Общая схема фонематического развития (НХ Швачкин)

Таблица № 5

Последовательность развития Фонематические
Стадия Ступень Ряд Этап различения
Первая (разли­чение глас­ных) первая (различе­ние глас­ных) первый (различе­ние глас­ных) пер­вый второй третий различение [a] и других гласных различение [и — у], [э — о], [и — о], [э — у] различение [и — э], [у о]
Вторая (разли­чение соглас­ных) вторая предвари­тельная (различе­ние нали­чия соглас­ных) второй   различение наличия со­гласных: фонема - со­гласная — нуль — фоне­ма ([бок — ок], [вэк — эк], [д'ик — ик])

* Таблица заимствована из Хрестоматии по возрастной психолинг­вистике (Возрастная психолингвистика //Хрестоматия. Сост. К.Ф. Се­дов. — М., 2004).

Продолжение табл.
Последовательность развития Фонематические различения
Стадия Ступень Ряд Этап
  третья (различе­ние сонор­ных и арти­кулируе­мых шумных) третий   различение сонорных и артикулируемых шум­ных: [м-б], [р-д], [н-г], [j-b]
  четвертая (различе­ние- твёр­дых и мяг­ких соглас­ных) четвер­тый   различение твердых и мягких согласных: [н-н’], [м-м’], [б-б’], [д-д’], [в-в’], [з-з‘], [л-л‘], [р-р‘]
  пятая (раз­личение сонорных) пятый (различе­ние со­норных) пер­вый второй третий различение назальных и плавных + [j]: [м — л], [m-p], [h-л], [h-p], [h-j], [m-j] различение назальных: [м-н] различение плавных: [л-р]
  шестая (различе­ние шум­ных) шестой   различение сонорных и неартикулируемых шум­ных: [m-з], [л-х], [н-ж]
    седьмой   различение губных и язычных: [б — д], [б-г],[в-з],[ф-х]
    восьмой   различение взрывных и придувных: [б — в], [д — з], [к — х], [д — ж]
    девятый   различение передне- и заднеязычных: [д — г], [с —х],[ш —х]
    десятый   различение глухих и звонких: [п — б], [т — д], [к-г],[ф-в], [с-з], [ш — ж]
    одиннад­цатый   различение шипящих и свистящих: [с— з], [ш — ж],
    двенад­цатый   различение плавных и [j]: [p-j], [л-j]

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.

РЕ. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап — дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап — начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап — завершающая стадия дифференциации фонем;

4 этап — появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5 этап — возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализу­ются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: