Пример расчета непрерывно армированного покрытия

Требуется запроектировать конструкцию дорожной одежды с непрерывно армированным покрытием.

6. 1. Исходные данные

Местность по условию увлажнения относится к I типу, проходит в нулевых отметках. Грунт земляного полотна - суглинок тяжелый - Егр = 35 МПа.

Расчетный срок службы покрытия - 35 лет. Суммарный размер движения за срок службы - 20 млн (приведенных к группе А) автомобилей. Суточные перепады температуры на поверхности покрытия (Dtп) в течение года даны в табл. 1.

Дорожная одежда включает:

подстилающий слой из среднезернистого песка - Еп = 120 МПа;

верхний слой основания из песка, стабилизированного цементом М75, с модулем упругости Епц = 600 МПа;

непрерывно армированное покрытие из бетона В30,0 и арматуры класса A-III.

Величина сил сцепления бетона с арматурой составляет 7,0 МПа. Сцепление покрытия с основанием равно 0,7 МПа.

Таблица 1*

Перепад температуры на поверхности покрытия, °С            
Повторяемость дней в году с данным перепадом            

* Табл. 1 составляется по СНиП, в зависимости от суточного перепада температуры воздуха, или по опытным данным.

6. 2. Проектирование дорожной одежды

6.2.1. Общая толщина дорожной одежды и толщина песчаного подстилающего слоя определяется общепринятыми методами (см.ОДН 218.046-01) по условию морозоустойчивости и осушения дорожной одежды. Для принятых данных они составляют, соответственно, 75 и 25 см.

6.2.2. Толщина покрытия предварительно назначается равной 24 см, толщина слоя стабилизированного песка - 14 см.

Для получения общей толщины дорожной одежды Н = 75 см толщина песчаного слоя должна составлять не менее 37 см. Принимаем округленно hп = 40 см.

6.2.3. Процент армирования покрытия в продольном направлении определяется по формулам (3) и (4):

6.2.4. Раскрытие трещин определяется по формуле (5). При диаметре арматуры 14 мм раскрытие трещин составляет

где q = 44/15,4 = 2,86.

При диаметрах арматуры 12, 10, 8 и 6 мм раскрытие трещин, соответственно, уменьшается до 0,31, 0,26, 0,21 и 0,15 мм.

Из условия минимального раскрытия трещин выбираем арматуру диаметром 6 мм.

6.2.5. Эквивалентный модуль упругости основания определяется последовательным решением по номограмме двухслойной системы на упругом основании (см. ОДН 218.046-01). Принятая конструкция имеет эквивалентный модуль упругости основания (Еэкв), равный 90,0 МПа.

6.2.6. В предварительном расчете дорожной одежды на автомобильную нагрузку покрытие считается как бетонное без учета арматуры.

По формуле (10) определяется радиус жесткости покрытия:

6.2.7. Изгибающий момент в покрытии определяется по формуле (7):

Мн = 6,0(0,0592 - 0,09284×ln(18,25/94)) = 1,20 тм.

Влияние соседних колес учитывается по формуле (8). Приведенные ординаты ближайшего колеса равны: h = 160/94 = 1,70; x = 0.

Суммарный нормативный изгибающий момент равен 1,35 тм.

6.2.8. Проверка бетонного сечения на выносливость проводится по формуле (20):

1,35×105 кг×см = 45×0,7×0,43×9600 = 1,35×105 кг×см.

Таким образом, покрытие обладает достаточной несущей способностью по выносливости.

6.2.9. Толщина покрытия армированного непрерывной арматурой в верхней зоне плиты уменьшается на величину Dh по формуле (21), где Fa = m×Fб:

Dh = 0,0059×24×(100/100)×17 = 2,5.

Принимаем Dh = 3 см и толщину покрытия - 21 см.

При расположении арматуры на нейтральной оси покрытия или ниже толщины плиты может быть уменьшена на 2Dh (до 18 см) с последующей проверкой расчетом. Принимаем толщину покрытия h = 18 см с расположением арматуры на нейтральной оси покрытия.

6.2.10. Расчет железобетонного покрытия на автомобильную нагрузку производится в следующем порядке:

а) задаем процент армирования покрытия в продольном и поперечном направлениях.

Процент армирования в продольном направлении принимаем по расчету на объемные изменения материала равным 0,59 %. Процент армирования в поперечном направлении принимаем равным 0,15 %, из стали А-III диаметром 6 мм с расположением арматуры на расстоянии 9,6 см от поверхности покрытия;

б) определяем геометрические характеристики сечения.

По формуле (14) находим высоту сжатой зоны бетона (Хс) в продольном и поперечном направлениях:

в продольном направлении Хс = 2,9 см;

в поперечном направлении Хс = 1,7 см.

По формуле (12) определяем жесткость сечения:

в продольном направлении

В = 2,0×106×11,0×(9,0 - 2,9/3)(9,0 - 2,9) = 1,17×109 кг×см2;

в поперечном направлении

В = 2,0×106×2,7×(9,6 - 1,7/3)(9,6 - 1,7) = 0,41×109 кг×см2.

Погонная жесткость, соответственно, равна:

в продольном направлении Вп = 1,17×107 кг×см;

в поперечном направлении Вп = 0,41×107 кг×см;

в) определяем радиус жесткости покрытия по формуле (11):

в продольном направлении

в поперечном направлении

г) по формуле (7) находим изгибающий момент:

в продольном направлении

М = 6,0(0,0592 - 0,09284×ln(18,25/30)) = 0,63 тм;

в поперечном направлении М = 6,0(0,0592 - 0,09284×ln(18,25/21)) = 0,43 тм;

д) проверку железобетонного сечения на выносливость производим по формулам (22) и (23):

в продольном направлении

для бетона

0,63×105 кг×см < 305×100×2,9×(9,0 - 2,9/3)×0,7×0,43 = 2,13×105 кг×см;

для арматуры

0,63×105 кг×см < 4000×11,0×(9,0 - 2,9/3)×0,85×0,52 = 1,55×105 кг×см;

в поперечном направлении

для бетона

0,43×105 кг×см < 305×100×1,7(9,6 - 1,7/3)×0,7×0,43 = 1,4×105 кг×см;

для арматуры

0,43×105 кг×см < 4000×2,7×(9,6 - 1,7/3)×0,85×0,52 = 0,43×105 кг×см.

Непрерывно армированное покрытие обладает несущей способностью по выносливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: