Понятие потребительского равновесия: бюджетная линия и кривые безразличия

В экономической науке выделяют два подхода к определению полезности. В рамках кардиналистского подхода (У.Джевонс, А. Маршалл) сделана попытка количественного измерения полезности с помощью условных единиц измерения ютилей (utility – в пер. с англ. полезность). Другие экономисты (ординалисты) считают, что полезность является субъективной величиной, ее измерить невозможно, но можно определить порядок предпочтений потребителя. Для оценки относительных предпочтений потребителя они (В. Парето, Дж. Хикс) предложили использовать графические модели: кривые и карты безразличия.

Если предположить, что потребитель покупает только два товара, то, очевидно имеются различные комбинации этих товаров, которые дают равную общую полезность, т.е. в равной степени удовлетворяют потребность потребителя. Например, потребитель покупает яблоки и груши, удовлетворяя свою потребность в фруктах. Отказ от одного товара компенсируется увеличением количества другого. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребности (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения. Обычно кривые безразличия (U1, U2) имеют выпуклую к началу координат форму (Рис.11), т.к. предельная норма замещения убывает. Увеличение количества яблок приводит к уменьшению их предельной полезности. Уменьшается и количество груш, которым потребитель готов пожертвовать для дальнейшего увеличения потребления яблок.

Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров представляет карту безразличия. Чем выше расположена кривая безразличия, тем большую полезность получает потребитель от использования комбинаций двух товаров, принадлежащих данной кривой (U2>U1, Рис.11).

Однако потребитель имеет фиксированный доход и может использовать определенную сумму денежных средств на покупку товаров. Эти бюджетные ограничения графически изображаются бюджетной линией, показывающей различные комбинации двух товаров, которые потребитель может приобрести при данной величине дохода и цен на товары. Для ее построения требуется рассчитать две точки. Точка K представляет количество яблок, которое может купить потребитель на весь свой доход, отказавшись от приобретения груш. Точка L представляет количество груш, которое может купить потребитель на весь свой доход, отказавшись от приобретения яблок (Рис. 11). Параллельное смещение бюджетной линии вправо отражает или увеличение дохода потребителя или снижение цен на товары. Изменение угла наклона бюджетной линии свидетельствует о неодинаковом изменении цен на товары.

Построение кривой безразличия и бюджетной линии в одной системе координат позволяет определить точку равновесия потребителя (Рис.11).

Рис. 11.

В точке E1 бюджетная линия KL касается кривой безразличия U1, и объемы потребления товаров А и B составят соответственно OA1 и ОB1 единиц. В этой точке выполняется правило максимизации полезности: цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

Увеличение объема спроса при снижении цены товара можно объяснить действием двух эффектов: эффект а дохода и эффект а замещения. Снижение цены равнозначно увеличению реального дохода потребителя, который, чувствуя себя богаче, увеличивает объем потребления товара. Снижение цены также делает данный товар более привлекательным для потребителя, который увеличивает объем потребления данного товара, замещая этим товаром потребление другого.

Если цена товара А снизилась, а цена товара B осталась неизменной, то бюджетная линия становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касается более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя перемещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2 единиц, следовательно, прирост спроса составит А1А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?

Выделим сначала действие только эффекта замещения при предположении, что реальный доход потребителя остается неизменным. Реальный доход потребителя может рассматриваться как неизменный, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия.

Проведем воображаемую бюджетную линию К1М1 которая параллельна новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой безразличия U1. Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен товаров А и B, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уровню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потребителя из положения Е1 в положение Е3 вызван изменением цен, и, следовательно, прирост потребления товара А в размере А1А3 единиц обусловлен эффектом замещения. Переход точки равновесия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребления товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохода, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в связи с изменением соотношения цен.

Для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении. Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отношении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя. Для некачественных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Причем, обратный эффект дохода может превысить эффект замещения, в результате чего увеличение цены будет приводить к росту потребления товара.

Подобный эффект впервые наблюдал английский экономист Р. Гиффен (1837-1910), имя которого данный эффект носит с тех пор. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил внимание на то, что бедняки покупали хлеба в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значительную долю. Повышение цен на товар, спрос на который является неэластичным (товар Гиффена), приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок «остальных товаров», увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не умереть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела «восходящий» вид.

8. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса (E – elasticity) – это чувствительность его реагирования на изменение различных факторов.

Эластичность спроса по цене – это чувствительность реагирования спроса на изменение цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене (Eрd), который показывает, на сколько процентов изменится количество товара, на которое предъявлен спрос, при изменении цены на один процент. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется по формуле:

Eрd=

Он может показывать эластичность спроса по цене в каждой точке кривой спроса (точечная эластичность) или на ее определенном участке (дуговая эластичность).

Для точечной эластичности: Eрd = , где

∆Q – изменение количества товара;

∆P –изменение цены товара;

Q1 – первоначальное значение количества товара;

P1 – первоначальное значение цены товара.

Для дуговой эластичности: Eрd= ,

где , , а Q2 и P2 – новые значения количества и цены товара.

Формула дуговой эластичности применяется в том случае, если изменение цены превышает 5%.

Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по модулю, т.е. игнорируется знак «минус». Если Eрd < 1, спрос неэластичен, если Eрd >1, спрос эластичен, если Eрd = 1, спрос единичной эластичности.

Эластичность спроса по доходу (I – income) – это чувствительность реагирования спроса на изменение дохода потребителя. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу (Eid), который показывает, на сколько процентов изменится количество товара, на которое предъявлен спрос, при изменении дохода на один процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу определяется по формуле:

Ei d = или

Eid= ,

где ,

Если Eid > 0, товар является полноценным, экономически нормальным, если Ei d < 0, товар относится к товарам низшего ранга, качества, если Eid = 0, товар является нейтральным, его потребление не зависит от величины дохода потребителя.

Перекрестная эластичность спроса (Ecross) – это чувствительность реагирования спроса на один товар (товар А) при изменении цены на другой товар (товар В). Она измеряется с помощью коэффициента перекрестной эластичности спроса, который показывает, на сколько процентов изменится количество одного товара, на которое предъявлен спрос, при изменении цены на другой товар на один процент. Коэффициент перекрестной эластичности спроса определяется по формуле:

Ecross = или

E cross = ,

где ,

Если E cross > 0, товары являются заменителями, если E cross < 0, товары дополняют друг друга (являются комплементарными), если E cross = 0, товары не связаны друг с другом.

Эластичность предложения – это чувствительность реагирования предложения товара на изменение различных факторов.

Эластичность предложения по цене – это чувствительность реагирования предложения на изменение цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения по цене (Eрs), который показывает, на сколько процентов изменится количество товара, предложенного на рынке, при изменении цены на один процент. Коэффициент эластичности предложения по цене определяется по формуле:

E рs = или

Eрs= ,
где ,

Если Eрs < 1, предложение неэластично, если Eрs >1, предложение эластично, если Eрs=1, предложение единичной эластичности.

Вывод: механизм взаимодействия спроса и предложения определяет объем и структуру производства и потребления, уровень цен и доходов, является основой функционирования смешанной экономики. Теория поведения потребителя углубляет понимание теории спроса и объясняет действие закона спроса проявлением эффекта дохода и эффекта замещения. Анализ эластичности спроса и предложения позволяет производственному предприятию (фирме) и кредитной организации (банку) сформировать ценовую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: