8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”:
а) “Марасиль” Абу Дауда.
б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима.
в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и.[74]
Му‘даль
1. Определение
а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного залога от глагола “а‘даля” (утомлять).
б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд.
2. Пример
В пример можно привести хадис, который аль-Хаким приводит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”:
Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ للمَمْلوكِ طعامُهُ وكِسْوَتُهُ بالمَعْروفِ ]
“Невольника (следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”».[75]
|
|
Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причине, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутствуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чем нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: «… слова Малика, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передавшего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…»[76]
3. Суждение о таком хадисе
Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков.
4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль”
Ас-Суйути сказал[77]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”, “мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в нижеследующих сочинениях:
а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура.
б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа».
Мункати‘
1. Определение
а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола “инката‘а” (быть прерванным).
2. Объяснение определения
б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода.
Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили хадисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соответствуют трем вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передает сообщение со слов Ибн Умара».[78]
|
|
3. Пример
Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раззаком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее[79]: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и надежным (человеком)».[80]
В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут между ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шарика, слышавшего его от Абу Исхака.
Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэтому его относят к категории “мункати‘”.
4. Суждение о таком хадисе
По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к категории “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не известно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хадиса опущено.
Мудалляс
1. Определение слова “тадлис” (утаивание)
а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола “далляса”, что означает “утаивать недостаток товара от покупателя”.
б) В качестве термина слово “тадлис”[81] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой.
2. Виды подтасовки
Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имен передатчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шейхов.
3. Подтасовка иснада
а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том случае, когда передатчик передает со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле.[82]
б) Объяснение определения. Такое определение подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передает то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасованы этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передает с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или нескольких других передатчиков.
в) Пример:
Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис,[83] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал:
– Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри.» Его спросили: «Ты слышал его от аз-Зухри?» Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри».
В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих передатчиков, отделяющих его от аз-Зухри.
4. Подтасовка с целью выравнивания
По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде.
а) Определение. В данном случае речь идет о передаче хадиса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встречались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой случай, когда передатчик передает хадис со слов достойного доверия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, который слышал его от достойного доверия лица, и два этих достойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный хадис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы,[84] выравнивая иснад, в результате чего получается, что все его передатчики достойны доверия..
|
|
Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков подтасовкой не занимался, но после выравнивания человек, который станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достойный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение.
б) Пример:
Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Хатимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего отца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Рахавийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит:
– Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разобраться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия Нафи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого состоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исключения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва».[85]
|
|
5. Подтасовка имен шейхов
а) Определение: Имеется в виду такой случай, когда передатчик передает со слов шейха хадис, который он от него слышал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал.[86]
б) Примером могут послужить слова одного из имамов чтецов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Передал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани.
6. Суждение о подтасовке
а) Подтасовка имен передатчиков является весьма порицаемым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи».
б) Подтасовка с целью выравнивания является еще более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намеренно».
в) Что касается подтасовки имен шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имен передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исключает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчиков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс выяснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам.
7. Что побуждало передатчиков к подтасовке
а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие передатчиков к подтасовке имен шейхов.
1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не пользовался доверием.
2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наряду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые были моложе передатчика и ниже его по своему положению.
3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.
4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда передатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается только в одной форме.
б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:
1. Внушение другим мысли о высоте иснада.
2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.
3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пункте, где речь идет о подтасовке имен шейхов.
8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:
а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.
б) Отказ от исследования и предпочтение того, что является только возможным.
в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведения о ком он подтасовал, другие были бы недовольны.[87]
9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой
Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, переданные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наибольшее распространение получили две точки зрения.
а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, поскольку сам факт подтасовки требует отвода.
б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.
1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подобное, его хадис следует принять.
2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует.[88]
10. Как распознать подтасовку?
Есть два признака подтасовки:
а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спрашивают, как было это с Ибн Уйаййной.
б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, который основывался на знании, полученном с помощью исследования и изучения.
11. Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами
Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:
а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади.[89]
б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).
в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тадлис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).
Мурсаль хафи
1. Определение
а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с известным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким образом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследованию.
б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, которые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»
2. Пример
В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сообщается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ رَحِمَ اللَّهُ حارِسَ الحَرَسِ]
«Да помилует Аллах охраняющего охраняющих».[90] Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.
3. Как можно распознать такой хадис?
Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трех способов:
а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же никогда его не слушал.
б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же ничего от него не слышал.
в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим путем, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя еще какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к непрерывному иснаду”.
4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”
Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории “мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нем должно быть таким же, как и суждение о хадисах категории “мункати‘”.
5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.
Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади.
المُعَنْعَن “Му‘ан‘ан” и المُؤَنَّن “му’аннан”
1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан”
а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола “‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов».
б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то…»
2. Пример
В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится:
Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Передал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усмана бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى مَيَامِنِ الصُّفُوفِ [
«Поистине, Аллах и ангелы[91] Его благословляют (стоящих) в рядах справа».[92]
3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)?
Правильным является мнение, согласно которому иснад такого хадиса является непрерывным, если соблюден ряд условий. общепризнанными из них являются два условия
1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой.
2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к разряду возможных событий.
Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия.
1. Установленность факта встречи: соблюдение этого условия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи.
2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани.
3. Общеизвестность того, что данный передатчик передавал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани.
4. Определение хадиса категории “му’аннан”
а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”».
б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…»
5. Суждение о хадисе вида “му’аннан”
Наиболее распространенное мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а передатчик, использующий его, мог слышать то, что он передает, при условии соблюдения вышеупомянутых условий.
ТЕМА ТРЕТЬЯ
Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика
1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика?
Под отводом передатчика подразумевается его отвод языком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религиозности, точности, памяти и внимательности.
2. Причины отвода передатчика
Насчитывается десять причин, по которым передатчик может получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспристрастности, а пять других – к точности.
а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.
1. Лживость.
2. Обвинения во лжи.
3. Порочность.
4. Приверженность к нововведениям.
5. Невежество.
б) Отвод по причине недостаточной степени точности может быть вызван нижеперечисленными вещами.
1. Грубыми ошибками.
2. Плохим запоминанием.
3. Небрежностью.
4. Большим количеством ошибок.
5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что передавали достойные доверия мухаддисы.
Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отвергаются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наиболее неприемлемых.
المَوْضُوع Мауду‘
Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).
1. Определение
а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного залога от глагола “вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.
б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обозначения измышленной лжи, возводимой на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему.
2. Суждение о передаче такого сообщения.
Все улемы единодушны во мнении о том, что любому человеку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышленность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ [
«Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов[94]».[95]
3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов
а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим.
б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом.
4. Как распознать подложный хадис?
Указанием на фальсификацию хадиса могут служить нижеперечисленные вещи:
а) Собственное признание фальсификатора в фальсификации: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о достоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими[96].
б) То, что равноценно собственному признанию фальсификатора в фальсификации: примером может служить такой случай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и получается, что смерть этого шейха предшествовала рождению передатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика.
в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передатчик является рафидитом,[97] а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
г) Данные, полученные в результате исследования передаваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, когда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помощью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране.
5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов
а - Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихудшими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.
К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сообщает, что Ибн Махди сказал:
– Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры полагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, чтобы внушать людям желание».[98]
б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это относится к последователям тех мазхабов, которые были представлены политическими течениями после начала смуты и возникновения различных политических течений наподобие хариджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие».
в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие возможности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали целый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой религии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Аллах».[99] Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сунны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.
г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в виду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к правителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклонениям, в которые впадали эти правители. Примером может служить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к нему и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы[100] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [101] добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почтовых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому».
д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду некоторые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удивительные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини.
е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление прославиться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, которых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям желание слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К числу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби.[102]
6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:
а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи.
б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Суйути.
в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.
المَتْرُوك Матрук
Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”.
1. Определение
а) Слово “матрук” является причастием страдательного залога от глагола “тарака” (оставлять).
б) В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи.
2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:
а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным основоположениям;[103]
б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
3. Пример
В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика».[104]
Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”».[105]