Антиинфляционное регулирование

Антиинфляционное регулирование – одна из основных целей экономической политики государства. Антиинфляционное регулирование складывается из стратегии и тактики.

Тактика – совокупность мер, позволяющих временно улучшить рыночную конъюнктуру и замедлить темпы инфляции. К таким мерам можно отнести:

  • увеличение предложения товаров и услуг (приватизация государственной собственности, массированный импорт потребительских товаров и т.д.);
  • снижение текущего спроса (повышение нормы сбережений и уменьшение их ликвидности, денежная реформа конфискационного типа).

Стратегия – совокупность методов, воздействующих на причины инфляции.

К мерам стратегического характера можно отнести:

  • долгосрочную денежную политику, исключающую прирост денежной массы;
  • совершенствование налоговой системы, которая может быть ориентирована на экономику предложения;
  • сокращение бюджетного дефицита;
  • сведение к минимуму внешних инфляционных воздействий, меры по повышению курса национальной валюты;
  • ликвидацию адаптивных инфляционных ожиданий и замену их на рациональные ожидания.

Несмотря на существенный мировой опыт антиинфляционного регулирования, экономика каждой страны имеет специфику, поэтому не всегда перечисленные меры могут дать значительный эффект в любой стране. Если утерян контроль над инфляцией, то борьба с ней превращается в длительный и сложный процесс.

В России после глубокого кризиса и гиперинфляции 90-ых годов в результате политики Правительства РФ и Банка России инфляция в 2000-2011 годах имела тенденцию к снижению. Уровень инфляции в России в 2000 году составил 20,2%, в 2002 году - 15,1%, в 2004 году - 11,7%, в 2006 году - 9,0%, в 2008 году - 13,3%, в 2010 году - 8,8%. В 2011 году инфляция оказалась самой низкой в новейшей истории России - 6,1%[7].

В 2012 году МЭР РФ прогнозирует годовой уровень инфляции на уровне 7%. Первый заместитель председателя ЦБ РФ А. Улюкаев в ходе обсуждения уточненного проекта единой денежно-кредитной политики на 2013-2015 годы заявил, что инфляция по итогам 2012 года может составить 6,5-6,7%[8].

Вывод: основными экономическими методами воздействия на рыночную экономику являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика государства. Бюджетно-налоговая политика в качестве инструментов использует налоги и государственные расходы. Денежно-кредитная политика основывается на анализе денежного рынка. Эффективная денежно-кредитная является частью антиинфляционной политики государства. Для достижения основных экономических целей важно правильное равнонаправленное согласованное использование всех инструментов государственного регулирования экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: