Тренировочные задания. Задание 1. Выделите из записанных ниже групп те предложения, которые образуют текст

Задание 1. Выделите из записанных ниже групп те предложения, которые образуют текст. Обоснуйте свой ответ.

1. Над лесом взошла луна.

2. Подули холодные ветры. По широкой реке движется пароход. Ласково припекает весеннее солнце.

3. Пришла весна. Под яркими лучами осели глубокие сугробы, потемнели белые снега. В одночасье превратились они в бурливые ручьи. Пробудилась от долгой спячки земля. Все радовалось теплу и свету. (М. Юхма)

Задание 2. Внимательно прочитайте записи. Попробуйте найти, где спрятался текст. Восстановите его.

1. Хитрая лиса, злой волк, проворная белка, трусливый заяц, бурый медведь.

2. Жара стояла страшная вмиг все оживает пробиваются нетерпеливые цветы незабудки ромашки пахнет душистой земляникой лес был большей частью сосновый.

3. Тепло и уютно там медведю не страшна зима в лесной глуши выбрал место для берлоги натаскал в свое жилье мягкой душистой хвои ударит мороз медведю не страшна зима подует ветер.

(Текст в третьей записи. Медведь готовился к зиме. В лесной глуши выбрал место для берлоги. Он натаскал в свое жилье мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Ударит мороз. Подует резкий ветер. Медведю не страшна зима.)

Задание 3. Сильный ветер перепутал все слова. Попробуйте восстановить их порядок.

Детям, дедушка, ежа, подарил, он, летом, в, жил, сенях, еж, в, уснул, норе, зимой, весной, ежик, голодный, придет, мыши, берегись.

- Что у вас получилось? (Дедушка подарил детям ежа. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши!)

- Является ли эта группа предложений текстом? Ответ обоснуйте.

Задание 4. Была найдена коробочка, в которой хранятся какие-то предложения. Могут ли они рассказать нам что-то интересное? Что для этого нужно сделать? (Попробовать составить текст)

1. Смело бежит волк по знакомому лесу. 2. В весенние теплые дни родились у волчицы слепые маленькие волчата. 3. Белка суетлива и проворна.
4. На зеленых склонах пестреют ранние цветы. 5. Морозы утихли. 6. Старые сугробы осели и стали плотными. 7. Наступил август – тихий, ласковый, без грозных ливней. 8. Под прощальными лучами солнца продолжают цвести ромашки, васильки, озерные кувшинки. 9. Над осокой кружатся стрекозы, мелькают разноцветные бабочки. 10. Птицы молчаливы, точно немые. 11. Настроение у них «чемоданное». 12. Лето на исходе. 13. Жарче и жарче светит весеннее солнце. 14. С шумом промчались над лесом дикие утки. 15. Каждый год журавли возвращаются из далеких теплых стран на родное болото. 16. На зеленых склонах гор пестреют цветы.

Текст образуют предложения № 7, 8, 9, 10, 11, 12, так как они связаны между собой по смыслу. Запишите их в тетрадь.

- Озаглавьте текст словами автора. (Август или Лето на исходе).

- Что отражает первый заголовок? (Первый заголовок отражает тему, так как называет месяц, о котором идет речь.)

- Что отражает второй заголовок? (Второй заголовок называет основную мысль текста, так как он указывает на то, что именно говорится о теме: август – последний месяц лета, то есть лето на исходе.)

- Почему предложения № 5 и 6 не входят в состав текста? (В них говорится о зиме, а тема выделенного текста – август.)

- Почему предложение № 13 не входит в состав текста? (Потому что в нем говорится о весне, что также не отражает тему текста.)

4. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Из определения текста следует, что наряду с завершенностью и членимостью к основным признакам текста относятся цельность и связность.

Связность объединяет компоненты текста в единое целое. Цельность позволяет воспринимать текст, состоящий из ряда элементов и совокупности отношений между ними, как законченное речевое произведение, имеющее начало и конец. Следовательно, эти признаки обусловливают друг друга: связность обеспечивает цельность, а цельность, в свою очередь, основывается на связности.

Будучи свойствами, предполагающими друг друга, цельность и связность выражаются в таких текстовых понятиях, как тема и основная мысль текста.

Слово «тема» произошло от греч. thema, что в переводе означает то, что положено в основу данного произведения. Исходное определение темы текста дает Г. Гольденберг: «Тема (о чем говорится) является единством значений отдельных элементов произведений». В энциклопедическом словаре под темой понимается предмет описания, изображения, исследования, разговора и т.д. Современные ученые под темой рассматривают некое ядро текста, выражающее содержание текста в обобщенном, свернутом виде. Г. Гольденберг обратил внимание на словесную формулировку темы: в ней не употребляется глагол. В основном это имя существительное, часто сочетающееся с именем прилагательным или другой частью речи, выполняющей функцию определения. Таким образом, тема текста называет предмет речи, но не раскрывает его.

Следовательно, в начальной школе под темой (о чем говорится) понимается предмет речи, который мы называем, но при этом не рассказываем о нем.

Нередко младшие школьники, да и старшеклассники, ошибаются в разграничении темы и основной мысли, а именно под темой понимают основную мысль, а под основной мыслью - проблему текста. Несомненно, тема и основная мысль – текстовые понятия взаимосвязанные, они выражают цельность и обеспечивают связность, однако между ними есть различие. Основная (главная) мысль – это основа текста, она проходит красной нитью через весь текст и является смысловым стержнем, организующим все содержание. Основная мысль соотносится с темой и обычно конкретизирует ее. Следовательно, тема текста называет предмет речи, это существительное или сочетание существительного с другой частью речи, выполняющей функцию определения. Основная мысль выражает то главное, что хотел сказать автор о предмете речи. В словесной формулировке основной мысли присутствуют глаголы, которые в сочетании с именем существительным образуют предикативную основу.

Сравним два текста.

1. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Только просвистит рябчик, прокричат высоко в небе пролетающие косяком журавли. И слова тихо. (По И. Соколову-Микитову)

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые, желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Еще цветут поздние осенние цветы. (По И. Соколову-Микитову)

Эти тексты на одну и ту же тему – осенний лес, однако основные мысли различны. В первом тексте - это тихо в осеннем лесу, а во втором - красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

Основная мысль – это своего рода главный тезис текста. Выражается основная мысль чаще всего в начальном или конечном предложениях.

Хороша, радостна, весела весна в лесу! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. (И. Соколов-Микитов)

Тема данного текста – весна. Основная мысль выражена в первом предложении – это то главное, что мы узнаем о весне, что нам о ней хотел сказать автор - хороша, радостна, весела весна в лесу.

Словно пух, летят с небес

Крошки нежные – снежинки,

Покрывая поле, лес,

Горы, долы и ложбинки…

Как причудлив их узор,

Как красив из них ковер!

(А. Федоров)

Тема этого текста – снежинки. Основная мысль выражена в последнем предложении - как красив из них ковер.

Иногда главное предложение с основной мыслью находится в середине текста.

Барбоска – небольшой песик из породы дворняжек, рыжий с белыми пятнами, на коротких раскоряченных ножках. Его длинные мягкие уши смешно болтались. Барбоска был доброго нрава и отлично ладил со всеми… С кошками он не водился, но и не враждовал. А если и встретит гордец где-нибудь на узенькой дорожке взъерошенного от страха мышелова, то мирно, как ни в чем не бывало, пройдет мимо. Рыжий пес на кривых лапах отлично понимал, что он в сто раз умнее любой кошки, поэтому считал ниже своего достоинства ссориться с ними. (А. Поцюс)

В этом тексте тема – Барбоска, основная мысль - Барбоска был доброго нрава и отлично ладил со всеми.

Методически целесообразно, на наш взгляд, в начальной школе учить детей не формулировать, а находить основную мысль в тексте, то есть находить главное предложение. Главным предложением является то, в котором содержится мораль текста, то самое основное, что мы узнаем о теме текста. Однако подчеркнем, чем крупнее по объему произведение, тем сложнее и многограннее план содержания, а значит, тем труднее найти то единственное главное предложение, ради которого создан текст. И в этом случае основную мысль необходимо будет сформулировать.

Следовательно, для младших школьников приемлемо, на наш взгляд, следующее определение: основная мысль - это то главное, что мы узнаем о теме текста, это то, ради чего написан текст.

Найдя главное предложение в тексте, то есть, определив основную мысль, учащиеся могут успешно сформулировать проблему текста.

Родная земля – место, где родился. Это все знают. А как дорога земля, знают лишь те, кто бывал вдали от нее…

Человек неудержимо стремится на Родину из чужого края. В чужом краю яблоки в два кулака, а на родной земле, может, только морошка растет, но земля-то родная! И лучше ее для человека нет. (По А. Митяеву)

В этом тексте тема – родная земля. Основная мысль выражена в последнем предложении – лучше ее (родной земли) для человека нет. Основная мысль помогает сформулировать проблему текста: Родина – это то дорогое, что есть у человека. Каждый человек является частью той земли, где он родился, частью своей Родины. Поэтому где бы мы ни был, что бы нас ни окружало, какая-то необъяснимая сила влечет к родным просторам. Это зов Родины, она, как любящая мать, зовет своего дитя и ждет его. Именно там, в «объятиях матери», в родном краю, как и в родной семье, человеку спокойно и уютно, он находится в полной гармонии с самим собой и с окружающим миром, образуя тем самым единое целое.

В школе при работе с текстом, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется вопросу по разграничению темы, основной мысли текста и проблемы текста. Даже выпускник школы при написании сочинения части С ЕГЭ часто испытывает затруднения в определении проблемы заданного текста. Причина кроется в непродуктивно построенной работе с текстом, начиная с начального звена обучения, когда перед младшим школьником, как мы уже подчеркивали, ставится задача не найти, а сформулировать основную мысль текста. Без специального обучения ребенку это сделать очень тяжело. Поэтому целесообразно, во-первых, не уподоблять основную мысль проблеме текста. Во-вторых, соблюдая дидактический принцип нарастающей степени сложности, первоначально научить определять тему – предмет речи, далее находить главное в смысловом плане предложение, которое конкретизирует тему текста и тем самым выражает основную мысль, и лишь потом начать работу по формированию умения формулировать проблему текста, отталкиваясь от основной мысли.

Учитывая положительный опыт работы О.В. Соболевой с пословицами в начальной школе, отметим, что пословица – это текст, редуцированный до единиц нижнего уровня – предложения, и именно в этом единственном, а значит, уже главном предложении изначально выражена основная мысль. Пословица - благодатный материал и своего рода отправная точка для обучения младших школьников формулировать проблему текста. Например, если в тексте сочинения ребенка основная мысль выражена в пословице «Без друга в жизни туго», то проблема текста заключается в необходимости любому человеку иметь друзей, так как истинный друг – это близкий тебе человек, который рядом с тобой и в горе, и в радости. Без друга жить одиноко, и даже солнечный день теряет свои краски.

Несомненно, работа с пословицами направлена в перспективу дальнейшего обучения детей анализировать более сложные тексты и определять их основную мысль и проблему. Тем самым, мы и развивая их речь, обучая мыслить глубоко, учим считывать не только фактуальную информацию, которая явно выражается в тексте, но и концептуальную, позволяющую понять позицию автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: