Рекомендации по подготовке тезисов

Тезис — греческое слово, обозначающее «положение». Таким образом, тезисыэто основные положения книги, позволяющие обобщить изучае­мый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогающих раскрыть содержание книги, статьи, доклада. Процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Тезисы принято подразделять на следующие виды:

• основные;

• простые;

• сложные.

Основные тезисы — это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, ото­бражающую содержание всего материала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (тематическая запись).

Основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования и связывать его основные части.

Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) составляются при первоначальном ознакомлении с текстом. Простые тезисы удается выделить из всех частей произведения вне зависимости от его общей направленности.

Записи, включающие в себя два вида тезисов (простые и основные), назы­ваются сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые.

При составлении тезисов необходимо помнить, что:

1. Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить матери­ал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих содержание текста.

2. Изучаемый текст необходимо читать неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых нужно выделять главное, и на основе этого формулировать тезисы.

3. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического ана­лиза книги, статьи, доклада, так как они акцентируются на сути вопроса, зао­стряя его.

4. Тезисы крайне облегчают возможность проанализировать, противопо­ставить свои мысли мыслям и убеждениям других.

5. Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих факторов, примеров.

6. Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготов­ленности читателя, понимания темы, о степени овладения материалом и ме­тодами самостоятельной работы с книгой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: