Олимпийское движение

Стержнем международной спортивной жизни в современном мире является олимпийское движение. По своей массовости, традициям, масштабам олимпийское движение не имеет себе равных среди всех других неправительственных движений и общественных организаций.

Важнейшим принципом деятельности управленческой структуры олимпийского движения является его независимость от политического влияния каких-либо государств и политических блоков. Очевидно, что если олимпийское движение попадет под чье-либо политическое влияние или будет придерживаться ангажированных позиций, то быстро утратит свой международный авторитет и общемировое значение. То же самое можно сказать и о финансовой зависимости от каких-либо коммерческих или государственных организаций.

Возглавляет Олимпийское движение Международный олимпийский комитет (МОК), основанный Пьером де Кубертеном и его друзьями в 1894 г. От МОК исходит официальное признание других олимпийских организаций и их частичное финансирование.

Декларируемым приоритетом МОК является содействие Олим­пийскому движению и укрепление единства между составляющими его спортивными организациями и частными лицами (спортсменами, тренерами, болельщиками и т.д.), что записано в составленной Комитетом Олимпийской хартии. Однако согласно ей МОК может признавать только организации. Таким образом, частные лица (преимущественно волонтеры), могут быть членами Олимпийского движения только в том случае, если они входят в состав объединяющих их организаций (то есть спортсмены являются членами своего клуба, состоящего в национальной федерации, которая, в свою очередь, входит в соответствующую международную федерацию). Единственное исключение из этой цепи опосредованных связей между составляющими Олимпийского движения — члены МОК, поскольку МОК представляет собой ассоциацию частных лиц: мужчин и женщин (с 1981 г.), избранных в этот престижный клуб.

В организационном плане МОК формируется следующим образом. Общая численность комитета не должна превышать 115 членов, которыми могут быть только физические лица. Состав МОК избирается на Генеральной ассамблее МОК (сессия). Сессии проводятся с периодичностью не менее одного раза в год. В случае необходимости сессия МОК созывается также по инициативе президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.

На сессии МОК избирается президент на срок в 8 лет с подтверждением его полномочий после четырех лет. Кроме того, сессия избирает членов Исполкома МОК на четырехлетний срок. Исполком состоит из 15 членов, четверо из которых представители спортсменов. Все члены Исполкома избираются на сессии тайным голосованием большинством поданных за них голосов.

Членом МОК может стать любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с требованиями МОК и рассмотрена комиссией по номинациям.

Помимо избрания или освобождения от должности членов МОК, основные полномочия Сессии заключаются в следующем:

• избирать абсолютным большинством голосов президента МОК сроком на восемь лет и в случае принятия соответствующего решения переизбирать его на четыре года (после реформы 1999 г. возможно только одно переизбрание);

• избирать абсолютным большинством голосов каждого члена Ис­полкома МОК (в том числе четырех вице-президентов) сроком на четыре года и в случае принятия соответствующего решения переизбирать на второй четырехлетний срок в качестве вице-президента (если член Исполкома использовал оба срока, то следующее избрание его возможно после двухлетнего перерыва);

• принимать или вносить поправки в Правила (статьи) Олимпийской хартии (двумя третями голосов) и их подзаконные акты (простым большинством);

• избирать абсолютным большинством голосов город, принимающий Олимпийские игры.

Рис 2 Упрощенная организационная структура МОК

Предлагать кандидатуры для избрания в состав МОК имеют право:

- Члены МОК.

- Комиссия спортсменов МОК.

- Национальные олимпийские комитеты.

- Международные федерации олимпийских видов спорта.

Повседневные управленческие функции по обеспечению эффективного функционирования Олимпийского комитета осуществляет Исполком МОК во главе с президентом. Полномочия и обязанности Исполкома по управлению делами МОК заключаются в том, что он:

- следит за соблюдением положений Олимпийской хартии;

- несет ответственность за административную работу МОК;

- утверждает внутреннюю структуру МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;

- отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;

- представляет сессии доклад по любым предлагаемым изменениям правил и официальных разъяснений;

- представляет сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания МОК;

- следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских игр;

- определяет и назначает знаки отличия МОК;

- готовит повестки дня сессий МОК;

- выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему сессией.

Президент руководит деятельностью Исполкома МОК, создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, формирует рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и персональный состав. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили возложенные на них обязанности. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.

Очевидно, что эффективная работа МОК как управленческой структуры невозможна без привлечения финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности как самого МОК, так и для поддержки олимпийского движения в целом.

Учитывая важность создания надежной финансовой базы для надлежащего развития олимпийского движения, МОК разрабатывает специальные маркетинговые программы с целью привлечения денежных средств. Приоритетное значение имеют программы реализации прав трансляции Олимпийских игр телекоммуникационным компаниям, программы работы с корпоративными спонсорами, чеканки памятных монет и медалей.

Центром олимпийского движения, притягивающие внимание мирового сообщества, остаются Олимпийские игры. Ответственность за организацию и проведение игр несут организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ). ОКОИ создается органами государственной власти и национальным олимпийским комитетом той страны, где находится город, избранный МОК столицей Игр. ОКОИ тесно сотрудничает с местными, региональными и национальными руководящими органами страны в решении любых организационных вопросов (строительство, транспорт, дипломатия, полиция, таможня и т.д.). Как правило, МОК одновременно работает с тремя или четырьмя ОКОИ, ведущими подготовку к будущим Играм.

За признание вида спорта МОК, как олимпийского и развитие в мире несут ответственность — международные спортивные федерации. Они на мировом уровне управляют своими видами спорта. Все МСФ являются неправительственными организациями (обычно ассоциациями) и действуют в соответствии с законодательством той страны, в которой располагается их штаб-квартира. Около 30 штаб-квартир находится в Швейцарии, из них 20 — в Лозанне, неподалеку от штаб-квартиры МОК. Федерации различаются в зависимости от того, входят ли курируемые ими дисциплины в программу летних или зимних Олимпийских игр (в 2012 г. насчитывалось 35 таких дисциплин, из них 28 представители летних видов спорта и 7 зимних) или они пока не включены в программу, хотя признаны МОК (в 2012 г. их 34).

В 1983 было принято решение о создании самостоятельных ассоциаций: Ассоциации летних Олимпийских Международных федераций, АСОИФ (ASOIF) и Ассоциации зимних Международных спортивных федераций, АИОВФ (AIOWF). В 1984 была создана Ассоциация международных спортивных федераций, признанных МОК АРИСФ (ARISF)

Более 100 международных спортивных федераций являются членами Генеральной ассоциации международных спортивных федераций (АГФИС), основанной в 1967 г., но при этом многие из них не входят в Олимпийское движение, т. е. не признаны МОК.

Территориальные представители МОК — это национальные олимпийские комитеты (НОК). Однако они являются независимыми ор­ганизациями, функционирующими в соответствии с законодательством своей страны. Главная обязанность НОК — формирование команды, которая будет представлять страну на Олимпийских играх. Но совершенно недостаточно образовать управленческий орган и наделить его соответствующими полномочиями. Необходимо, чтобы созданный комитет был органом представительным и авторитетным. А это невозможно без выборности и сменяемости его членов на демократической основе.

В случае невыполнения НОК своих обязанностей, предписанных ему Олимпийской хартией, МОК имеет право лишить его своего признания. Существует две основные причины для приостановки признания: отсутствие полной автономии национального комитета от правительства (как это было, например, в Венесуэле в 1993 г., в Афганистане в 1999 г. и в Ираке в 2003 г.) и неуважение к фундаментальным принципам, в частности к недопустимости расовой дискриминации (что имело место в Южной Африке с 1960 по 1991 г. и Родезии, ныне Зимбабве, с 1972 по 1979 г.). На практике подобные меры применяются чрезвычайно редко и обусловливаются международной политикой МОК.

Признание МОК получили более 200 НОК по всему миру, по одному от страны. Однако само понятие «страна» требует пояснения, поскольку с течением времени его смысл менялся. Сегодня согласно Олимпийской хартии МОК допускает в Олимпийскую систему только независимые государства, признанные международным сообществом, то есть ООН.

Главным источником финансирования для многих НОК является организация «Олимпийская солидарность», которая управляет пред­назначенной для национальных комитетов частью средств, полученных от продажи прав на телевизионную трансляцию, и маркетинговых прав на Игры.

Национальные спортивные федерации — это еще один участник Олимпийского движения. Они объединяют клубы по определенным видам спорта и, соответственно, лицензированных спортсменов своей страны. Национальные спортивные федерации могут быть признаны на национальном уровне НОК своей страны и (или) на международном уровне МСФ своего вида спорта. В некоторых случаях такое двойное признание отсутствует, что не дает спортсменам возможности участвовать в Олимпийских играх.

Всех описанных выше участников Олимпийского движения можно изобразить в виде схемы представленной на (рис. 1)

Рис. 1 Классическая Олимпийская система


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: