По организации самостоятельной работы обучающихся к семинарским занятиям

Методические рекомендации

Семинарские занятия позволяют глубоко обобщить изученный материал, воспитывают у обучающихся активное творческое отношение к учебному труду, совершенствуют навыки самостоятельной работы. Кроме того, выступления на семинарских занятиях развивают коммуникативные (речевые) умения обучающихся.

План проведения семинарского занятия включает в себя: организационную часть, основную часть (опрос курсантов или слушателей по теоретическим вопросам темы) и заключительную часть (подведение итогов семинарского занятия в целом). Определяя указанные выше этапы проведения занятия, осуществляется распределение и учебного времени. Также, в плане указываются: цели занятия; общее время, отведенное на все занятие; место проведения; материально-техническое обеспечение; методы проведения занятия; способы активизации и рекомендуемая литература курсантам для подготовки к семинарскому занятию.

Перед проведением любого семинарского занятия преподаватель сам к нему готовится, изучает литературу по теме, нормы трудового и других отраслей права (знания которых необходимы в рамках рассматриваемой темы), юридическую практику по соответствующим вопросам и т.д. Также преподаватель обеспечивает подготовку курсантов или слушателей к занятию, осуществляя консультации по возникшим вопросам при изучении темы в период самоподготовки.

Говоря о целях семинарских занятий, следует отметить, что они сводятся к тому, чтобы обучающиеся были проверены в усвоении основных положений изучаемой темы, чтобы они закрепили теоретические знания, могли использовать их в целях разрешения конкретных практических ситуаций. Кроме этого ставятся и воспитательные цели, направленные на повышение правосознания и укрепление правовой культуры обучающихся.

Сама же методика проведения семинарского занятия по трудовому праву реализуется в следующих этапах:

1. Организационная часть. В ходе, которой преподаватель устанавливает о готовности учебной группы к занятию, проверяет наличие курсантов или слушателей, наличие предметов материального обеспечения. В этой же части занятия преподаватель напоминает обучающимся название изучаемой темы, учебные вопросы темы, выносимые на семинар, цели проведения данного семинарского занятия и методы его проведения. На вводную часть занятия затрачивается не более пяти минут времени.

2. Основная часть. Она включает в себя опрос обучающихся по теоретическим вопросам темы и заслушивание докладов (рефератов). Эта часть занятия длится 70-75 минут времени, в ходе которого преподаватель проверяет степень подготовленности курсантов или слушателей к семинарскому занятию и степень усвоения ими основных теоретических положений изучаемой темы. В ходе опроса преподаватель задает устные вопросы всем участникам учебной группы, но отвечают на них обучающиеся по желанию или по вызову преподавателя. Ответ курсант или слушатель дает стоя у доски. При этом выступление отвечающего носит характер свободных высказываний без помощи конспекта или другой литературы. Для выступления по одному вопросу отводится 8-10 минут. Остальные курсанты или слушатели внимательно выслушивают ответ своего товарища, а затем, по желанию, вносят в него дополнения и поправки. Допускается свободный обмен мнениями, дискуссии. Особо опрашиваются обучающиеся меньшей активности в целях привлечения их к работе на семинарском занятии. Используется метод фронтального опроса. После обсуждения каждого вопроса, преподаватель задает дополнительные вопросы отвечающему и другим обучающимся в группе, делает соответствующие замечания по ответам каждого из них. После устного опроса, обучающимся, подготовившим реферат, предлагается выступить с докладом по теме реферата. В ходе выступлений как по вопросам семинара, так и по вопросам реферата используются технические средства: схемы, плакаты, слайды мультимедийного проектора и др.).

3. Заключительная часть. В ходе которой преподавателем подводится итог всего занятия. Подведение итогов всего семинара длится около 10-12 минут. Отмечаются курсанты или слушатели, показавшие при ответах хорошие и слабые знания. Кроме этого, преподаватель уясняет, весь ли материал понятен, нет ли каких-либо вопросов по материалам данной темы. Объявляются оценки. Коротко напоминаются вопросы темы, вызвавшие у обучающихся наибольшие сложности при ответах, и даются рекомендации по их дальнейшему изучению. Под запись в конспект дается задание на самоподготовку к следующему занятию. Объявляется об окончании занятия.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из важнейших форм самостоятельной работы курсантов и слушателей. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения материала лекции по соответствующей теме, а потом переходить к изучению материалов учебников, руководствуясь планами семинарских занятий. После того, как изучение рекомендованной литературы завершено, курсанты могут проверить свои знания с помощью контрольных вопросов, содержащихся в конце плана каждого семинара по соответствующей теме. Следует помнить, что одной из целей любого семинарского занятия, является выработка у курсантов навыков ораторского искусства и юридического языка, поэтому ответы на семинарских занятиях должны представлять собой самостоятельное изложение материала, а не зачитывание ответа из различных источников. При подготовке к каждому семинарскому занятию необходимо письменно выполнить задание на самостоятельную работу, предусмотренное каждым планом проведения семинарского занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: