Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

Критерии Полное товарищество Коммандитное товарищество Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью Акционерные общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Количество и характеристика участников Физические и юридические лица, не менее 2-х только в одном месте можно быть полным товарищем Полные товарищи – 2 и больше, коммандитисты – 1 и больше Физические и юридические лица от 1 до 500 человек. Юридические и физические лица от 1 до бесконечности Физические и юридические лица. Количество – 5 и более. Образование юридического лица, государственная регистрация
Характер учредительных документов В учредительном договоре отражается размер и состав уставного капитала См. полное товарищество. Учредительный договор подписывается только полными товарищами. Коммандитисты получают свидетельство об участии. Учредительный договор и устав. Учредительный договор и устав. Содержат количество акций, их виды, номинальную стоимость. Управление АО. Устав. Устав, учреждаемый учредителем.
Формирование уставного капитала Денежные средства, акции, интеллектуальная собственность См. полное товарищество Уставный капитал подлежит регистрации в соответствующих органах. 50 % уставного капитала должно быть внесено в течение 1 месяца после регистрации и 50 % в течение года За счет вкладов (номинальной стоимости) за акции. Уставной капитал формируется путем выпуска акций. За счет паевых взносов. К моменту регистрации должно быть внесено не менее 10 % взносов, остальные 90 % в течение года Нет права собственности на имущество. Имуществом владеет, пользуется и ограниченно распоряжается.
Ответственность Всем принадлежащим имуществом независимо от вклада Полные товарищи – всем имуществом, коммандитисты – только в размере вклада В пределах суммы внесенных вкладов В пределах стоимости принадлежащих акционерам акций. По обязательствам отвечает своим имуществом, в т. ч. личным. В пределах уставного фонда
Управление По общему согласию всех участников Осуществляется полными товарищами. Коммандитистам разрешено по доверенности выступать от имени товарищества. Высшим органом является общее собрание участников - Общее собрание акционеров; - наблюдательный орган - совет директоров (если участников больше 50) - исполнительный орган – дирекция (правление) - Общее собрание участников кооператива; - если более 50 участников, то формируется наблюдательный совет; - правление Осуществляет руководитель (директор, заведующий), назначаемый собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Дополнительные сведения - льготное налогообложение; - ответственность сохраняется в течение 2-х лет со дня утверждения отчета в год выбытия. В случае ликвидации после удовлетворения требований кредиторов коммандитисты имеют преимущественное право на получение своей доли. ООО не требует опубликования баланса, годового отчета и отчета о прибылях и убытках. Если часть прибыли остается (идет на развитие производства), применяются существенные налоговые льготы. Простые акции дают возможность участия в управлении, но не гарантируют дивиденды, а привилегированные наоборот. Каждый член кооператива имеет 1 голос. Участие в прибылях осуществляется пропорционально трудовому вкладу и с учетом паевого взноса - Не являются собственниками закрепленного за ними имущества; - имущество является неделимым; - фирменное наименование должно содержать указание на собственника его имущества

7. ВЕЛИЧИНА И ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ:

Э>1, Э=1, Э<1.

(1, раздел II, гл. 5, § 7, с. 91-94, § 8, с. 98-99), (4, раздел. 1, гл. 9, с.187-193)

Понятие изменение в спросе и изменение величины спроса. Сдвиг кривой спроса (рис. 3б). Неценовые факторы спроса: вкусы и предпочтения потребителей, доходы потребителей, количество потребителей на рынке, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей. Эластичность спроса по цене, спрос эластичный и неэластичный по цене, спрос с единичной эластичностью. Влияние эластичности на общую выручку производителя (табл. 3).

Таблица 3.

Эластичность спроса по цене Соотношение спроса и цены Изменение выручки при
Уменьшении цены Увеличении цены
Эластичный спрос ЕD>1 Цена меняется на 1 %, спрос меняется >, чем на 1 % Растет Падает
Спрос с единичной эластичностью ЕD=1 Цена меняется на 1 %, спрос также меняется на 1 % Не изменяется Не изменяется
Неэластичный спрос ЕD<1 Цена меняется на 1 %, спрос меняется меньше, чем на 1 % Падает Растет

8. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФАКТОРЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАКЛОНА КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(1, раздел 2, гл. 5, § 7, стр. 94-96); (4, раздел 1,гл. 6, стр. 115-117); (10, раздел 3, лекция 6, стр. 92-96).

Индивидуальное предложение. Закон предложения. Положительный наклон кривой предложения (рис. 4). Факторы положительного наклона кривой предложения.

       
   
 
 


Рис. 4 а) б)

S
P P


S (Suppiy) - предложение

9. ВЕЛИЧИНА И ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(1, раздел II, гл. 5, § 7, с. 94-96), (4, раздел I, гл. 6, с. 115-117), (10, раздел II, лекция 6, с. 92-96)

Понятие изменения величины предложения и изменение предложения. Сдвиг кривой предложения (рис. 4б). Неценовые факторы предложения: налоги и дотации, цены на сырье, научно-технический прогресс, ожидания производителей.

10. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ВИДЫ

(1, раздел II, гл. 5, § 7, с. 96-98), (4, раздел. 1, гл. 6, с. 117-119)

Равновесная рыночная цена. Равновесный объем продаж. Рыночное равновесие (рис. 5). Дефицит. Избыток. Мгновенное равновесие. Краткосрочное равновесие. Долгосрочное равновесие.

Рис. 5

S
D
P


       
   
 
 


11. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, МОНОПОЛИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ, МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

(1, раздел II, гл. 6, 7, с. 115-176), (4, раздел II, гл. 12, с. 240-262)

Рынок. Рыночная структура. Конкуренция.

Структурные признаки рынка: количество и размер предприятий, характер производимой продукции, условия входа на рынок и выхода из него, доступность производственных ресурсов, уровень соперничества между предприятиями. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Барьеры входа на рынок в условиях монополии и олигополии. Характеристика рыночных структур представлена в табл. 4.

Таблица 4.

Характеристика рыночных структур

Рыночные структуры Структурные признаки
Количество и размер пред-приятия Характер производимой продукции Условия входа на рынок и выхода из него Доступность производст-венных ресурсов Уровень соперничества между пред-приятиями
1. Совершенная конкуренция Много мелких предприятий Однородная Нет затруднений Равная для всех Низкий
2. Несовершенная конкуренция: а) монополия б) олигополия в) монополистическая конкуренция Одно крупное От двух до нескольких десятков крупных предприятий Множество мелких предприятий Уникальная Однородная или дифференцир- ованная Дифференцированная Непреодолимые барьеры на входе, трудности выхода Есть препятствия Нет затруднений Есть ограничения Есть ограничения Есть ограничения Нет или очень низкий Высокий (за лидерство в отрасли Очень высокая (за покупателя)

12. РЫНОК ПРИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

(1, раздел 2, гл. 11, стр. 212-230); (6, раздел 2, гл. 8, стр. 229-251)

Виды рынков. Структура рынка производственных ресурсов: рынок инвестиционных товаров (капитала), рынок земли и сырьевых ресурсов, рынок труда. Продавцы и покупатели на рынке ресурсов. Роль государства на рынке ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Общие особенности рынков ресурсов. Роль биржи на рынке ресурсов. Виды сделок на товарной бирже. Спекулятивные сделки.

13. РЫНОК КАПИТАЛА

(1, раздел 2, гл. 12, стр. 249-275); (4, раздел 2, гл. 18, стр. 348-355)

Капитал. Инвестиции. Спрос и предложение на рынке капитала. Процентная ставка как равновесная цена на рынке капитала. Дисконтирование. Норма процента (ставка процента). Риск.

14. РЫНОК ЗЕМЛИ

(1, раздел 2, гл. 13, стр. 280-288); (4, раздел 2, гл. 15, стр. 320-322); (6, раздел 3, гл. XIX, § 3, стр. 431-435)

Особенности земли как фактора производства. Спрос и предложение на рынке земли. Цена земли. Абсолютная неэластичность предложения земли. Рента. Абсолютная рента. Дифференциальная рента I и II. Установление цены на продукцию сельского хозяйства.

15. РЫНОК ТРУДА. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК ЦЕНА ТРУДА

(1, раздел 2, гл. 2, стр. 230-249); (4, раздел 2, гл. 14, стр. 290-296); (6, раздел 3, гл. XVIII, стр. 407-420)

Спрос и предложение на рынке труда. Производительность труда. Предложение труда в коротком периоде. Неценовые факторы предложения труда. Предложение на рынке труда в долгом периоде (рис. 6). Эффект дохода. Эффект замещения свободного времени рабочим. Заработная плата как цена труда. Формы и системы заработной платы, тарифная система, минимальная заработная плата, потребительская корзина.

Рис. 6. Кривая предложения труда в долгом периоде.

 
 


W – часовая ставка заработной платы,

QL – количество работников.

16. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

(1, раздел 2, гл. 5, §9, стр. 104-111); (4, раздел 2,гл. 9, стр. 200-210); (6, раздел 3, гл. XVII, стр. 386-402); (10, раздел 2, лекций 7, стр. 99-117).

Потребительский спрос. Потребительский рынок. Субрынок. Сегмент. Факторы, влияющие на потребительский спрос: потребности; предпочтения; полезность благ; запас блага; доход потребителя.

17. ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

(4, раздел 2,гл. 9, стр. 200-201); (6, раздел 3, гл. XVII, стр. 389-390); (10, раздел 2, лекция 7, стр. 104-107)

Полезность и ее виды. Предельная полезность. Общая полезность. Измерение полезности. Закон убывающей предельной полезности. Кривые общей и предельной полезности (рис. 7). Теория потребительского поведения. Допущения (предположения) теории потребительского поведения. Полезность потребительских наборов. Транзитивность.

Рис. 7

 
 


18. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ – MRS

(4, раздел 2, гл. 9, стр. 203 – 205); (6, раздел 3, гл. XVII, § 6, стр. 398-402); (10, раздел 2, лекция 7, стр. 114-117)

Ранжирование личных потребностей. Уровень полезности. Кривая безразличия. Семейство (карта) кривых безразличия (рис. 8). Свойства кривых безразличия. Изменения в предпочтениях потребителя. Показатель предельной нормы замещения - MRS.

Δ у MRSAB= - ------------ Δ х

       
 
 
   
X


19. БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ. ОПТИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

(4, раздел 2, гл. 9, стр. 205-208); (6, раздел 3, гл. XVII, стр. 395-398).

Возможности потребителя. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии (см. ниже). Сдвиг бюджетной линии. Изменение угла наклона бюджетной линии. Оптимальный выбор покупателя. Точка потребительского равновесия (рис.9). Условия потребительского равновесия. Потребитель - центральная фигура потребительского рынка. Рациональность поведения потребителя.

УРАВНЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИИ:

J=Р1·x+Р2·x

J – доход потребителя;

x и y – количество товаров x и y;

Р1 и Р2 – цены товаров x и y.

у
Рис. 9. Оптимальный потребительский выбор (положение равновесия потребителя)

       
 
   
Точка E – точка равновесия потребителя
 


х

20. ДЕЛОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ОСНОВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

(4, раздел II, гл. 8, с. 163-168), (6, раздел III, гл. XV, с. 342-349), (10, раздел V, лекция 19, с. 274-277, 282-283)

Деловое предприятие. Частные и государственные предприятия. Малые, средние и крупные предприятия. Экономическая цель предприятия. Явные, неявные, экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Производственная функция. Вводимые факторы (труд и капитал), выводимый фактор (количество производимой продукции). Изокванта. Изокоста. Точка оптимального выбора факторов производства (рис. 10)

Рис. 10

 
 


К – капитал, ед., L – труд, ед. или чел. /часов, Q – выпуск продукции, шт., С – точка оптимального выбора факторов производства.

21. ПОНЯТИЕ СРЕДНЕГО, ПРЕДЕЛЬНОГО ПРОДУКТА. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ

(4, раздел II, гл. 10, с. 217-218), (10, раздел V, лекция 21, стр. 217-218)

Совокупный продукт. Предельный продукт. Средний продукт (производительность труда). Точка оптимального выбора переменного фактора. Равенство МР=АР – правило оптимального выбора переменного фактора производства (Рис. 11)

Рис. 11. Оптимальный выбор переменного фактора производства.

МР АР

       
 
   
 


8 _

 
 
М


6 _

       
   
АР
 
 


4 _

 
 
МР


2 _

 
 


МР – предельный продукт; АР – средний продукт; L – количество переменного фактора (работников); М – точка оптимального выбора переменного фактора.

22. ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

(4, раздел II, гл. 10, стр. 212-223), (6, раздел III, гл. 15, стр. 351-354), (10, раздел V, лекция 22, стр. 318-345)

Издержки, связанные с производством всего продукта. Постоянные, переменные и совокупные (Рис.12а). Предельные издержки (Рис.12б). Издержки в расчете на единицу продукта (себестоимость): средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние совокупные издержки (Рис.12в). Оптимальный, с точки зрения затрат, объем выпуска продукции предприятия в кратком и долгом периоде (Рис. 12г). Краткий и долгий период деятельности фирмы. Минимизация издержек.

С
C
Рис. 12 а) Общие издержки Рис. 12 б) Предельные издержки

       
   
 


Произведенное количество

FC - постоянные издержки; VC – переменные издержки; TC – совокупные издержки; MC - предельные издержки.


AFC – средние постоянные издержки; AVC – средние переменные; АТС – средние общие (себестоимость).

В т. О – оптимальный с точки зрения затрат, объем выпуска в кратком периоде; в т.О1 – оптимальный объем выпуска в долгом периоде.

23. ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРАВИЛА МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ.

(4, раздел 2, гл. 13, стр. 272-280); (6, раздел 3, гл. XIX, стр. 424-427); (10, раздел V, лекция 22, стр. 338-345).

Доход: совокупный, средний, предельный. Прибыль. Кривые совокупного дохода и совокупных издержек. Оптимальный объем выпуска продукта: ∆ TR= ∆ТС или МR=МС

Точки безубыточности предприятия. Максимальная прибыль. Зона прибыли (Рис. 13). Правила максимизации прибыли.

ТR - совокупный доход; ТС - совокупные издержки; m и n – точки безубыточности предприятия; (Qm Qn) – зона прибыли.
TC
Рис. 13.

       
 
ТR ТС д.ед.
   
 


Qm Qn

24. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

(1, раздел III, гл. 16, стр. 320-321); (4, раздел III стр. 385-387); (10, раздел III, лекция 11, стр. 156-159).

Макроэкономика. Отличия макроэкономического подхода от анализа проблем микроэкономики. Подчиненность макроэкономики национальным, общественным интересам. Активное регулирование макроэкономических процессов государством через законы, постановления правительства.

25. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) КАК ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

(1, раздел III, гл. 16, стр. 321-328); (6, раздел IV, гл. 20, стр. 446-454)

Валовой национальный продукт (ВНП), расходы домохозяйств, инвестиционный расходы, государственные закупки, чистый экспорт, доходы домохозяйств, рентные платежи, доходы собственников денежного капитала, прибыль корпорации, амортизация, косвенные налоги на бизнес. Динамика ВНП. Валовой внутренний продукт (ВВП). Чистый национальный продукт (ЧНП).

26. ИЗМЕРЕНИЕ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ПО ДОХОДУ И РАСХОДУ.

РЕАЛЬНЫЙ И НОМИНАЛЬНЫЙ ВНП.

(1, раздел 3, гл. 16, §2, стр. 321-325); (4, раздел 3, гл. 20, стр. 394-395); (6, раздел 4, гл. 20, стр. 450-451)

Метод расчета ВНП по потоку доходов. Метод расчета ВНП по потоку расходов. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор ВНП (формулы см. ниже).

Расчет ВНП по расходу: ВНП=С+J+G+Xn,

где С – расходы домохозяйств; J – валовые инвестиции; G – государственные закупки товаров и услуг; Xn – чистый экспорт (разность между экспортом и импортом данной страны).

Расчет ВНП по доходу: ВНП=Z+R+K+Р+Nб+A,

где Z – заработная плата наемных работников; R – рентные платежи; K – процент; Р – прибыль корпорации и доходы на собственность; Nб – косвенные налоги на бизнес; A – амортизационные отчисления.

Дефлятор ВНП:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: