Регулирующие органы

Спортивный арбитражный суд САС – первый спортивный регулирующий орган был основан МОК в 1983 г. и начал свою работу с середины 1984 г.

Спортивный арбитражный суд был создан для разрешения споров, касающихся спорта, посредством арбитража. Это позволило избежать обращения в государственные суды, которые зачастую работают медленно, требуют значительных расходов и не всегда хорошо разбираются в спортивной специфике и особенностях Олимпийской системы. Образцом для САС послужили арбитражные суды Международной торговой палаты. Любопытно, однако, что он разбирает гораздо больше дел против спортсменов и их федераций (в частности, по вопросам допинга), чем дел между спортивными организациями и коммерческими предприятиями.

Этот частный суд состоит из двух палат. Палата обычного арбитража разбирает споры, связанные со спортом, добровольно представленные на рассмотрение непосредственно сторонами. Палата апелляционного арбитража служит своего рода верховным судом для всех юрисдикционных органов МСФ и НОК, готовых признать его таковым. Спортивный арбитражный суд расположен в Лозанне, но имеет отделения в Австралии и США. Применяемый закон — закон Швейцарии, если обе стороны не решат воспользоваться законом другой страны. В основе арбитража лежат швейцарский Закон об арбитраже и Кодекс спортивного арбитража. Решения САС имеют ту же силу, что и решения, выносимые гражданскими судами, и стороны официально обязуются принимать их в момент подписания арбитражного соглашения.

Всемирное антидопинговое агентство было создано в Лозанне в декабре 1999 г. по рекомендации Всемирной антидопинговой конференции, состоявшейся в феврале того же года. Конференция, также проходившая в Лозанне, была организована МОК помимо прочего как реакция на скандал, разразившийся в связи с велогонкой «Тур де Франс» в 1998 г. Гонка практически была остановлена из-за «дела Фестины», названного так в связи с соответствующей командой, члены которой систематически принимали допинг.

Цели ВАДА — всемерно содействовать борьбе со всеми формами допинга в спорте, координировать и контролировать ее на международном уровне. В состав агентства поровну входят представители Олимпийского движения и правительств разных стран; финансирование осуществляется на таких же паритетных началах. Всемирное антидопинговое агентство координировало разработку и написание Всемирного антидопингового кодекса, унифицировавшего все положения, касающиеся допинга во всех видах спорта всех стран. Документ был принят в 2003 г. на конференции, собравшей заинтересованные стороны, и пересмотрен в ходе второй конференции в 2007 г. с учетом первых четырех лет его функционирования. И кодекс, и само существование ВАДА подтверждены Международной конвенцией, принятой государствами — членами ЮНЕСКО в 2005 г., которые постепенно ратифицируют ее и таким образом включают в свое на­циональное законодательство. В своем кодексе ВАДА называет САС единственной инстанцией для рассмотрения дел по поводу использования допинга, которые составляют подавляющее большинство в практике САС с начала его деятельности в 1984 г.

Комиссия по этике МОК — третий регулирующий орган основанная в 1999 г., когда обнаружилось, что несколько членов МОК вели себя неподобающим образом при отборе кандидатуры Солт-Лейк-Сити на роль организатора зимних Олимпийских игр. Комиссия уполномочена разрабатывать и обновлять свод этических принципов, в том числе этический кодекс, на основе которого рассматриваются жалобы, возникающие в связи с неуважением этих принципов членами МОК, НОК, оргкомитетами и другими участниками Олимпийского движения. Однако в компетенцию Комиссии не входят случаи употребления спортсменами допинга. После выборов нового президента МОК в 2001 г. Комиссия по этике играет центральную роль в деятельности Олимпийской системы, следствием чего стала отставка пяти членов МОК и вынесение выговоров еще нескольким членам.

В Комиссию по этике входят девять человек: как максимум четверо из них могут быть членами МОК, и по меньшей мере пятеро являются уважаемыми известными людьми с безупречной репутацией на международном уровне. Они назначаются президентом МОК и утверждаются Исполкомом Комитета. Председателем Комиссии с момента ее основания является член МОК. Специальный представитель — главный член Администрации МОК — помогает Комиссии и олимпийским организациям, а также сотрудничает с ними в деле укрепления этических стандартов в Олимпийском движении.

Комиссия по этике является комиссией МОК. Она лишь делает выводы и дает рекомендации, которые представляет в Исполком МОК. Когда в его адрес поступают жалобы, Комиссия по этике проводит конфиденциальное расследование. Доклад, разработанный специальным представителем, выносится на суд членов Комиссии, и после обсуждения принимается решение в виде заключений и рекомендаций. Это решение подается в Исполком МОК через президента МОК и остается конфиденциальным до тех пор, пока Исполком не вынесет свой вердикт. Комиссия по этике не может считаться независимым органом.

В начале XXI века САС, ВАДА и Комиссия по этике МОК фактически стали регулирующими органами мирового спорта; вместе с тем они тесно связаны с Олимпийской системой посредством работающих в этих организациях сотрудников (рис. 3).

Рис 3 Олимпийская система и регулирующие органы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: