Формирование основ нравственной культуры личности

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.

Целью и результатом нравственного становления личности является нравственная культура. В современной науке существуют различные определения культуры, в том числе и нравственной. Происходит от лат. «cultura», что означает обрабатывание, воспитание, почитание.

Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Как сложная интегральная характеристика личности нравственная культура имеет свою структуру, в которой выделяют:

ü когнитивный компонент (сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности);

ü эмоциональный компонент (принятие человеком норм общества);

ü поведенческий компонент (реализация нравственных норм в поведении);

ü результирующий компонент (уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми).

К нравственным качествам современного человека можно отнести чуткость и отзывчивость, доброту и честность, способность к сопереживанию, уважение к людям в сочетании с требовательностью к ним, дисциплинированность и культуру поведения.

Спорту присущ высокий нравственный потенциал. Это обусловлено тем, что это сфера, в которой особенно важно соблюдать нравственные нормы и принципы. Спорт – это область соревновательной деятельности, а в ситуациях соревнования, конкурентной борьбы, когда часто возникают различные конфликты, особенно важны нормы поведения, общие соглашения относительно допустимых способов действия в достижении победы.

Но спорт не только сфера, в которой важно соблюдать нравственные нормы и принципы. Спортивная деятельность создает условия для формирования и развития нравственного сознания, нравственных убеждений и отношений, нравственного поведения, нравственной культуры в целом. В основе спорта лежит соперничество и стремление к достижению победы в соревновании. Когда победа достигнута в честном соперничестве при соблюдении нравственных норм и принципов, она формирует и подкрепляет нравственные качества: честь, достоинство, справедливость, ответственность и др. В спортивных соревнованиях спортсмен часто оказывается в таких условиях, когда он, находясь в крайней степени эмоционального напряжения, должен осуществить нравственный выбор: оказать или не оказать необходимую помощь товарищу или сопернику;довести или не довести борьбу до конца, если личный результат уже не будет высоким, пожертвовать или не пожертвовать личным успехом ради успеха команды и т.п. [13].

На уроках физической культуры, а также в процессе учебно-тренировоч-ной деятельности учащихся необходимо знакомить с проявлениями честной борьбы, принципами«FairPlay»(ФэйрПлэй).Международный комитет ФэйрПлэй, был основан в 1964 году Международной ассоциацией спортивной прессы и международным советом физического воспитания и спорта при активной поддержке ЮНЕСКО.В 1994 г. оформляется Европейское движение ФэйрПлэй.Сегодня в его составе организации 32стран, преимущественно национальные олимпийские комитеты.Первоначально его важнейшей функцией было стимулирование изучения самого феномена и обмен опытом работы по распространению принципов справедливой игры. С 1999 г. функционирует система ежегодных европейских наград.

По инициативе российского комитета «ФэйрПлэй», начиная с 1991 года, ежегодно проводятся конкурсы честной игры, подкрепленные определенной организаторской работой и деятельностью средств массовой информации.Среди награжденных памятными призами и дипломами мужские и женские, детские и юношеские команды, команды ветеранов, спортсмены, включая юниоров и детей, тренеры и учителя физической культуры, судьи и спортивные организаторы, журналисты и ученые внесшие вклад в пропаганду возможностей спорта в деле воспитания в духе высоких моральных принципов в спорте, труде и жизни.

В.С. Родиченко[16]приводит примеры конкретных поступков спортсменов и тренеров, за которые как Международный, так и Российский комитет присудил свои призы и дипломы, на основе четырех наиболее общих проявлений ФэйрПлэй.

1. Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964 г., относится к этой категории.

ü В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш(Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу,который затем выиграл золотую медаль.

ü чукотский гонщик на со­бачьих упряжках Николай Эттыне, отдавший верную победу из-за того, что в пургу бросился отыскивать заблудившихся иностран­ных соперников;

ü лыжник с поражением зрения ИрекМаннанов, отдавший на Паралим-пийских играх свою лыжу спортсменке из соперничавшей с нами команды;

ü мастер спорта по спортивному ориентированию Светлана Швецова, ока­завшая первую помощь травмированной сопернице и тем лишившая себя высокого места в соревнованиях;

ü олимпийский чем­пион по теннису Евгений Кафельников, передавший крупную сумму своих призовых денег семьям погибших в авиакатастрофе;

ü Татьяна Стецюк, которая на юношеском чемпионате мира разделила третье место с другой спортсменкой, но у организаторов не оказалось второй бронзовой медали, и Таня согласилась получить «свою» не на церемонии награждения, а го­раздо позже.

2. Исправление в пользу соперников судейской ошибки:

ü в финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после возобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем самым восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл.

ü чемпионка Европы по стрельбе из лука Елена Тутатчикова, сообщила судьям, что они при подсчете ошиблись в ее пользу;

ü олимпийская чемпионка по прыжкам на батуте Ирина Ка­раваева, передала после чемпионата мира ошибочно присужден­ную ей золотую медаль сопернице из Германии;

3. Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями:

ü на чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину. Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки.

ü гроссмейстер по шахматам Денис Хисматуллин, отказавшийся от победы, присужденной ему в связи с болезнью соперника, а после выхода того из больницы проиграв­ший прерванную партию;

3. Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия:

ü на турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Грубба (Польша) вел со счетом 19:17,когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч.

Е.П.Ильин отмечает, что формирование нравственных качеств личности требует соблюдения, по крайней мере, трех условий:

ü приобретение учащимися, юными спортсменами знаний о нравственном поведении («что такое хорошо, и что такое плохо»);

ü правильная организация жизнедеятельности юными спортсменами, школьниками, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения;

ü выработка у учащихся и юных спортсменов социальной потребности нравственного поведения.

Таблица 4 - Проявление метапредметных, предметных и личностныхрезультатовв области нравственной культуры.

Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим

Он выделяет этапы формирования нравственного поведения.

Первый этап - вынужденное принятие требований, предъявляемых к учащимся и юным спортсменам педагогами.

Второй этап воспитанник принимает требования добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побудителями поступков.

Третий этап нравственные требования, идущие от педагога, становятся личными, внутренними требованиями. Вырабатывается система убеждений и идеалов.

Четвертый этап учащийся, юный спортсмен активно воздействует на окружающих, стремясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и идеалам [6].

Если в стандарте первого поколения (ГОС) не указывается на воспитание нравственной культуры личности, то во ФГОС прописаны результаты, которые должны достичь учащиеся при изучении содержания предмета «Физическая культура».

1.4.4. Формирование эстетической культуры личности

Эстетическая культура личности представляет собой единство эстетических знаний, убеждений, чувств, норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Структуру эстетической культуры личности составляют:

ü когнитивный компонент (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

ü эмоциональный компонент (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования, эстетический вкус);

ü поведенческий компонент (последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом);

ü результирующий компонент (изменение окружающей среды по законам эстетики).

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности

Под формированием эстетической культуры личности понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Физическаякультура представляет для формирования эстетической культуры личности широкий круг возможностей. Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных дви­жений, сочетание четкого ритма и быстроты, наконец, эстетика спортив­ного подвига — все это прямо относится к области красоты. Целый ряд спортивных упражнений соответствует самым высоким канонам искусст­ва, таковы: художественная гимнастика, танцы на льду, фигурное плава­ние, женская акробатика, прыжки в воду и т.п. Даже бег по дистанции высококлассного спортсмена, в частности средневика, производит впе­чатление действия по законам красоты, благодаря технике, где легкость, изящество движений сочетаются со стремительностью и длительным под­держанием высокого темпа [19].

Формирование эстетической культуры личности средствами физической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в двигательной деятельности и окружающей действительности.

Методические приемы, используемые для формирования эстетической культуры:

ü чистый, красивый вид спортивного зала, спортивного школьного городка, стадиона, площадок;

ü аккуратная спортивная форма одежды для своих спортивных команд, класса, преподавателя;

Таблица 5 - Проявление метапредметных, предметных и личностных результатовзанятий физической культурой в области эстетической культуры (ФГОС).

Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

ü комментарии учителем, тренером по ходу выполнения ряда физических упражне­ний их эстетической стороны: красоты, пластики движений, а также гар­монии развития красоты тела в процессе физических тренировок;

ü формирование правильной осанки, красоты движений;

ü использование музыкального сопровождения на уроках физической культуры.

В таблице 5. представлены результаты, которые должны достичь учащиеся при изучении содержания предмета «Физическая культура» в области эстетической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: