Религиозные представления древних египтян в своих наиболее существенных чертах оформились к моменту складывания единого централизованного государства на рубеже 4-го и 3-его тысячелетий. В дальнейшем, на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет они не претерпели существенных изменений. Трансформировались ритуалы, менялись имена богов, трактовки отдельных представлений, но, в целом, религия сохраняла ряд ключевых установок: многобожие, культ Солнца, как верховного бога, заупокойный культ и связанные с ним обряды (в том числе мумифицирование), почитание фараона как воплощенного божества, почитание священных животных.
Многобожие, так же как и почитание верховного божества – наиболее общие, родовые черты религий Древнего мира. Чтобы составить представление об особенностях культуры Древнего Египта имеет смысл остановится на специфических чертах религиозных представлений. Мумия, пирамида, погребение – вот те слова, которые сразу же возникают в памяти при одном упоминании Египта – это говорит об особом значении для египтян заупокойного культа. Пафос победы над смертью пронизывает собой духовную атмосферу этой древнейшей культуры.
|
|
Автономное существование души после разрушения тела признавалось практически всеми древнейшими религиями, однако посмертная судьба ее виделась по-разному. В Египте сложилась одна из самых сложных антропологических концепций – человек рассматривался как сложная система, состоящая из восьми взаимосвязанных основ, причем практически все составляющие человеческой природы в той или иной мере обладали бессмертием – тело и дух, имя и образ, жизненная энергия и тень были тесно связаны друг с другом. По представлениям египтян, после смерти человека «на земле» оставалась лишь 1/8 его сущности – телесная оболочка (Сах), но и она не теряла своего значения, а сохраняла связь с остальными «основами» и, в первую очередь с «телесной душой» (Ка). Поэтому для нормального существования человека в «посмертной реальности» считалось необходимым сохранять останки умершего. Это трепетное отношение к целостности мертвого тела выражено и в мифе об Осирисе и Исиде, имеющем ключевое значение для понимания духовных основ древнеегипетской культуры.
Согласно этому мифу Осирис – сын Нут (неба) и Геба (земли), первый правитель Египта был убит своим братом Сетом. Тело Осириса Сет расчленил на четырнадцать частей и разбросал по всему Египту. Сестра и жена Осириса – Исида собрала разбросанные части тела и соединила их. После этого их сыну, Гору (богу Солнца) удалось воскресить отца и убить Сета.
Этот древнейший миф связывает представления о телесном воскресении человека с представлением о воскресении, как о космическом законе, которому подчиняется вся природа. Осирис в религиозной системе древних египтян являлся одновременно и властителем «царства мертвых» и богом, символизирующим «погибающую» от засухи и «воскресающую» после разлива Нила природу.
|
|
Человек рассматривался древними египтянами, как часть мироздания, основным законом которого было циклическое чередование жизни, смерти (гибели) и воскресения – такое чередование угадывалось египтянами и в ежедневной драме исчезновения дневного светила. На протяжении всей истории Древнего Египта Солнце сохраняло значение главного божества, хотя оно и почиталось под разными именами – Гор, Амон, Ра, Атон. Каждый восход солнца переживался как своего рода воскресение – знак победы сил света над тьмой. Согласно наиболее распространенному мифу о Солнце, бог Ра, удаляясь вечером за горизонт вступал в царство мертвых, где в полночь ему приходилось сражаться с гигантским змеем Апопом, символизирующим силы тьмы. Только одержав победу над змеем, Ра мог снова взойти над горизонтом.
Можно заметить, что хотя гибель и возрождение мыслились древними египтянами «универсально», они все же не являлись проявлением некого «механического закона» действие которого не предполагает чьих-либо целенаправленных усилий. Напротив, жизнь существовала как победа над смертью в тяжелой борьбе, исход которой не был заранее предрешен или запрограммирован: чтобы оживить Осириса, Гор жертвует собственным глазом; чтобы подарить миру свет, Ра вынужден каждую ночь биться с огромным змеем; чтобы умерший мог вновь обрести жизнь, необходимо проявить заботу о его теле. Можно сказать, что с точки зрения египтян, человек играл активную роль во всех природных процессах: религиозные обряды и магические действия были призваны поддерживать порядок, которому противостоят силы тьмы и хаоса. Постоянными жертвоприношениями и тщательным исполнением всех обрядов египтяне надеялись помочь Солнцу подняться над горизонтом, Нилу разлиться, растениям зацвести, умершему воскреснуть.
Обряды и культовые действия в Древнем Египте были направлены на установление связи между миром людей и миром богов. Эти миры, не были отделены друг от друга непроходимым барьером – между ними существовали различные виды связи. Наибольшую роль в их объединении играл культ фараона, который рассматривался древними египтянами как живое воплощение божества, как бог, временно принявший в «посюсторонней» реальности человеческий облик. Фараон не только управлял Египтом, но и обеспечивал ему божественное покровительство и, если правление заканчивалось с его смертью, то покровительство становилось еще важнее – после смерти фараон попадал в царство богов. Особенно сильны были эти представления в эпоху Древнего царства – именно тогда египтянами были построены колоссальные гробницы фараонов, самой формой ясно выражающие идею поступательного восхождения от мира людей к миру богов.
Вопросы и задания:
1. Назовите наиболее устойчивые признаки египетской религии.
2. В чем особенности антропологических воззрений древних египтян? Как они повлияли на формирование заупокойного культа?
3. В чем заключался политический и религиозный смысл обожествления фараона?