Основы обучения движениям

Одна из основных сторон физического воспитания — обучение.
В процессе овладения двигательной деятельностью обучаемый последовательно проходит стадии умения и навыка. Выделяют три этапа обучения.

1. Начальное разучивание действия. На этом этапе формируются основы умения выполнять разучиваемое действие. Создается представление об изучаемом действии, делаются попытки выполнить действие или его часть. Используются показ, рассказ, расчлененные и подводящие упражнения. В коре головного мозга на этой стадии выполнения упражнения происходит иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц.

2. Углубленное разучивание действия. Ставится задача формирования двигательного умения и совершенствование его.

Двигательное умение — это способность осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных операций. Ему присущи следующие признаки:

– концентрация внимания на частных операциях действия;

– нестандартность параметров действия при повторном воспроизведении, особенно при наличии сбивающих факторов;

– расчлененность, малая слитность, увеличение времени выполнения действия.

На этом этапе применяется многократное практическое воспроизведение действия, наглядные методы, идеомоторные упражнения. В коре головного мозга постепенно происходит концентрация возбуждения, приводящая к улучшению координации, устранению излишнего мышечного напряжения.

3. Формирование двигательного навыка — форма реализации двигательных возможностей на основе автоматизации двигательного умения. Двигательный навык характеризуется:

– повышенной степенью автоматизма, направленностью сознания не на частные операции действия, а на конечный результат;

– стереотипностью действия при повторном воспроизведении;

– слитностью операций и сокращением времени действия.

В процессе формирования двигательного навыка применяются стандартно-повторный метод, соревновательный, игровой, метод "сопряженного воздействия" (увеличение стандартного веса снаряда, использование свинцовых манжет, поясов и т.п.). На этом этапе формируется динамический стереотип — система условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс. Происходит стабилизация, высокая степень концентрации и автоматизации движений.

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, "перенос" навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гранаты. В этом случае обучению способствует "положительный перенос". Перенос навыка может носить и отрицательный характер, когда навык, выработанный в одном упражнении, служит препятствием в овладении другим из-за различной структуры движений. То же происходит при формировании неправильной техники движений. Это положение иллюстрируется поговоркой "Легче научить, чем переучить".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: