Пример 3. Требуется запроектировать дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании

Требуется запроектировать дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании.

Исходные данные

Дорога имеет две полосы движения шириной по 3,5 м при ширине обочин 2,5 м;

расчетный срок службы покрытия - 15 лет;

расчетная нагрузка от колеса на дорожную одежду Qк = 50 кН;

интенсивность движения расчетной нагрузки на полосу в конце срока эксплуатации дорожной одежды - 1000 ед./сут;

дорожно-климатическая зона - III;

схема увлажнения рабочего слоя - 1;

грунт земляного полотна - песок мелкий;

материал покрытия - асфальтобетон на основе БНД 60/90;

материал основания - бетон класса Btb2,8 (Ptb35).

Глубина промерзания и уровень залегания грунтовых вод значения не имеют, т.к. расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется.

Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожной одежды

Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:

1) Требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 3.1 Рекомендаций:

для заданной интенсивности движения уровень надежности 0,90; коэффициент прочности Кпр = 0,94.

2) Модуль упругости грунта по табл. П.2.5 ОДН 218.046-01 для песка мелкозернистого Еп = 100 МПа.

3) Характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя:

определение расчетной повторности нагружения;

интенсивность движения в первый год эксплуатации:

По табл. П.2.6 ОДН 218.046-01

Сп = 0,002 МПа; jп = 25°; jст = 31°.

4) Модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П.1.1 Рекомендаций:

для бетона класса Btb2,8 - Ptb = 35, Е = 28000 МПа;

по табл. П.3.1 ОДН 218.046-01 - Еa = 4500 МПа; ha = 14 см; Ro = 9,8 МПа.

Расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется, т.к. грунт земляного полотна - песок мелкозернистый.

Расчет необходимой толщины дренирующего слоя

Расчет не производится, т.к. грунт земляного полотна - песок мелкозернистый.

Назначение конструкции дорожной одежды

Согласно табл. 2.3. Рекомендаций, для интенсивности 1000 ед./сут назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:

покрытие - асфальтобетон на основе БНД 60/90; Еа = 4500 МПа; hа = 14 см;

основание - цементобетон класса Вtb2,8; Ецб = 28000 МПа; hцб = 16 см.

Согласно пп. 2.16 и 2.18, длину плит назначаем равной 15 м; продольный шов не устраиваем; поперечные швы устраиваем без штырей.

Проверка расчетом толщины слоя покрытия и основания

По формуле (3.30) Рекомендаций определяем эквивалентную толщину слоя:

По формуле (3.11) рассчитываем упругую характеристику:

По формуле (3.9) определяем напряжение, возникающее от нагрузки, при Км = 1:

По табл. П.4.11 для III дорожно-климатической зоны (Курская обл.) находим: Ап = 15,5.

Согласно п. 3.19 Рекомендаций w = 0,26 рад/ч; аta = 0,002 м2/ч; a = 0,004 м2/ч;

По формуле (3.32) определяем Dtб:

По формуле (3.31) вычисляем напряжения от перепада температуры по толщине нижнего слоя:

st = (0,00001×28000×3,0)/2 = 0,42 МПа.

По формуле (3.8) вычисляем коэффициент усталости:

Ку = 1,08×(1348525)-0,063 = 0,44.

По формуле (3.7) находим:

По формуле (3.29) и с учетом данных табл. 3.1 Рекомендаций

Условие прочности для нижнего слоя выполнено.

Проверка расчетом толщины асфальтобетонного покрытия

По рис. П.4.1 для Nс = 1000 ед./сут находим: Куа = 1.

По формуле (П.2.3) вычисляем расчетную нагрузку:

Q = Qк×Kд = 50×1,3 = 65 кН.

По табл. П.4.13 для мелкозернистого асфальтобетона находим: Са = 0,2 МПа.

Тогда по формуле (3.33)

Условие прочности для покрытия дорожной одежды выполняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: