Личности ипатриотизма

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественника, а в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

В такой многонациональной стране как Российская Федерация формирование культуры межнациональных отношений личности и патриотизма является актуальной проблемой всего общества.

Структуру культуры межнациональных отношений личности и патриотизма составляют:

ü когнитивный компонент (знания и представления о достижениях Родины и других стран в области спорта, науки, техники, искусства; знания о героическом прошлом нашей страны);

ü эмоциональный компонент (гордость за свою Родину; принятие других народов (межнациональная толерантность), желание внести вклад в развитие страны);

ü поведенческий компонент (реальная деятельность, направленная на благо Родины, бережное отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; любовь к малой Родине, к родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.);

ü результирующий компонент (результаты деятельности по различнымнаправлениямпроявления патриотизма и межнациональных отношений).

В отечественной педагогике различают следующие виды патриотического воспитания:

- героико-патриотическое: сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии;

- гражданско-патриотическое: формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной;

- военно-патриотическое: изучение русской военной истории, воинских традиций, ярких примеров служения Отечеству;

- спортивно-патриотическое: направленность на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений;

Физическаякультура представляет для формирования культуры межнациональных отношений личности и патриотизма большие возможности. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как средство спортивно-патриотического воспитания. В связи с необходимостью усиления государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения Председателем Госкомспорта России П.А. Рожковым был подписан приказ №519 от 28 декабря 2000 года "О создании координационного совета по спортивно-патриотическому воспитанию при Госкомспорте России".

Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.

Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Вопросу спортивно – патриотического воспитания большое внимание уделяют С.Д. Неверкович с соавторами [11].

Методические приемы, используемые для формирования культуры межнациональных отношений личности и патриотизма:

ü информирование учащихся, юных спортсменов на уроках и тренировках о выступлении на различных соревнованиях спортсменов города, района, области и страны (формирование гордости за свою Родину);

ü поощрение учителем и тренером учащихся, спортсменов прилагающих большие усилия для победы команды на уроке, соревнованиях;

ü регулярно проводимые соревнования по прикладным видам спорта, декадники оборонно-спортивной работы, военно-спортивные игры;

ü проведение на уроках, тренировках подвижных игр народов, проживающих в ближайшем окружении (татар, башкир, удмуртов и т.д.);

ü проведение элементов национальных праздников со спортивными забавами («Сабантуй», «Масленица»)

Итогом такой работы должно быть стремление каждого занимающегося в спортивной секции, группе здоровья внести свой вклад в экономический, научный и культурный подъем России, в укрепление оборонного ее потенциала.

1.4.6. Формирование физической культуры личности

Физическая культура личности есть персонифицированная форма физической культуры. Она является воплоще­нием в самом человеке результатов использования материальных и духов­ных ценностей, относящихся к физической культуре.Основываясь на работах отечественных авторов, изучающих физическую культуру личности М.Я Виленского, и Г.М. Соловьева [2], Л.И Лубышевой[10] и других можно определить ее структуру. Она включает в себя:

когнитивный компонент (уровень теоретических и практических знаний, компетентность в здоровьесбережениииздоровьеформировании и т.п.);

ü эмоциональный компонент (концепция жизни, представляющую собой систему ценностных ориентаций на здоровье и физическое совершенствование);

ü поведенческий компонент (ведение здорового стиля жизни, который предполагает активность человека по изменению своего тела, физических способностей (качеств), личностных качеств и функционального состояния посредством занятий физкультурно-спортивной деятельностью);

ü результирующий компонент (уровень развития телосложения, физических качеств, степень овладения двигательными действиями, функциональное состояние организма).

В таблице 6представлены результаты, которые должны достичь учащиеся при изучении содержания предмета «Физическая культура» в области физической культуры.

С.С. Коровин в учебном пособии «Теория и методика формирования физической культуры личности» предлагает систему деятельности спортивного педагога по формированию физической культуры личности. Здесь представлены некоторые, из предложенных им, методических приемов:

Таблица 6 - Проявление метапредметных, предметных и личностных результатов занятий физической культурой в области физической культуры (ФГОС).

Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздорови-тельной и физкультурно-оздоровитель-ной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направ-ленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

· широкое использование игрового и соревновательного методов, что обеспечивает эмоциональную «окрашенность» процесса проявления личностных и двигательных качеств, отражающих общесоциальную и физическую культуру;

· использование разнообразных видов физкультурно-спортивной деятельности и форм их реализации, несущих явно выраженный оздоровительный эффект (плавание, «закаливание» на открытом воздухе; утренняя гимнастика, физическая рекреация и т.п.);

· использование видов физкультурно-спортивной деятельности, предполагающих общение; проявление сплоченности, коллективных действий (подвижные и спортивные игры, прежде всего);

· обеспечение «включенности» учащихся в оценивание результатов физкультурно-спортивной деятельности с позиций личностной и социальной значимости;

· использование в образовательной практике всех форм организации физкультурно-спортивной деятельности (система урочных и внеклассных форм);

· предоставление учащимся большей самостоятельности в процессе физического образования; расширение сферы их участия в организации и реализации (различные роли) физкультурно-спортивной деятельности;

· вовлечение учащихся в процесс подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, что улучшает познавательную деятельность в ходе освоения ценностей;

· организация и проведение массовых спортивных мероприятий (самых разнообразных по содержанию); главное при этом:

а) вовлечение всех учащихся (естественно на различных ролях: от участников до вспомогательного персонала);

б) привлечение учащихся к самостоятельной организации спортивных мероприятий: подготовке инвентаря, оборудования, судейству и т.д.;

в) подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания в связи с подготовленностью и потребностями детей;

г) привлечение родителей к организации и участию в массовых мероприятиях;

д) обеспечение эстетической и эмоциональной привлекательности (на природе; атрибутика; инвентарь; показательные выступления и т.п.)[8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: