ТЕМА первая 5 страница

Если же одна из версий хадиса является более предпочти­тельной или же их можно совместить друг с другом при­емлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учетом всех его версий при наличии возможности совмещения.

4. Классификация таких хадисов

В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеет­ся неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по мат­ну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа.

а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему про­рок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

[ شَيَّبَتْنِي هُودٌ وأخواتُها]

«Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры) ». [116]

Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передается только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки ха­диса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совмес­тить их друг с другом трудно».

б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи пере­дает со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, пере­давшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о закя­те, и он сказал:

[ إِنَّ فِي الْمَالِ لَحَقًّا سِوَى الزَّكَاةِ ]

«Поистине, следует выплачивать с имущества не только за­кят».

Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путем, то в нем сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] لَيْسَ فِي الْمَالِ حَقٌّ سِوَى الزَّكَاةِ [

«Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необяза­тельно».

Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность[117] не поддается истолкованию.»

5. Кто вносит неясность?

а) Источником неясности может быть один и тот же пере­датчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие[118].

б) Источником неясности может быть целая группа пере­датчиков, каждый из которых передает данный хадис путем, отличным от других.

6. Причина слабости хадисов категории “мудтариб”

Причиной слабости таких хадисов является то, что неясно­сти свидетельствуют о неточности его передатчиков.

7. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара.


Мусаххаф

1. Определение

а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.

б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обо­значения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое дос­тойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу.[119]

2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории

Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволя­ет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передат­чиками. Справляться с задачами такого рода могли только луч­шие знатоки хадисов наподобие ад-Даракутни.

3. Классификация хадисов категории “мусаххаф”

С учетом определенных факторов улемы подразделяли ха­дисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные груп­пы:

а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:

1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может слу­жить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахи­ма...»

2. Хадисы с искажением в матне: Примером может слу­жить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «…находился (ихтад­жара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мече­ти…»

б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:

1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.

Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамада­на, добавляя к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непре­рывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так:

] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ شَيْئاً مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”.[120]

2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удаленность слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подоб­ное, в результате чего некоторые сходные по форме слова ос­тались для него неясными.

Примером может служить один хадис, который передается со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.

в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:

1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов на­считывается большинство, а примеры их приводились выше.

2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду та­кие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указыва­ют на неправильное понимание ими этих хадисов.

Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, кото­рый сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – лю­ди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молит­вы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со­вершал молитвы, обратившись лицом к палке с заостренным концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к их племе­ни, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копье, кото­рое втыкается в землю перед человеком, совершающим молит­ву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил пря­мо перед ним в это время.

4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?

а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших оши­бок и искажений не мог избежать никто.

б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.

5. Причина допущения передатчиком множества искажений

В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукопи­сей».

6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:

а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни.

б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.

в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.

الشَّاذ والمَحْفوظ Шазз и махфуз

1. Определение понятия “шазз”

а) Слово “шазз” является причастием действительного зало­га от глагола “шазза” – быть единственным в своем роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своем роде”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более вы­соким авторитетом.

2. Объяснение определения

“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный пе­редатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же бес­пристрастный передатчик, не отличавшийся большой точно­стью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подра­зумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точно­стью, или же потому, что переданный им хадис передает боль­ше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.

3. Где встречаются отклонения?

Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.

а) Примеры отклонений в иснаде:

В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тир­мизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавше­го со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший на­следников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйай­на, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.

Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует от­дать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастно­стью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпоч­тение тем, кто относился к более многочисленной группе.

б) Пример отклонений в матне.

В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавше­го со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, пере­давшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как кто-либо из вас со­вершит утреннюю молитву[121], пусть ляжет на правый бок». Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоре­чит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только поступал так сам, но не говорил это­го. Таким образом, среди таких же достойных доверия пере­датчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.

4. Махфуз

Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопостав­ляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так назы­вается хадис, противоречащий хадису достойного доверия пе­редатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в боль­шей мере.

Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к катего­рии “шазз”.

5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”

Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвер­гаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (мак­буль).

Незнание الجَهالةُ بالرَّاوي (джахаля) о передатчике[122]

1. Определение

а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от гла­гола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идет о передатчике, слово “джахаля” означает отсутст­вие знания о нем.

б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо не­знание передатчика как такового, либо отсутствие необходи­мых сведений о нем.

2. Причины незнания

Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике:

а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья[123], или про­звище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно.

б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данно­го передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал ха­дисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными по­добными причинами. Для обозначения передатчика, имя кото­рого не упоминается используется термин “мубхам” (неопре­деленный, неясный).

3. Примеры

а) Пример большого количества характеристик передатчи­ка: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», тре­тьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создается впечатление, что речь идет о нескольких людях, хотя это один и тот же человек.

б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто пере­давал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама.

в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания име­ни передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.

4. Определение неизвестного (маджхуль)

Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том слу­чае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики.

Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точ­ности которого ничего не известно.

5. Классификация неизвестных передатчиков

Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделя­ются на три группы:

а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)

1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя ко­торого упоминается, однако с его слов передавал хадисы толь­ко один передатчик.

2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих под­тверждений его надежности.

3. Что может служить подтверждением его надежно­сти? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.

а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.

б) Подтвердить ее может такой передатчик, который пе­редавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.

4. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы отно­сятся к категории слабых.

б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)

1. Определение: Так именуется передатчик, со слов ко­торого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.

2. Суждение о хадисах переданных таким передатчи­ком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемы­ми.

3. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к ка­тегории слабых.

в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов имено­вали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.

1. Определение: Так именуется передатчик, имя которо­го в иснаде хадиса не названо ясно.

2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно.

Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в по­добных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.

3. Принимается ли хадис, передаваемый таким пере­датчиком, который относится к категории “мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»

Ответ: такой хадис скорее всего также не следует прини­мать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не дру­гие мухаддисы.

4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.

6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:

а) Наличие большого количества характеристик передатчи­ка. Этой теме посвящена книга аль-Хатиба аль-Багдади под названием “Мудих аухам аль-джам‘ ва-т-тафрик”.

б) Небольшое количество хадисов, передаваемых со слов данного передатчика. На эту тему был написан целый ряд книг, которые носят название “Аль-вудхан”. Это означает, что в них перечисляются имена таких передатчиков, со слов каждого из которых хадисы передавал только один человек. К числу таких книг относится и книга “Аль-вухдан” имама Муслима.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика. Этой теме посвящены книги под общим названием “Аль-мубхамат”, например, “Аль-асма’ аль-мубхама фи-ль-анба’ аль-мухкама” аль-Хатиба аль-Багдади, а также книга под названием “Аль-мустафад мин мубхамат аль-матн ва-ль-иснад” Вали ад-дина аль-‘Ираки.

Нововведение البِدَعَة (бид‘а) [124]

1. Определение

а) Слово “бид‘а” является отглагольным именем от глагола “бада‘а” – вводить что-либо новое.

б) В качестве термина слово “бид‘а” используется для обоз­начения нового явления в религии после ее завершения; иначе говоря, для обозначения того, что было введено в практику в сфере религии после кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Виды нововведений

Есть два вида нововведений:

а) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в неверии (бид‘а мукаф­фира). Примером может служить тот случай, когда человек придерживается таких убеждений, которые однозначно свиде­тельствуют о его неверии. Основное правило состоит в том, что отвергаются хадисы, переданные со слов человека, кото­рый отрицает общепризнанные положения шариата, или же со слов того, кто верит во что-либо противоположное[125].

б) Такое нововведение, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии (бид‘а муфас­сика). Нововведение такого рода не ставит такого человека вне рамок религии.

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов че­ловека, который придерживается нововведений

а) Если речь идет о таком нововведении, из-за которого придерживающийся его человек заслуживает обвинения в не­верии, то хадис, передаваемый с его слов, отвергается.

б) Если же дело касается такого нововведения, из-за которо­го придерживающийся его человек заслуживает обвинения в нечестии, то правильное мнение большинства улемов состоит в том, что передаваемый им хадис может быть принят, но для этого должны быть соблюдены два нижеследующих условия.

1. Передатчик не должен призывать к тому нововведе­нию, которого придерживается он сам[126].

2. Он не должен передавать того, что пропагандирует нововведение, которого он придерживается.

4. Есть ли особое название у хадисов, которые передаются со слов лиц, придерживавшихся нововведений?

У таких хадисов нет особого названия, в целом же они от­носятся к категории отвергаемых хадисов, которые могут при­ниматься только в случае соответствия вышеупомянутым усло­виям.

سوء الحفظ Плохая память[127]

1. Определение передатчика, обладающего плохой памятью

Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.

2. Категории передатчиков с плохой памятью

а) Плохая память может быть присуща передатчику от рож­дения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению не­которых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует име­новать “шазз”.

б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причи­не утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтоже­ны огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, имену­ется “мухталат” (смешанный).

3. Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека

а) Что касается первого, то есть передатчика, отличитель­ной чертой которого плохая память была изначально, то хади­сы, передаваемые им, отвергаются.

б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о пе­редаваемых им хадисах заключается в следующем:

1. То, что было передано им до смешения, а потом выде­лено, считается приемлемым.

2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым.

3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое
по одним признакам может считаться приемлемым,
а по другим – отвергаемым

Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.

Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся

В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сооб­щения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси”, “хадис марфу‘”, “хадис маукуф” и “хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.

الحَديثُ القُدسِي Хадис кудси

1. Определение

а) Слово “кудси” образовано от слова “кудс”, что означает “святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему.

б) В качестве термина фраза “хадис кудси” служит для обо­значения того, что передается нам через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ис­над чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу.

2. Разница между “хадисом кудси” и Кораном

Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие:

а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается “хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм по­клонения, а чтение “хадиса кудси” формой поклонения не яв­ляется.

в) “Хадис кудси” не обязательно должен относиться к кате­гории “мутаватир”.

3. Количество “хадисов кудси”

По сравнению с общим количеством хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, количество “хадисов кудси” невелико. Всего их на­считывается более двухсот.

4. Пример

Примером может служить хадис, приводимый Муслимом в его “Сахихе” со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогу­щий и Великий Господь сказал:

] يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلا تَظَالَمُوا...[

«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»

5. Формы передачи “хадиса кудси”

При передаче “хадиса кудси” передатчик, может по своему желанию пользоваться одной из двух нижеследующих форм:

а) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …

б) Как передал со слов Аллаха Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Ал­лах Всевышний сказал: …

6. Наиболее известные сочинения о “хадисах кудси”

“Аль-иттихафат ас-санийа би-ль-ахадис аль-кудсийа” ‘Абд ар-Рауфа аль-Мунави, который приводит в своем труде двести семьдесят два таких хадиса.

المَرْفوع Марфу‘

1. Определение

а) Слово “марфу‘” является причастием страдательного за­лога от глагола “рафа‘а” - поднимать. Таким образом, похо­же, что хадисы этой категории были названы так по той при­чине, что они имеют отношение к человеку, занимающему вы­сокое положение, которым является пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния слов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Объяснение определения

Имеется в виду то, что связывают с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или возводят к нему, независимо от того, идет ли речь о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его действиях, невысказанном им одобре­нии или же о каком-нибудь его качестве, независимо от того, являлся ли человек, относивший это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, спод­вижником или жил позже, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘). Хадисы такого рода могут относиться к категориям “маусуль”, “мурсаль”, “муттасиль” и “мункати‘”.

3. Виды таких хадисов

Из вышеупомянутого определения следует, что хадисы “марфу‘” подразделяются на четыре категории, а именно:

а) المرفوع القولي “Аль-марфу‘ аль-каули”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: