Задания для работы в аудитории. В настоящее время существует большое количество тестов, способствующих выявлению склонностей и способностей человека

Задание 1.

В настоящее время существует большое количество тестов, способствующих выявлению склонностей и способностей человека, помогающих ему в профориентации, определяющих его профпригодность. Ответьте на вопросы предложенных ниже тестов. Установите, какой тип мышления и уровень профессиональных склонностей вам ближе.

Тест 1. Опросник типа мышления (сокращенный вариант)

Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации, и уровень креативности, являются важнейшими индивидуальными характеристиками человека, определяющими его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Инструкция

Прочитайте высказывания. Если вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны – «-».

П-Д А-С С-Л Н-О К
         
         
         
         
         
         
         
         

Стимульный материал

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которые не существуют в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей лего.

22. Я предпочитают точные науки (математику, физику)

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю незнакомые фразы и грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и анализ результатов

Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления. (0-2 - низкий, 3-5 – средний, 6-8- высокий).

1. П-Д. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.

2. А-С. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. С-Л. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Н-О. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить, и то, что было и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. К. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Таблица «Соответствие результатов диагностики профилям обучения»

В графы должны быть также добавлены: IQ (уровень интеллекта), возможности (социальное положение).

Профиль обучения ИНТЕРЕСЫ (Направления профессиональной деятельности, к которым есть интерес) СКЛОННОСТИ (Профессиональные склонности) ТИП МЫШЛЕНИЯ
       
Физико-математический Физика и математика Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно-действенное. Креативность
Естественно-научный (физика и химия) Физика, математика, химия, биология Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно-действенное. Креативность
Естественно-научный (биология, география) Химия и биология, география и геология Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Предметно-действенное. Креативность
Социально-экономический Предпринимате-льство и домоводство. История и политика. Склонность к планово-экономической деятельности Абстрактно-символическое. Словесно-логическое
Гуманитарный Педагогика и медицина. Склонность к работе с людьми Словесно-логическое. Предметно-действенное. Креативность
Филологический Литература и искусство Склонность к эстетическим видам деятельности Словесно-логическое. Креативность.
Информационно-технологический Физика и математика. Радиотехника и электроника. Склонность к исследовательской деятельности Абстрактно-символическое. Словесно-логическое.
Агро-технологический География и геология. Склонность к исследовательским и экстремальным видам деятельности Предметно-действенное. Абстрактно-символическое. Креативность.
Индустриально-технологический Радиотехника и электроника. Механика и конструирование. Склонность к работе на производстве Предметно-действенное. Абстрактно-символическое
Художественно-эстетический Литература и искусство Склонность к эстетическим видам деятельности Наглядно-образное. Предметно-действенное. Креативность.
Оборонно-спортивный Спорт и военное дело Склонность к исследовательским и экстремальным видам деятельности Предметно-действенное. Абстрактно-символическое.

Тест 2. Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Инструкция

Закончите высказывание, выбрав один из вариантов – «а», «б» или «в» – и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Бланк ответов

№ ответа            
  а     в   б
    в   а б  
  б а   в    
      б   в а
  в а б      
  б в       А
    б в а    
  б       а в
    б   а в  
        в а б
  в б а      
      а б в  
  а       б в
    б   б в  
  в   а   б  
  б   в     а
        б а в
  а в б      
      в   а б
  в   б     а
    а в б    
    б а в    
    в   а   б
  а       б в
Всего            

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

Б) сюжет, действие героев;

В) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

А) достижение науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание среди людей.

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры);

Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше всего привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм);

В) практическое применение экспонатов.

8. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или музыку или рисовать;

Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше всего привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы;

Б) программы о культуре и спорте;

В) спортивные программы.

15. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;

Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан;

Б) забота о материальном благополучии людей;

В) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры;

Б) математики;

В) труда.

20. Мне интереснее было бы:

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях;

Б) о творчестве ученых и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-то по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках, концертах и пр.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке;

Б) о ситуации на фондовой бирже;

В) о научном открытии.

24. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей;

Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.

Обработка и анализ результатов

После заполнения бланка вы должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

2 – Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 – Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.

4 – Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

5 – Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.

6 – Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Задание 2.

Защита проектов на тему «Имидж преподавателя специальных дисциплин в высшей школе».

Методические указания

Студенческая группа делится на две команды. В течение 20 минут каждая из них разрабатывает проект на предложенную тему, определяя для себя, какие составляющие входят в понятие имиджа преподавателя вуза. Проект выполняется графически и защищается. На основе сопоставления двух проектов студенты формулируют понятие имиджа, определяют его структуру.

Литература

1. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов сред. пед. Заведений [Текст] / И. П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Батурина, Г. И. Кузина, Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: уч. пособие [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М.: Academia, 1998.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999.

4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002.

5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст]. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002.

6. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент [Текст] / В.П. Симонов. – М.: Пед. общество России, 1999.

7. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения [Текст] / М. И. Станкин. – М.: Московский псих.-социальный институт: Флинта, 1998.

8. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: уч. пособие для вузов [Текст] / Т. А.Стефановская. – М.: Совершенство, 1998.

9. Тряпицына, А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / А.Г. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: