Искусство Среднего и Нового царства

Художественная культура Среднего и Нового царств, в целом, развивалась в рамках традиций, заложенных предшествующей эпохой. В то же время можно отметить и некоторые изменения, связанные, главным образом, с изменениями в области мировоззрения и религиозных представлений.

Период упадка и безвременья, ознаменовавший конец среднего царства, вызвал настроения разочарованности и пессимизма. Ценности, которые казались незыблемыми, пошатнулись, возникла потребность в новых духовных ориентирах. В связи с этим период нового расцвета древнеегипетской цивилизации связан так же с появлением новых представлений, затрагивающих такой важный вопрос, как посмертная судьба человека. В этот период, возможно, впервые в истории духовной культуры, значение приобретают этические требования – посмертная участь связывается не только с соблюдением обрядов и «материальным обеспечением» умершего, но и с его поведением при жизни. Возникает представление о посмертном суде над душой умершего: изображение «суда Осириса» становится обязательным сюжетом в росписях гробниц. Произошедшая переоценка ценностей приводит так же к тому, что строительству гробниц уже не уделяется такого внимания, и архитектура в значительной степени переориентируется на сооружение храмов и храмовых комплексов.

Среднее царство отмечено некоторым ослаблением верховной власти Египта и усилением провинций – номов. В связи с этим крупное строительство в этот период практически не ведется. Наибольший интерес представляет настенная живопись и мелкая пластика. По сравнению с предшествующим периодом здесь наблюдается некоторое «смягчение» стиля – живопись становится более многоцветной, красочной, эмоциональной. В скульптуре, наряду с традиционными формами, получают распространение небольшие статуэтки, изображающие слуг занятых различными работами. Эти изображения были призваны заменить умершему сановнику или фараону реальных слуг (в предшествующий период слуг иногда убивали и хоронили неподалеку от усыпальницы фараона). Эти скульптурки выполнены в достаточно свободной манере, образный строй их основан на реальном наблюдении.

Заметными достижениями отмечен последний период египетской истории, наступивший после изгнания завоевателей – гиксосов, вторжением которых завершилась эпоха Среднего царства. Наиболее значительный памятник этого периода – храмовый комплекс, расположенный недалеко от древних Фив – города, ставшего столицей Нового царства. Перенесение столицы повлекло за собой усиление местных фиванских культов, главным из которых был культ бога Солнца Амона, вместе с которым почитались его супруга – Мут и его сын Кхон. Грандиозные храмы, остатки которых расположены недалеко от современных поселков Луксор и Карнак были посвящены этим богам.

Храм в Луксоре (XIV в. до н. э.) включает в себя все элементы, типичные для культовых сооружений Нового царства: плоские столбы-пилоны, фланкирующие вход, вестибюль и центральный зал, представляющий собой лес колонн в форме стилизованных стеблей папируса. Он отличается торжественностью, гармоничными пропорциями и изысканностью форм. Грандиозная аллея сфинксов, оформленная совершенно одинаковыми скульптурными изображениями этих фантастических существ соединяет храм со святилищем в Карнаке.

Ансамбль Карнака поражает в первую очередь своим размахом и монументальностью. По сути, он представляет собой несколько построек, последовательно вписанных одна в другую. Центральная и наиболее древняя часть храма посвящена Амону и представляет собой гипостильный зал, соединенный с вестибюлем, вход в который фланкируют пилоны. Однако самым грандиозным является пристроенный позднее гипостильный зал Рамсеса II. Он представляет собой комплекс из 134 колонн, образующих длинный процессуальный коридор. Колонны были покрыты раскрашенными рельефами, что придавало сооружению праздничность и разнообразие. Форма колонн по традиции имитировала стебли папируса, увенчанные цветами или бутонами.

Гипостильные залы символизировали собой гармонию космоса, вселенную, объединяющую земное и небесное.

Сооружение последнего грандиозного памятника египетской архитектуры так же приходится на период правления Рамсеса II. Это знаменитые скальные храмы, возведенные на юге Египта. Большой Храм был посвящен самому фараону, малый его супруге – Нефертари. Данные сооружения представляют собой своеобразный синтез скульптуры и архитектуры – их главным элементом являются окружающие вход во внутренние помещения грандиозные скульптуры. При всем размахе и оригинальности замысла в этих сооружениях ощущаются черты надвигающегося упадка – фигуры отличаются чрезмерной тяжеловесностью, подчеркнутой статичностью, они напоминают каменных истуканов. Правление Рамсеса, ознаменовавшееся военными успехами и масштабным строительством, было последней яркой страницей истории Древнего Египта.

Однако прежде чем перейти к следующему разделу нельзя не затронуть еще один, краткий, но чрезвычайно интересный эпизод в развитии культуры древнего Египта – период правления фараона Эхнатона. Этот правитель вошел в историю Египта как реформатор. Наперекор многовековым традициям он попытался сменить религию, заменив язычество единобожием – поклонением солнечному диску Атону. Чтобы преодолеть сложившуюся инерцию Эхнатон покидает Фивы и основывает новую столицу – Ахететон. Остатки этого города были найдены археологами неподалеку от местечка Амарна, по названию этого местечка и весь период правления Эхнатона стал именоваться Амарнским. Изменение религии немедленно повлекло за собой изменения в художественной сфере. И в первую очередь это проявилось в отступлении от устоявшихся традиций, связанных с магизмом, Образы становятся более выразительными, художественный язык более экспрессивным. Фигуры утрачивают «классическую» правильность форм, но приобретают большую живость, выразительность. Это особенно заметно на рельефах, изображающих фараона в кругу семьи: цветовая гамма в живописи становится более разнообразной, цвет накладывается выразительными мазками.

Но наибольших успехов в этот период достигает круглая скульптура. Самыми известными памятниками являются портреты Эхнатона и его супруги – Нефертити. Портреты Эхнатона демонстрируют стремление к реализму, граничащее с карикатурностью форм. Лицо фараона показано во всей его неправильности и характерности. Неправильность черт как бы компенсируется выражением спокойствия и самоуглубленности. Невозмутимость Эхнатона не производит впечатления холодной отстраненности, скорее она напоминает безмятежность Будды. Портреты Нефертити занимают почетное место в сокровищнице мирового искусства – красота форм, изящество, внутреннее достоинство приближает их к лучшим образцам европейского портрета.

После смерти Эхнатона, произошла реставрация древних языческих культов, и, соответственно, возвращение к прежним художественным традициям. Последние дошедшие до нас произведения, сохраняющие дух амарнского периода, были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Тутанхамон приходился зятем Эхнатону, он взошел на трон, женившись на одной из его дочерей, и правил около двух тлеет. Ранняя смерть правителя не позволила ему подготовить себе надлежащую гробницу. Даже это, скромное, по египетским меркам, захоронение потрясло европейских исследователей обилием и утонченностью драгоценных предметов. Наибольшую ценность представляют собой золотые фигурки богинь-охранительниц. Изящество силуэтов, хрупкость и утонченность облика напоминают образы дочерей Эхнатона. Предполагается, что в образах богинь запечатлена юная супруга правителя, их охраняющий жест скорее трогательная мольба, чем грозное заклинание.

Декоративный рельеф со спинки трона, изображающий фараона и его супругу в саду, так же проникнут лирическим настроением, которое необычно соединяется с условностью и декоративностью символического языка.

Вопросы и задания:

1. Назовите главные архитектурные памятники Нового Царства.

2. Какие изменения происходят в религиозных представлениях египтян в период Среднего царства? Как они отражаются в тематике изобразительного искусства?

3. Перечислите памятники изобразительного искусства амарнского периода. Какие изменения происходят в стиле и тематике изображений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: