Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Для студентов 2 курса дневного отделения и отделения заочного и дистанционного обучения, обучающихся по специальности 080110 Банковское дело

(базовая и углубленная подготовка)

Авторы: Калиновская О.В., преподаватель высшей категории

Кудрявцева Е.Н., преподаватель высшей категории

Рецензент: Демина Т.М., к.ф.н., преподаватель высшей категории

«Рассмотрено»

Предметно-цикловой кафедрой

«Экономическая теория, экономический анализ и бухгалтерский учет»

Протокол №4 от 9 ноября 2012 г.

«Одобрено»

Методическим Советом ОУ МБШ (к) ЦБ РФ

Протокол № ____от____________2012 г.

Москва, 2012


Содержание

Раздел 2. Микроэкономика. 3

Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя. 3

Тема 2.2. Модели современного рынка. 22

Тема 2.3. Рынки производственных ресурсов. 29

Раздел 3. Макроэкономика. 38

Тема 3.1. Основные макроэкономические показатели. 38

Тема 3.2. Макроэкономическое равновесие: измерение и моделирование. 48

Тема 3.3. Экономическая динамика и макроэкономическая нестабильность. 60

Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования. 79

Тема 4.1. Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне. 79

Тема 4.2. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. 86

Тема 4.3. Социальная политика государства. 106

Тема 4.4. Актуальные вопросы международной интеграции. 117

Библиографический список. 136


Раздел 2. Микроэкономика

В этом разделе рассматриваются основные элементы рынка: товар, деньги, спрос, предложение, цена, конкуренция, а также законы стоимости, спроса и предложения, которые объясняют экономическое поведение и взаимодействие рыночных субъектов. В нем кратко изложены основные положения теории спроса и предложения, теории поведения (равновесия) потребителя, объяснен механизм рыночной конкуренции и его связь с монополией, выделены особенности рынков труда, земли, капитала.

Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя

1. Основные элементы рынка.

2. Различия экономических школ в теоретическом обосновании товара и его свойств.

3. Различия экономических школ в теоретическом обосновании денег и их функций. Уравнение И.Фишера.

4. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

5. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

6. Механизм взаимодействия спроса и предложения.

7. Понятие потребительского равновесия: бюджетная линия и кривые безразличия.

8. Эластичность спроса и предложения.

После изучения этой темы, вы сможете:

  • Определить содержание товара и денег с позиций различных экономических школ;
  • Выделить факторы спроса и предложения;
  • Объяснить механизм формирования рыночной цены и поведение рыночных субъектов – потребителей и производителей исходя из принципов законов стоимости, спроса и предложения, рыночной конкуренции;
  • Рассчитать коэффициенты эластичности и определить тип эластичности спроса и предложения;
  • Применять графические модели для анализа экономических ситуаций.

1. Основные элементы рынка.

Рыночная экономика – форма организации общественного хозяйства, основанного на товарном производстве, обеспечивающем взаимодействие производителей и потребителей посредством рынка. Она основана на частной собственности на средства производства, которая определила экономическую обособленность, самостоятельность производителей. Условиями ее развития являются общественное разделение труда, специализация и кооперация труда и, как следствие, обмен результатами деятельности. Появление денег завершило процесс формирования товарного производства, для успешного функционирования которого необходимо наличие рыночной инфраструктуры: рынка товаров и услуг и рынка факторов производства (ресурсов).

Рынок выполняет функции:

  1. информационную, т.к. предоставляет информацию о ценах, количестве и качестве продукции и т.д.;
  2. посредническую, т.е. помогает покупателю и продавцу найти друг друга;
  3. ценообразующую. Не существует одинаковых условий производства, не может быть и одинаковых затрат. Рынок признает только общественно-необходимые затраты, но чутко реагирует на изменения в потребностях и доходах;
  4. регулирующую, т.е. с помощью механизма внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции решает что, в каком количестве и как производить;
  5. санирующую, т.е. повышает эффективность устойчивость экономики в целом, т.к. в условиях конкуренции выживают только сильные, эффективные фирмы.

Последние три функции рынок выполняет благодаря действию закона стоимости.

Рынки могут быть классифицированы по различным критериям: по региональному признаку (например, мировой и местный), по отраслевому признаку (рынок нефти, компьютеров), по степени конкуренции (конкурентный и монополизированный) и т.д.

2. Различия экономических школ в теоретическом обосновании товара и его свойств.

Согласно теории К. Маркса, товар – это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. Его основными свойствами являются: потребительная стоимость, т.е. способность товаров удовлетворять различные потребности индивидов и общества в целом, и стоимость - общественный труд, воплощенный в товаре. Наличие двух свойств товара К.Маркс объяснил двойственным характером туда. С одной стороны, труд выступает как целесообразная конкретная деятельность людей, связанная с производством определенных продуктов и услуг, т.е. как конкретный труд, создающий потребительную стоимость товаров. С другой стороны, труд по существу представляет затраты человеческой энергии в физиологическом смысле слова, т.е. он может рассматриваться как абстрактный труд, создающий стоимость товаров.

Величина стоимости товара определяется общественно-необходимыми затратами труда и измеряется количеством общественно-необходимого времени, затраченного на его производство. Под общественно-необходимыми затратами труда К.Маркс понимал затраты, характерные для выпуска основной массы продукции данного вида в обществе, т.е. средние затраты.

Согласно неоклассической теории, товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Он обладает полезностью и стоимостью. Родовая полезность блага определяется его функциональным назначением. Общая полезность – это удовлетворение, которое получает потребитель от использования определенного набора блага, а предельная полезность – это дополнительное удовлетворение, которое получает потребитель от использования дополнительной единицы блага. В ограниченный период времени каждая последующая единица блага обладает предельной полезностью меньшей, чем предыдущая – в этом суть закона убывающей предельной полезности. Представители маржинализма считали, что ценность (стоимость) блага определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. А. Маршалл, родоначальник неоклассической школы, считал необходимым при определении стоимости блага учитывать и полезность, и издержки производства блага, утверждая, что «мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».[1] Он сводил определение стоимости и цены к анализу взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (полезность), так и предложения (издержки производства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: