Искусство Древнего Китая

Говоря о художественных традициях Древнего Китая, нельзя обойти вниманием тему музыки. В Иньскую эпоху в Китае оформился особый музыкальный комплекс, объединявший в себе игру на музыкальных инструментах, пение и танец. Музыкальное комплекс на протяжении почти всей истории Китая являлся непременным компонентом официальных церемоний светско-этикетного характера. Существенной особенностью китайской музыки выступал ее гармонический строй – пентатоника – звукоряд из пяти нот, каждая из которых связывалась с определенной частью света. Кроме того, использовался так же двенадцатиступенный звукоряд, который подразделялся на четные (мужские) и нечетные (женские) ступени.

Китайская музыкальная культура располагала целым набором музыкальных инструментов, которые подразделялись на восемь видов в зависимости от материалов, использовавшихся при изготовлении. Многие из них, например, флейты, свирели, барабаны имеют аналоги среди музыкальных инструментов других народов мира. В то же время использовались и совершенно оригинальные инструменты, такие как каменные барабаны или губной органчик из сухой тыквы. Высшее место в иерархии музыкальных инструментов отводилось ударным, изготовленным из камня и бронзы, поскольку их звук отождествлялся с ударами грома. Изобретение барабана приписывалось легендарному Желтому императору.

Виды искусств, входившие в музыкальный комплекс, наделялись в Древнем Китае магическими функциями – способностью оказывать мироустроительное воздействие на социокосмический порядок и содействовать контакту с высшими силами. Особое значение придавалось непосредственно музицированию, которое призвано было устанавливать гармонию между Землей и Небом и способствовать процветанию общества. Можно заметить, что музыкальный комплекс выполнял в китайской культуре ту фунцию, которая в Древнем Египте и Месопотамии была возложена, главным образом, на архитектуру.

Кроме того, музыка, песнопение и танец служили способом демонстрации человеческих возможностей и внутренних качеств. Почти все легендарные и реальные исторические герои Китая наделялись талантами композиторов и исполнителей. Владение музыкальными инструментами было желательным качеством правящего монарха и высших чиновников.

Архаико-религиозные истоки обнаруживает и китайская словесность. Создание устного или письменного текста так же мыслилось как воспроизведение процесса преобразования хаоса в гармонию. Наиболее упорядоченным видом текста, несомненно, является стихотворение, а потому поэзия становится ведущим жанром китайской литературы. До определенного времени поэтический текст в Китае, так же как и в целом ряде других древних культур, существовал в устной форме и в неразрывном единстве с мелодией, то есть входил в «музыкальный комплекс» и наделялся магическими функциями. Возникновение письменного поэтического творчества несколько снижает его сакральное значение, но не умаляет культурной ценности. Умение писать стихи так же считалось желательным, а затем и нормативным качеством венценосных особ и чиновников.

Архитектура в Китае не знала того размаха, который отличал зодчество Древнего Египта и Месопотамии. Основным строительным материалом служило дерево – материал менее прочный и долговечный, чем камень. В результате, сооружения Древнего Китая известны нам только по планам, древним изображениям и реконструкциям. В то же время, консерватизм культуры Традиционного Китая способствовал сохранению основных стилевых особенностей и конструктивных приемов более раннего периода, что так же позволяет составить о них некоторое представление.

Общие принципы китайской архитектуры складываются на основании общей для древневосточных цивилизаций установки на создание особого пространства, призванного противостоять хаосу, утверждать гармонию и создавать условия для связи людей с некой высшей реальностью – миром богов и духов. Характерным для Китая является слабо выраженное конструктивное и масштабное различие между культовыми и жилыми сооружениями. Любой архитектурный ансамбль вне зависимости от назначения, состоял из набора зданий квадратной или прямоугольной формы (форма земли), обнесенных стеной и сориентированных по оси север-юг. Характерно, что размах строительства в Китае выражался не устремленностью вверх, а «распространенностью по поверхности». Дворцовые комплексы китайских правителей занимали большие территории, иногда равные территории небольшого города, при этом самыми высокими сооружениями являлись надвратные башни - лоу, высотой в три этажа.

Конструктивные особенности китайской архитектуры так же сформировались в иньскую эпоху. Это, во-первых, сооружение зданий на высокой глинобитной платформе и, во-вторых, каркасный метод строительства, когда основу конструкции составляют не стены, а столбы каркаса, с опирающимися на них продольными балками. Так же давно в Китае начали применяться и двускатные крыши. Черепичное покрытие начало изготовляться в X-IX до н. э. Несколько позже, в IV-III вв. до н. э. возникает и, характерная для Китая, форма крыш с загнутыми вверх краями. Появление такой необычной формы исследователи связывают с климатическими особенностями юга Китая. Однако загнутые края крыш имели в китайской культуре и магическое объяснение - считалось, что она способствует защите от злых духов.

Немногие сохранившиеся памятники изобразительного искусства Древнего Китая связаны с заупокойным культом. Строительство гробниц и их украшение не имело в Китае такого размаха, как в Египте, тем не менее, археологами был сделан ряд интересных, а порой, неожиданных находок.

Самые древние скульптуры, украшавшие гробницы ханьской эпохи изображали фантастических крылатых львов. Позже появляются изображения крылатого коня и единрога. Первые образцы антропоморфной скульптуры так же относятся к концу правления династии Хань – это изображения воинов и чиновников в траурном одеянии.

В I-II веках до н. э. складываются три типа погребений: украшенные каменными рельефами, выложенные декоративной керамической плиткой и украшенные росписями по сухой штукатурке. Сюжеты части изображений сходны с сюжетами египетских гробниц – здесь так же встречаются сцены повседневного труда, пиров, охоты, выезда княжеского или императорского кортежа.

Более своеобразными являются изображения, которые можно истолковать как сцены потустороннего мира. На них можно увидеть фантастических животных, божественных персонажей, ритуально-мифологические процессии.

В чжоуский период складывается традиция помещать в гробницах глиняные статуэтки-модели, изображающие самые разнообразные явления этого мира: архитектурные сооружения, колесницы, людей, сложные многофигурные сцены (пиршества, танцы, пиры и т. д.). Здесь ощущается, сходное с египетским, стремление наделить умершего всеми радостями земного существования - изобразительное искусство так же наделяется способностью пресуществляться в иную реальность. Не оставляет сомнений, что этой цели была подчинена и знаменитая Глиняная армия императора Цинь-ши-хуан-ди.

Огромное число выполненных из натуральной глины людей, лошадей, колесниц, изображенных в натуральную величину была обнаружена в 1974 году недалеко от погребения императора. Каждая из фигур воинов (число их превышает 10 000) наделена портретными чертами и выполнена на высоком художественном уровне. История создания этой удивительной армии остается загадкой для исследователей: в летописях эпохи нет упоминаний о ее создании. С художественной точки зрения этот памятник так же вызывает недоумение специалистов – предшествующая его созданию эпоха не оставила никаких следов школы или традиции изготовления подобных скульптур. Есть предположение, что они были изготовлены мастерами бронзового производства, так как представляют собой как бы модели для бронзовой отливки.

Независимо от условий создания и символики, «глиняная армия» свидетельствует о том, что исчезнувшее под натиском времени древнекитайское искусство имело значительно более высокий уровень, чем предполагалось на основе прежних археологических находок.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте роль музыки в китайской культуре. Какие инструменты использовались китайскими музыкантами?

2. Сравните архитектуру древнего Китая и Древнего Египта? В чем заключаются основные отличия? Чем они обусловлены?

3. Назовите основные темы китайского искусства, связанного с заупокойным культом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: