Тема 3. Особенности психического развития детей с церебральным параличом

Сроки формирования локомоторно-статических функций у детей с церебральным параличом, даже при одинаковой форме заболевания, крайне разнообразны. Особенно характерными для детей с ц.п. являются нарушения устойчивости в прямостоянии и недостаточность опорности ног. У детей с ц.п. своеобразные нарушения ходьбы связаны с затруднениями,возникающими при попеременном сгибании разгибании ног.

У большинства детей отмечается неправильное положение головы и отсутствие ее свободных движений во все стороны.Неправильное положение головы в большинстве случаев сочетается с выраженными нарушениями осанки.

Степень тяжести поражения рук зависит от формы ц.п. Наиболее тяжело бывает нарушена функция рук при гиперкинетической и гемипаретических формах ц.п. Для детей с ц.п. характерны нарушения точности, соразморности, дифференцированности движений рук, а также недостаточность координации одновременно выполняемых движений в разных суставах. Активные движения у этих детей не в полном объеме,замедленны, напряжены, фрагментарны, недостаточно дифференцированы.

Многие дошкольники не владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками.

Для детей с ц.п. характерны специфические отклонения в психическом развитии Дети с нормальным интеллектом составляют среди этих детей 40-50%, у 40-45 5 выявляется ЗПР, у остальных наблюдается умственная отсталость.

Основными проявлениями ЗПР являются:

-неравномерность развития различных психических функций;

-повышенная истощаемость всех психических процессов.

Это задержка в значительной мере обусловлена двигательными, речевыми нарушениями и особенностями их жизни.

У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП – дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры). При тяжелых поражениях центральной нервной системы наблюдается анартрия - полное или почти полное отсутствие речи при наличии ярко выраженных центральных речедвигательных синдромов

Около 25% детей имеют аномалии зрения. У 20-25 % наблюдается снижение слуха. При всех формах цп имеет место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора.

Двигательные и речевые нарушения крайне затрудняют формирование навыков, необходимых для осуществления игровой деятельности. Активность включения в игровой процесс затруднен в связи с нарушением движения

У дошкольников с цп отмечаются нарушения личностного развития. У детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением. стремление к ограничению социальных контактов.

Для дошкольников с ц п характерные разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде-заторможенности, застенчивости, робости


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: