Методические рекомендации для подготовки. При подготовке вопросов по теме, прежде всего, следует изучить понятие рабочего времени (ст

При подготовке вопросов по теме, прежде всего, следует изучить понятие рабочего времени (ст. 91 ТК РФ). Значение ограничения законом рабочего времени, главным образом, вытекает из защитной функции трудового права.

Рабочее время употребляется в трех значениях: 1) мера труда, выраженная в единицах времени (рабочий день, рабочая смена, рабочая неделя);2) фактически проработанное время; 3) время, в течение которого у работника существует обязанность трудиться. Ориентируясь на данные значениям, курсанты и слушатели должны проанализировать определение рабочего времени, данное в ТК РФ.

При изучении нормирования рабочего времени, необходимо провести соотношение таких понятий, как «нормальный», «сокращенный», «неполный», а затем изучить виды рабочего времени: 1) нормальное рабочее время; 2) сокращенное рабочее время; 3) неполное рабочее время, раскрывая их особенности.

Режим рабочего времени – это порядок распределения рабочего времени в течение суток, месяца или других календарных периодов. Наиболее распространены следующие режимы: 1) пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; 2) шестидневная с одним выходным днем; 3) с ненормированным рабочим днем; 4) гибкое рабочее время; 5) со сменной работы; 6) с разделением рабочего дня на части. Курсанты и слушатели должны последовательно охарактеризовать каждый из видов. Понятие режима тесно связано с понятием учета рабочего времени, в связи с этим следует провести соотношение двух этих понятий, а затем выделить виды учета рабочего времени.

При дальнейшем рассмотрении темы, следует коснуться проблем работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. К данным работам законодателем отнесены только совместительство и сверхурочные. Характеризовать сверхурочные работы нужно посредством продолжительности и режима рабочего времени. Следует учитывать, если работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени выполняется по инициативе работодателя, она называется сверхурочной работой. Курсантам необходимо раскрыть условия, при которых работа признается сверхурочной. Если же инициатива исходит от работника, она называется совместительством. К сожалению, на практике очень часто отождествляются такие разные понятия, как совместительство и совмещение должностей и профессий, что совершенно недопустимо. В связи с этим курсантам и слушателям необходимо разграничить два этих понятия по: порядку оформления, времени, в течение которого работник выполняет свои обязанности, порядку оплаты работы.

Далее, на основе легального понятия времени отдыха следует выделить и раскрыть его особенности. Общее понятие времени отдыха регламентируется ст. 106 ТК РФ. К видам времени отдыха законодатель отнес: 1) перерывы в течение рабочего дня; 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска. Задача курсантов и слушателей последовательно раскрыть каждый из видов времени отдыха по следующим критериям: понятие, цель, особенности. Отпуск – это свободные от работы дни, предоставляемые работнику подряд, с сохранением за ним места работы (должности). К видам отпусков относят ежегодный оплачиваемый отпуск: основной и дополнительный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы. При анализе любого вида отпуска рекомендуется обращать внимание на следующие характеристики: 1) целевое назначение отпуска; 2) категории работников, которым предоставляется отпуск; 3) основания предоставления отпуска; 4) порядок предоставления отпуска; 5) наличие или отсутствие материального обеспечения работника во время отпуска (заработная плата, пособие и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: