руб.) = 1,5. Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упро­щенное решение. Зачастую не только можно, но и должно произ­вести структурные изменения:

если удастся улучшить коэффициент трансформации (напри­мер, нарастить выручку и сэкономить на управленческих и др. расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% актив ради 20%-ного увеличения оборота;

благодаря этому, возможно, удастся отыграть сколько-нибудь процентных пунктов коммерческой маржи (скажем, получить семь процентов вместо шести процентов);

одновременно распределить на дивиденды не 33, а 14% при­были.

При таких условиях предприятие получит рентабельность соб­ственных средств на уровне 23,3%, а ВТР на уровне 20,038%:

РСС = 2/3 ЭР + ЭФР;

РСС = 2/3 (7% * 3,2) + 2/3 (22,4% - 14%) * 1,5 = 23,3%;

ВТР = РСС (1 - НР) = 23,3% * 0,86 = 20,038%.

Цель достигнута: внутренние темпы роста и процент увеличе­ния оборота совпали, следовательно, 14%-ная норма распределения выбрана верно.

Как примирить интересы акционеров с необходимостью доста­точного финансирования развития? Чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинанси­рование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях).

Но ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая доста­точной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скиды­вать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капи­талом.

Модель расчетов по дивидендной политике, приведенная в этой главе, несложна, изящна и отлично зарекомендовала себя на практике.

Но прежде чем начать расчеты, необходимо:

а) определить норму распределения прибыли на дивиденды, при­няв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств — ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже соци­ально-психологические аспекты бизнеса;

б) определить приемлемую для Вас методику дивидендных вы­плат. Для этого можно воспользоваться нижеследующей табли­цей:

 

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: