К семье религиозного права относятся правовые системы некоторых государств Азии и Ватикана. В ней выделяют мусульманские правовые системы (Иран, Ирак, Афганистан), индусские правовые системы (Индия, Сингапур) и христианскую правовую систему Ватикана.
Основные признаки семьи религиозного права:
· Она основана на теологических представлениях о праве, согласно которым основным творцом права является Бог, а не общество и не государство.
· Правовые предписания даны раз и навсегда, им необходимо неукоснительно следовать.
· Основным источником права являются религиозные тексты (Коран – в мусульманских странах, Шастры, Веды – в индусских странах, Библия – в Ватикане).
· Характерно тесное переплетение правовых предписаний с религиозными и философскими постулатами, а также с местными обычаями.
· Важное место в системе источников права занимает юридическая наука, т.е. труды ученых-юристов, толкующие и конкретизирующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений по конкретным юридическим делам.
· Отсутствует деление права на частное и публичное.
· Нет деления права на отрасли.
· Нормативные правовые акты являются источниками права, однако они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений.
· Правовые прецеденты, как правило, не являются источниками права (за исключением бывших колоний Великобритании).
· Право основано на идее приоритета обязанностей, а не прав человека и гражданина.