График № 5
Балл
условная норма
12 3 4 5 6 7 8 9 10
пробы; параметры обследования
Параметры обследования:
1) слоговая структура слов 1-3 классов;**
2) слоговая структура слов 4—6 классов;
3) слоговая структура слов 7—9 классов;
4) слоговая структура слов 10—13 классов;
слоговая структура слов повышенной слоговой
сложности; * Не считается нарушением, если ребенок не представляет себе значения
5) слова, не имеет данного слова в пассивном словаре. Оценивается слоговая структура слов, знакомых ребенку, если ребенок четко представляет себе значение этого слова,
" 13 классов слов по классификации А.К. Марковой.повторение разного типа слоговых рядов;
6) воспроизведение ритмических структур;
7) воспроизведение ритмического рисунка слов;
8) воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры;
10) воспроизведение слоговой структуры слов при
ответах на вопросы.
На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определена в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемое™ движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отмечают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.
Если опускается слог («сипед» — велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» — полотенце), то это элизии (усечение).
Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации.
Если уподобляет слог другому («пепенье» — печенье), то это антиципация.
Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» — трава), то это итерация.
Если слоги в слове меняются местами («ракатан» — таракан), то это перестановка слогов.
Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» — трактор пашет), то это контаминация.
Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так,- в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостйо. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий.
Выводы
1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается
только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению
входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».
2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана
судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно,
слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный Слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.
3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной,
влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.
4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога.
5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей
ребенка.
6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка.
7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у
других сначала появляются слова-корни.
8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры.
9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью
раньше формируются слоговые контрасты.
10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопроизношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем
многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.
11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями.
12. У детей со стертой дизартрией определена высокая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом.