Различия экономических школ в теоретическом обосновании денег и их функций. Уравнение И.Фишера

По мнению К. Маркса, стоимость выступает в форме меновой стоимости, т.е. количественного выражения, пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Товар, служащий для выражения стоимости другого товара, находится в эквивалентной форме стоимости.

Развитие общественного разделения труда и обмена привело к переходу от простой, единичной или случайной формы стоимости к денежной. Деньги стали всеобщим эквивалентом. Маркс выделял пять функций денег:

1. как мера стоимости они измеряют стоимость всех товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами не требует реального наличия денег у товаровладельцев: деньги при выполнении ими функции меры стоимости выступают как идеальные, мысленно представляемые деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара;

2. как средство обращения деньги выступают посредниками в процессах купли-продажи товаров;

3. как средство платежа они используются при продаже товаров в кредит и при погашении других обязательств;

4. деньги как средство образования сокровищ извлекаются из обращения;

5. в функции мировых денег деньги «сбрасывают свои национальные мундиры» и выступают как золото (и серебро).

Согласно неоклассической теории, деньги – это ликвидные активы, выполняющие три функции: единицы счета (меры стоимости), средства обращения (включает и функцию средства платежа), средства сбережения (накопления). Функция мировых денег в условиях демонетизации золота не выделяется.

Уравнение обмена количественной теории денег (уравнение И. Фишера) определяет зависимость между общим уровнем цен (P) и предложением денег (M) следующим образом:

MV= PQ, где

V – скорость обращения денежной единицы,

Q – количество товаров и услуг, проданных за год,

PQ – номинальный объем ВВП.

4. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

Спрос (demand) – форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. К факторам (детерминантам) спроса относятся:

- цена товара. Между изменением цены (P) и изменением объема спроса (Qd) существует обратная зависимость, которая графически описывается кривой спроса, представленной в виде линейной функции Qd = a – bP (Рис.4), в виде степенной функции Qd = aPb, где b<0 (Рис.5). Согласно закону спроса: если цена какого-либо товара повышается, то спрос (при прочих равных условиях) будет предъявлен на меньшее количество данного товара и наоборот;

- количество покупателей;

- средний доход потребителя. Различают товары: нормальные, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, и низкокачественные (низшего ранга) - на которые уменьшается;

- цены на товары-заменители (субституты): если снизится цена на кофе, уменьшится спрос на чай;

- цены на дополняющие (комплементарные) товары: высокие цены на запасные части и услуги по ремонту сдерживает спрос на ряд марок автомобилей;

- вкусы потребителей;

- ожидания потребителей. В условиях инфляции потребители привыкают к постоянному росту цен и не снижают, а напротив, увеличивают свой спрос на товары, опасаясь дальнейшего повышения цен на них (адаптивные инфляционные ожидания);

- природные факторы, объясняющие сезонные колебания спроса.

Изменение цены ведет к изменению объема (величины) спроса и графически

показывается перемещением по кривой спроса из одной точки в другую. Изменение всех других факторов ведет к изменению спроса и графически показывается перемещением самой кривой спроса вправо (в положение D1), если спрос увеличивается, влево, если уменьшается (в положение D2). Данный вывод иллюстрирует Рис. 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: