Бюджетно-налоговая политика, ориентированная на предложение, предполагает снижение налоговых ставок. Рост налогов может привести к снижению инвестиционных возможностей. Это демонстрирует кривая А. Лаффера (Рис.4.2.1).
Рис.4.2.1
Она показывает взаимосвязь налоговых поступлений в бюджет (Т) и ставок налога (t). На графике (Рис.4.2.1) видно, что с ростом налоговых ставок сумма поступлений в бюджет сначала растет (точка L), но дальнейшее повышение ставок может привести к сокращению налоговых поступлений (точка M), так как рост налогов подрывает стимулы к наращиванию объемов производства. Точка О (Рис.4.2.1) на кривой Лаффера показывает оптимальную налоговую ставку, которая принесет в бюджет максимальный объем налоговых поступлений.
Государственные расходы обладают мультипликационным (множительным) эффектом. Мультипликатор государственных расходов имеет вид:
m = ΔY/ΔG = 1/(1-MPC),
где m – мультипликатор государственных расходов;
ΔY – прирост ВВП;
ΔG – прирост государственных расходов;
|
|
MPC – предельная склонность к потреблению.
Действие мультипликатора государственных расходов аналогично действию инвестиционного мультипликатора.
Подобно инвестициям, государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту, но, в отличие от государственных расходов, налоги оказывают меньшее воздействие на ВВП. Налоговый мультипликатор имеет вид:
m = ΔY/ΔT = – MPC/(1 – MPC),
где m – налоговый мультипликатор;
ΔY – изменение ВВП;
ΔT – изменение налогов;
MPC – предельная склонность к потреблению.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогам, имеет своим результатом увеличение ВВП. Причина этого в том, что прирост государственных расходов приводит к росту совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращающих уровень потребительского спроса, происходит на величину, гораздо меньшую.