Таблица № 5
Последовательность развития | Фонематические | |||
Стадия | Ступень | Ряд | Этап | различения |
Первая (различение гласных) | первая (различение гласных) | первый (различение гласных) | первый второй третий | различение [a] и других гласных различение [и — у], [э — о], [и — о], [э — у] различение [и — э], [у — о] |
Вторая (различение согласных) | вторая предварительная (различение наличия согласных) | второй | различение наличия согласных: фонема - согласная — нуль — фонема ([бок — ок], [вэк — эк], [д'ик — ик]) |
* Таблица заимствована из Хрестоматии по возрастной психолингвистике (Возрастная психолингвистика //Хрестоматия. Сост. К.Ф. Седов. — М., 2004).
Продолжение табл. | ||||
Последовательность развития | Фонематические различения | |||
Стадия | Ступень | Ряд | Этап | |
третья (различение сонорных и артикулируемых шумных) | третий | различение сонорных и артикулируемых шумных: [м-б], [р-д], [н-г], [j-b] | ||
четвертая (различение- твёрдых и мягких согласных) | четвертый | различение твердых и мягких согласных: [н-н’], [м-м’], [б-б’], [д-д’], [в-в’], [з-з‘], [л-л‘], [р-р‘] | ||
пятая (различение сонорных) | пятый (различение сонорных) | первый второй третий | различение назальных и плавных + [j]: [м — л], [m-p], [h-л], [h-p], [h-j], [m-j] различение назальных: [м-н] различение плавных: [л-р] | |
шестая (различение шумных) | шестой | различение сонорных и неартикулируемых шумных: [m-з], [л-х], [н-ж] | ||
седьмой | различение губных и язычных: [б — д], [б-г],[в-з],[ф-х] | |||
восьмой | различение взрывных и придувных: [б — в], [д — з], [к — х], [д — ж] | |||
девятый | различение передне- и заднеязычных: [д — г], [с —х],[ш —х] | |||
десятый | различение глухих и звонких: [п — б], [т — д], [к-г],[ф-в], [с-з], [ш — ж] | |||
одиннадцатый | различение шипящих и свистящих: [с— з], [ш — ж], | |||
двенадцатый | различение плавных и [j]: [p-j], [л-j] |
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.
РЕ. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1 этап — дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;
2 этап — начальная стадия дифференциации фонем;
3 этап — завершающая стадия дифференциации фонем;
4 этап — появляется готовность к элементарному звуковому анализу;
5 этап — возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.