Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.
Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.
Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).
Порог безубыточности, шт. = прямые постоянные затраты / валовая маржа на единицу товара.
Порог безубыточности, шт. = Ипр пос/ВМед
Порог безубыточности, руб. = прямые постоянные затраты / доля валовой маржи в выручке от данного товара.
Порог безубыточности, руб. = Ипр пос/αвм в выр
Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Порог рентабельности, шт. = прямые и косвенные постоянные затраты / валовая маржа на единицу товара.
Порог рентабельности, шт. = Ипос/ ВМед
Порог рентабельности, руб. = прямые и косвенные постоянные затраты / доля валовой маржи в выручке от данного товара.
Порог рентабельности, руб. =Ипос/ αвм в выр
Пример
Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности товара по следующим данным (все абсолютные показатели — в тыс. руб.):
Цена реализации 500
Объем реализации за год 100 шт.
Выручка за год 500*100=50 000
Переменные затраты на единицу товара 380
Валовая маржа на единицу продукции 500-380 = 120
Валовая маржа 120 *100=12 000
Доля валовой маржи в выручке 12 000/50 000=0,24
Прямые постоянные затраты на товар 7 000
Промежуточная маржа 12 000-7 000=5 000
Доля промежуточной маржи в выручке 5 000/50 000=0,1
Косвенные постоянные затраты 3 000
Прибыль 5 000 - 3 000 =2 000
Решение
Порог безубыточности = 7 000: 120 = 58,3 шт. (т. е., естественно, 59), или 7 000: 0,24 = 29166,70 тыс. руб. Таким образом, данный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше означает нести прямые убытки:
Выручка от реализации 500*59=29500
Переменные затраты 380*59=22420
Валовая маржа 120*59=7080
Прямые постоянные затраты 7000
Промежуточная маржа 7080-7000=80
(практически ноль)
Порог рентабельности = (7 000+3 000)/120 = 83,3 шт.
Порог рентабельности = (7 000+3 000)/0,24 = 42 000 тыс. руб.
2. Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии косвенных постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:
12 мес./100 шт. * 59 шт.=7,08 мес.,
а получать свою прибыль начнет в самом начале ноября:
12 мес/ 100 шт..*84 шт.= 10,08 мес.
Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жизненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два порога рентабельности:
Выручка |
|
В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказываться.
Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовыми аспектами политики предприятия, а также — и, возможно, это главное — учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упадка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар становится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря,как только промежуточная маржа становится отрицательной.
Пример
Выявление наиболее выгодных товаров с помощью углубленного операционного анализа.
Предприятие по изготовлению сложного оборудования выбирает наиболее выгодный из трех типов станков, предлагаемых к производству, по следующим данным (руб.):
Суммарные затраты предприятия в анализируемый период — 4 000 000.
Суммарные переменные затраты на все станки — 3 000 000, в том числе:
I тип станков — 1 200 000;
II тип станков — 1 200 000;
III тип станков — 600 000.
Суммарные прямые постоянные затраты на все три станка — 600 000, в том числе:
I тип станков — 100 000;
II тип станков — 200 000;
III тип станков — 300 000.
Постоянные затраты предприятия (косвенные постоянные затраты) — 400 000.
Для принятия управленческого решения составляется таблица:
Элементы операционного анализа | I тип станков | II тип станков | III тип станков |
1. Выручка от реализации | 1 500 000 | 2 000 000 | 1 100000 |
2. Переменные затраты | 1 200 000 | 1 200 000 | 600 000 |
3. Валовая маржа (1) - (2) | 300 000 | 800 000 | 500 000 |
4. Доля валовой маржи в выручке (3): (1) | 0,2 | 0,4 | 0,455 |
5.Прямые постоянные затраты | 200 000 | 300 000 | |
6. Сумма прямых переменных и прямых постоянных затрат (2)+(5) | 1 300 000 | 1 400 000 | 900 000 |
7.Промежуточная маржа (3)-(5) | 200 000 | 600 000 | 200 000 |
8. Доля промежуточной маржи в выручке (7): (1) | 0,133 | 0,3 | 0,183 |
При анализе таблицы появляется соблазн охарактеризовать III и II типы станков как наиболее выгодную для предприятия продукцию, ибо доля валовой маржи в выручке у этих станков наибольшая (0,455 и 0,4). Но в дальнейшем выясняется, что именно станки третьего типа требуют крупных прямых постоянных затрат (инвестиции, инженерное обеспечение и т. п.), и вследствие этого рентабельность данных изделий может оказаться гораздо скромнее, чем можно было предположить по величине доли валовой маржи в выручке. Напротив, станки первого типа приносят слабую валовую маржу (0,2), но требуют незначительных инвестиций и прочих прямых постоянных затрат (100 000 руб.). Поэтому доля промежуточной маржи станков I и III типа в выручке оказывается близкой (0,133 и 0,183). Таким образом, производство станков типа I и типа III почти равнозначно.
Но, конечно же, поскольку подобный показатель для станков второго типа лидирует со значительным отрывом (0,3 против 0,183 и 0,133), станки именно этого типа принимают на себя наибольшую часть постоянных затрат всего предприятия (Доля промежуточной маржи в выручке =0,3) и обладают наибольшей рентабельностью и инвестиционной привлекательностью. Итак, наш выбор - станки типа II.
2.5. Распределение прибыли. Дивидендная политика и политика развития производства.
Часть нарабатываемой предприятием чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая часть «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (НР), которая показывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. Так, к примеру, если прибыль после уплаты налога равна 100 тыс. руб., а сумма дивидендов — 23 тыс. руб., то НР равна 23% или 0,23.
Чистая рентабельность собственных средств (РСС) очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если РСС равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же предприятие решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой распределения и процентом увеличения собственных средств, т. е. внутренними темпами роста (ВТР).
Если, к примеру, при РСС = 20% предприятие распределяет на дивиденды 1/4 прибыли (НР = 0,25), то
ВТР = РСС * (1 - НР)
ВТР = 20% * (1 - 0,25) = 15%.
Рассмотрим основные этапы разработки дивидендной политики в сочетанием с финансовым прогнозированием на примере предприятия, имеющего следующую структуру аналитического баланса:
Актив за вычетом кредиторской задолженности — АКТИВ=10 млн. руб. В пассиве — СС =4 млн. руб. собственных и ЗС=6 млн. руб. заемных средств.
Оборот составляет Оборот= 30 млн. руб. НРЭИ достигает НРЭИ= 1,8 млн. руб.
Коммерческая маржа (КМ =НРЭИ/ОБОРОТ * 100 =1,8/30*100 = 6%) равна 6%. Задолженность обходится предприятию в среднем в 14% (СРСП = 14%). Условная ставка налогообложения прибыли составляет Нпр =0,2.
Распределяется на дивиденды 1/3 чистой прибыли (НР = 0,33).
Рассчитаем ключевые показатели.
КТ= оборот/актив =30/10 =3
ЭР=КМ*КТ = 6%*3= 18%.
Экономическая рентабельность равна 18%.
Эффект финансового рычага = (1-0,2)(ЭР – СРСП)*ЗС/СС =
=0,8*(18% - 14%)*6 млн. руб./4 млн. руб. = 4,8 %
РСС = (1-0,2)*ЭР + эффект финансового рычага =0,8*18%+4,8% = 14,4%+4,8% = 19,2%.
ВТР = РСС * (1 - НР) = 19,2% * (1 - 0,33) = 12,86%.
Таким образом, предприятие при внутренних темпах роста 12,86% имеет возможность увеличить собственные средства с 4 млн. руб. до СС1 = 4* 1,1286=4,5152 млн. руб. Но тогда, не нарушая соотношения между заемными и собственными средствами(6/4 =1,5)
ЗС1 =1,5*СС1 =1,5*4,5152 =6,77 млн. руб, можно довести задолженность до 6,77 млн. руб.
ПАССИВ1 =ЗС1+СС1 = 6,77 +4,5152 =11,29
∆ПАССИВ% =ПАССИВ1/ПАССИВ*100 -100
∆ПАССИВ% = 11,29/10*100 -100 =12,86%
Значит, не меняя структуры пассива, можно увеличить его объем (не считая долговых обязательств поставщикам) до (6,77 млн. руб. + 4,52 млн. руб.) = 11,29 млн. руб. Это плюс 12,86% по сравнению с прошлым периодом. Соответственно и актив возрастет на 12,86% и составитАКТИВ1 = 11,29 млн. руб. Вы замечаете? Сколько процентов насчитаем внутренних темпов роста — на столько процентов можем увеличить и актив.
Поэтому первый вывод: при неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива.
Далее, если коэффициент трансформации, равный трем, поддерживается на прежнем уровне, то актив объемом 11,29 млн. руб.
КТ = ОБОРОТ/АКТИВ = 30/10 =3
Оборот1 =КТ*АКТИВ1
Оборот1 =3* 11,29 =33,87
∆ОБОРОТ% = ОБОРОТ1/ОБОРОТ*100 -100 =
∆ОБОРОТ% = 33,87/30*100 -100 =12,86%
принесет 33,87 млн. руб. оборота. Опять плюс 12,86%!
Второй вывод: при неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.
Сделанные выводы открывают прямой и короткий путь к овладению одним из главных методов финансового прогнозирования — методом формулы. В прогностических вариантных расчетах по этому способу начинают, как правило, с постановки цели: добиться такого-то увеличения оборота.
Итак, предприятие ставит цель: добиться 20%-ного приращения оборота. Что для этого необходимо и какой может оказаться норма распределения?
ВТР1 =20%
ВТР = РСС * (1 - НР) = 19,2% * (1 - НР) = 20%.
1 –НР =20%/19,2
НР =1 -20%/19,2 = -0,04
Уже подсчитано, что без структурных изменений, «своим ходом» обеспечивается рост оборота на 10,69%. А необходимо плюс 20%. Тогда оборот составит 36,0 млн. руб. Под него при КТ, равном трем, надо 12,0 млн. руб. актива (у нас пока 11,08 млн. руб.) и столько же пассива
Попробуем компромиссный вариант: чтобы поддержать на прежнем уровне соотношение заемных и собственных средств, увеличим собственные средства на 0,46 млн. руб. и одновременно заимствуем 0,46 млн. руб.
Тогда ЗС: СС = (6 млн. руб. + 1,2 млн. руб.): (4 млн. руб. + 0,8 млн. руб.) = 1,5. Система не разбалансируется, можно оставлять прежнюю норму распределения. Но это, конечно, упрощенное решение. Зачастую не только можно, но и должно произвести структурные изменения:
если удастся улучшить коэффициент трансформации (например, нарастить выручку и сэкономить на управленческих и др. расходах) до 3,2, то не придется увеличивать на 20% актив ради 20%-ного увеличения оборота;
благодаря этому, возможно, удастся отыграть сколько-нибудь процентных пунктов коммерческой маржи (скажем, получить семь процентов вместо шести процентов);
одновременно распределить на дивиденды не 33, а 14% прибыли.
При таких условиях предприятие получит рентабельность собственных средств на уровне 23,3%, а ВТР на уровне 20,038%:
РСС = 2/3 ЭР + ЭФР;
РСС = 2/3 (7% * 3,2) + 2/3 (22,4% - 14%) * 1,5 = 23,3%;
ВТР = РСС (1 - НР) = 23,3% * 0,86 = 20,038%.
Цель достигнута: внутренние темпы роста и процент увеличения оборота совпали, следовательно, 14%-ная норма распределения выбрана верно.
Как примирить интересы акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития? Чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях).
Но ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.
Модель расчетов по дивидендной политике, приведенная в этой главе, несложна, изящна и отлично зарекомендовала себя на практике.
Но прежде чем начать расчеты, необходимо:
а) определить норму распределения прибыли на дивиденды, приняв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств — ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже социально-психологические аспекты бизнеса;
б) определить приемлемую для Вас методику дивидендных выплат. Для этого можно воспользоваться нижеследующей таблицей:
Глава 3