Религия в Древнем Египте

Религиозные представления древних египтян в своих наиболее существенных чертах оформились к моменту складывания единого централизованного государства на рубеже 4-го и 3-его тысячелетий. В дальнейшем, на протяжении более чем двух с половиной тысяч лет они не претерпели существенных изменений. Трансформировались ритуалы, менялись имена богов, трактовки отдельных представлений, но, в целом, религия сохраняла ряд ключевых установок: многобожие, культ Солнца, как верховного бога, заупокойный культ и связанные с ним обряды (в том числе мумифицирование), почитание фараона как воплощенного божества, почитание священных животных.

Многобожие, так же как и почитание верховного божества – наиболее общие, родовые черты религий Древнего мира. Чтобы составить представление об особенностях культуры Древнего Египта имеет смысл остановится на специфических чертах религиозных представлений. Мумия, пирамида, погребение – вот те слова, которые сразу же возникают в памяти при одном упоминании Египта – это говорит об особом значении для египтян заупокойного культа. Пафос победы над смертью пронизывает собой духовную атмосферу этой древнейшей культуры.

Автономное существование души после разрушения тела признавалось практически всеми древнейшими религиями, однако посмертная судьба ее виделась по-разному. В Египте сложилась одна из самых сложных антропологических концепций – человек рассматривался как сложная система, состоящая из восьми взаимосвязанных основ, причем практически все составляющие человеческой природы в той или иной мере обладали бессмертием – тело и дух, имя и образ, жизненная энергия и тень были тесно связаны друг с другом. По представлениям египтян, после смерти человека «на земле» оставалась лишь 1/8 его сущности – телесная оболочка (Сах), но и она не теряла своего значения, а сохраняла связь с остальными «основами» и, в первую очередь с «телесной душой» (Ка). Поэтому для нормального существования человека в «посмертной реальности» считалось необходимым сохранять останки умершего. Это трепетное отношение к целостности мертвого тела выражено и в мифе об Осирисе и Исиде, имеющем ключевое значение для понимания духовных основ древнеегипетской культуры.

Согласно этому мифу Осирис – сын Нут (неба) и Геба (земли), первый правитель Египта был убит своим братом Сетом. Тело Осириса Сет расчленил на четырнадцать частей и разбросал по всему Египту. Сестра и жена Осириса – Исида собрала разбросанные части тела и соединила их. После этого их сыну, Гору (богу Солнца) удалось воскресить отца и убить Сета.

Этот древнейший миф связывает представления о телесном воскресении человека с представлением о воскресении, как о космическом законе, которому подчиняется вся природа. Осирис в религиозной системе древних египтян являлся одновременно и властителем «царства мертвых» и богом, символизирующим «погибающую» от засухи и «воскресающую» после разлива Нила природу.

Человек рассматривался древними египтянами, как часть мироздания, основным законом которого было циклическое чередование жизни, смерти (гибели) и воскресения – такое чередование угадывалось египтянами и в ежедневной драме исчезновения дневного светила. На протяжении всей истории Древнего Египта Солнце сохраняло значение главного божества, хотя оно и почиталось под разными именами – Гор, Амон, Ра, Атон. Каждый восход солнца переживался как своего рода воскресение – знак победы сил света над тьмой. Согласно наиболее распространенному мифу о Солнце, бог Ра, удаляясь вечером за горизонт вступал в царство мертвых, где в полночь ему приходилось сражаться с гигантским змеем Апопом, символизирующим силы тьмы. Только одержав победу над змеем, Ра мог снова взойти над горизонтом.

Можно заметить, что хотя гибель и возрождение мыслились древними египтянами «универсально», они все же не являлись проявлением некого «механического закона» действие которого не предполагает чьих-либо целенаправленных усилий. Напротив, жизнь существовала как победа над смертью в тяжелой борьбе, исход которой не был заранее предрешен или запрограммирован: чтобы оживить Осириса, Гор жертвует собственным глазом; чтобы подарить миру свет, Ра вынужден каждую ночь биться с огромным змеем; чтобы умерший мог вновь обрести жизнь, необходимо проявить заботу о его теле. Можно сказать, что с точки зрения египтян, человек играл активную роль во всех природных процессах: религиозные обряды и магические действия были призваны поддерживать порядок, которому противостоят силы тьмы и хаоса. Постоянными жертвоприношениями и тщательным исполнением всех обрядов египтяне надеялись помочь Солнцу подняться над горизонтом, Нилу разлиться, растениям зацвести, умершему воскреснуть.

Обряды и культовые действия в Древнем Египте были направлены на установление связи между миром людей и миром богов. Эти миры, не были отделены друг от друга непроходимым барьером – между ними существовали различные виды связи. Наибольшую роль в их объединении играл культ фараона, который рассматривался древними египтянами как живое воплощение божества, как бог, временно принявший в «посюсторонней» реальности человеческий облик. Фараон не только управлял Египтом, но и обеспечивал ему божественное покровительство и, если правление заканчивалось с его смертью, то покровительство становилось еще важнее – после смерти фараон попадал в царство богов. Особенно сильны были эти представления в эпоху Древнего царства – именно тогда египтянами были построены колоссальные гробницы фараонов, самой формой ясно выражающие идею поступательного восхождения от мира людей к миру богов.

Вопросы и задания:

1. Назовите наиболее устойчивые признаки египетской религии.

2. В чем особенности антропологических воззрений древних египтян? Как они повлияли на формирование заупокойного культа?

3. В чем заключался политический и религиозный смысл обожествления фараона?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: